Мнение ИТ-директоров по поводу оптимизации расходов на связь и телекоммуникации емко и просто можно отразить всего одной цитатой, анонимной, к сожалению: «Конечно, мы в первую очередь взялись за телеком, так как провайдеры имели совершенно заоблачную маржу. Таких цен на связь, как у нас, во всей Европе нет.

С вендорами ПО и услуг все не так просто, они могут и не выжить, если их совсем лишить прибыли, а наших операторов связи можно и нужно было с наступлением кризиса прижать по ценам. Проведя переговоры, мы получили скидки не менее чем на 30% у своего провайдера. Другой провайдер одновременно предложил нам еще 30% скидки по сравнению с уже сниженной ценой конкурента. Таким образом, только за счет переговоров мы снизили свои расходы на связь не менее чем на треть. И теперь никто из них даже не заикается о том, чтобы вернуться к докризисным ценам». Это мнение ИТ-директора крупного банка с развитой филиальной сетью во всех 89 субъектах Федерации.

Как ни приятны такие изменения для любого ИТ-руководителя, постоянным снижение быть не может. Все же потребуется, кроме получения скидок, что‑то еще. Таких общеупотребительных способов экономии существует по крайней мере три: переход на IP-телефонию, WAN-оптимизаторы, сокращение использования корпоративной связи в личных целях, но ими возможности не исчерпываются.

Леонид Гуштуров, генеральный директор «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»), считает, что наиболее перспективным решением, позволяющим оптимизировать расходы на связь многофилиальным компаниям, является переход на технологию IP VPN. По оценке специалистов Банка Москвы, говорит он, где в 2009 г. была проведена модернизация сети, помимо увеличения пропускной способности во всех точках до требуемого уровня (в три — пять раз), экономия на услугах связи составила около 10—15%. Используя возможности IP-телефонии, можно существенно сократить расходы на связь не только внутри компании, но и на любые другие звонки, включая междугородные и международные. Кроме того, с помощью опций IP-телефонии клиент может исключить посторонние разговоры сотрудников за счет компании, напоминает Татьяна Каверзнева, бренд-менеджер отдела маркетинга и стратегического планирования департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга ОАО «Центральный телеграф».

Снижение цен на услуги связи вместе с административным ограничением их потребления (например, запрет использования офисной телефонии в личных целях) — достаточные меры для большинства компаний по оптимизации расходов, по мнению Ильи Кравченко, консультанта департамента сетей и телекоммуникаций компании «Ай-Теко». Если этого недостаточно, то есть смысл подумать об устройствах пакетной оптимизации (IP-акселераторы), которые за счет потоковой обработки трафика снижают нагрузку на канал связи в несколько раз. Устройства WAN-акселерации пользуются наибольшим спросом в финансовой и банковской среде, потому что там заранее известен набор приложений, для которых можно выполнить наиболее точную настройку оптимизации каналов, отмечает Кравченко.

Проекты, целью которых было сокращение издержек, отмечает Виталий Томилко, технический руководитель направления компании «Открытые технологии», включали и объединение телефонных УАТС по корпоративной IP‑сети, и модернизацию системы селекторной связи и интерактивных совещаний, и организацию полноценных рабочих мест для мобильных сотрудников, получающих доступ через VPN. И в конечном итоге компания действительно получает значительную экономию за счет отказа от аренды оборудования и каналов связи, оплаты междугородных и международных переговоров.

Быстро развивается новое интересное направление — использование значительно более дешевых, чем раньше, видов видео-конференц‑связи. Это, например, аренда необходимого ПО и применение продуктов, ранее использовавшихся лишь для частных нужд (см. врезку). Конечно, это подход не универсальный, но для рынка СМБ — уже и массовый, и явно эффективный.

По общему мнению экспертов, продолжительность проектов, направленных на оптимизацию затрат, — несколько месяцев, от квартала до года. Александр Гуляев, начальник отдела сетевых проектов компании «Инфосистемы Джет» отмечает, что их бюджеты могут составлять от 3—5 тысяч долларов за несколько VoIP-шлюзов до десятков и сотен тысяч на системы WAN-оптимизации. Сергей Кузнецов говорит, что очень редко возврат окупаемости превышает год, но это очень индивидуально, и нужно считать для каждого случая. Он отмечает, что для оптимизации затрат на связь клиенты Citrix проявляют особенный интерес к решениям по виртуализации приложений и виртуализации десктопов, которые используют протоколы ICA и HDX соответственно. Показательный факт: по словам Кузнецова, в 2009 г. оборот компании в России вырос по сравнению с 2010 г., увеличилось число проектов.

С точки зрения технологий самые действенные методы оптимизации, по мнению Гуляева, — переход на корпоративный VoIP и присоединение к сетям VoIP-операторов, позволяющих терминировать МГ/МН (междугородный и международный) трафик, установка средств WAN-оптимизации на каналы связи и переход на технологии DWDM (в случае аренды темных волокон ВОЛС). Организационно самыми действенными мерами можно считать консолидацию офисов компании и контроль над расходами сотрудников на связь. При этом, полагает он, оптимизация расходов на междугородные звонки поддается достаточно простому исчислению и иногда позволяет снизить соответствующие статьи расходов более чем вдвое. Но в некоторых случаях при внедрении соответствующих технических решений приходится идти на дополнительные затраты, связанные, например, с резервированием подключения к провайдерам, покупкой контрактов с SLA.

Это важный вопрос: оптимизацию не стоит рассматривать как некое одноразовое действо с конечным результатом, лишь снижающую затраты раз и навсегда. Она может повлечь разнообразные изменения в поддержке и дальнейшей жизни ИТ‑систем и систем связи, и никто не гарантирует, что изменения эти обязательно окажутся строго положительными. Генеральный директор компании «МПО Классика» Виталий Мосеев уверен, что даже в кризис под оптимизацией затрат правильнее понимать не просто их снижение, а скорее эффективность и повышение отдачи. «Компании стремились ограничить затраты на связь, снижая лимиты. Это дало реальную экономию, — говорит он. — Некоторые фирмы стали думать о повышении эффективности за счет применения технологий, о которых раньше не желали слушать их службы безопасности. Например, о переходе от выделенных каналов к VPN, переходе к терминальным технологиям и аутсорсингу». Каверзнева тоже отмечает, что использование услуг по организации корпоративной телефонии на основе удаленного доступа к специализированному ПО освобождает клиента от ненужных расходов на покупку дорогостоящего оборудования.

Лучшим критерием оценки эффективности инвестиций является все же не ежегодная экономия, а показатель возврата инвестиций ROI, подчеркивает Виталий Томилко. И, как показывает практика, быстрого возврата инвестиций зачастую не получается. Поэтому, прежде чем приступать к реализации подобных проектов, он советует произвести расчеты ROI — экономической эффективности инвестиций, учитывая амортизацию, издержки, получаемый доход и так далее. Томилко напоминает: «Здравый смысл подобных проектов заключается в снижении общей стоимости владения (TCO). Для минимизации бизнес-рисков необходимо считать экономическую эффективность на несколько лет вперед».

Александр Гуляев тоже призывает к осторожности и обстоятельности: «Прежде чем тратить деньги на оптимизацию, взвесьте все “за” и “против”». Перед началом проекта рекомендуется подробно проанализировать, что именно намереваемся строить и какие показатели от этого ожидаются. Если проект большой и дорогой, есть смысл заказать у сторонней компании аудит соответствующей подсистемы или ТЭО (технико-экономическое обоснование). Увлекшись оптимизацией, не надо забывать об эксплуатации уже имеющихся систем: деньги позволяет экономить только работающее оборудование и ПО. То, что стоит дешево, может и не заработать. Не стоит пытаться чрезмерно экономить на техническом решении». Конечно, это взгляд поставщика, но кому не знакомо пьянящее чувство грядущих интересных изменений, отдаленные последствия которых далеко не всегда приходит на ум просчитать? Так что предостережение не лишнее.

Изменения у операторов связи

Не только заказчики, но и провайдеры связи существенно меняют свои системы. Виталий Мосеев полагает, что так произошло бы в любом случае, эту тенденцию кризис, может быть, лишь чуть усугубил тем, что приходится действовать более бюджетно, концентрируясь только на приоритетных направлениях.

Мосеев рисует такую картину происходящих изменений. Снижение доли голосового трафика и стоимости «простых» услуг (голосовой связи, аренды каналов и доступа в Интернет) уже долгое время снижается, напоминает он, поэтому операторы ищут новые возможности и новые услуги. Сотовые операторы снижали свои издержки, приобретая операторов каналов (примеры тому «Вымпелком», «Билайн», «Мегафон») или заключая альянсы («Теле2»–ТТК), добавляли в свой портфель новые услуги (например, FMC или некоторые услуги для рынка физлиц) и присматривались к связи четвертого поколения. Операторы «проводных» коммуникаций снижали издержки за счет построения собственных каналов вместо аренды чужих либо приобретали других игроков, у которых эти каналы уже имелись на определенных направлениях. Сотовые операторы искали новые возможности для расширения портфеля услуг. Среди новых услуг появлялись широкополосный доступ в Интернет и высокоскоростной беспроводной доступ в Интернет, а также такие услуги, как Hosting, Collocation и другие, связанные с построением ЦОД (примеры — проекты МТТ, «Скартел», «Комстар»).

Операторы строили новые сети или сегменты сетей или расширяли возможности имеющихся сетей, продолжает Мосеев, причем как построение, так и расширение шло под флагом «Triple play» (передача данных голоса и видео) с прицелом на предоставление более интеллектуальных услуг (видео-конференц‑связь и др.), а вложения делались гораздо более осмотрительно, чем в предыдущие годы. Расширение же обосновывалось только повышением эффективности и ростом доходности (оборота).

При этом постепенно меняется спектр предлагаемых операторам услуг. Коммерческий директор по работе на корпоративном рынке «Комстар-ОТС» Роман Акатов упоминает следующие изменения: перенос номера при смене офиса, так как многие клиенты в связи с нестабильной рыночной ситуацией были вынуждены переезжать в другие бизнес-центры, видео-конференц‑связь, телекоммуникационный аутсорсинг. В коммерческих предложениях «Комстар-ОТС» появились предложения услуг мобильной связи от МТС, а также некоторые разновидности конвергентных услуг. «В ближайшем будущем мы ожидаем расширения спектра конвергентных продуктов и услуг, предлагаемых нашим клиентам, а также сервисов, связанных с созданием региональных сетей корпоративных заказчиков», — говорит Акатов. Каверзнева говорит, что уже в ближайшее время «Центральный телеграф» сможет предложить «новые готовые решения в формате «коробочного продукта», которые будут обладать необходимым, с учетом анализа ситуации на рынке, набором функций и иметь привлекательную стоимость».

Резервы

Казалось бы, основные возможности дальнейшего снижения расходов должны лежать в технологической области, если использование корпоративной связи для личных целей уже пресечено. Но нет. Такие возможности есть, считает Александр Гуляев: в технологической сфере остается хороший задел для внедрения платформ интеллектуального управления вызовами, FMC (конвергенции фиксированной и мобильной связи), систем присутствия. Ведь очень часто можно вместо двух звонков сделать всего один, и именно на актуальный телефон». Но это не основной ресурс.

Сергей Кузнецов, региональный директор Citrix Systems в России и СНГ: «Я знаю множество компаний, которые не оптимально используют каналы связи, и вижу большой потенциал оптимизации. Важно не рассматривать эти задачи отдельно от решения бизнес-задач компании, иначе результаты будут диаметрально противоположными. До сих пор встречаю ситуации, когда сетевой отдел в компании — это «отдельное царство», которое живет по своим законам, а бизнес от этого по крайней мере не выигрывает». Акатов тоже придает большое значение человеческому фактору. «Зачастую в компаниях за закупку услуг фиксированной и мобильной связи отвечают разные персоны», — говорит он.

Однако у множества компаний остается еще один важный метод: централизация, переход от работы со разными поставщиками услуг к работе с одним-единственным. В том, что это реальный тренд, сомневаться не приходится: значительное число ИТ-директоров упоминают о таком намерении и начали его воплощать в жизнь, но практически никто еще не успел пройти этот путь до конца.

Сокращение количества поставщиков телекоммуникационных услуг, а в идеале — получение всех услуг связи (и мобильных, и фиксированных) от одного поставщика может не менее чем на 10% снизить расходы компании на телекоммуникационные услуги, считает Роман Акатов. «Здесь работает исконно рыночное «оптом — дешевле». Помимо очевидной выгоды в суммарной стоимости приобретаемых услуг, у пользователей снижаются издержки, в том числе экономится рабочее время, если больше не надо работать со многими поставщиками», — подчеркивает Татьяна Каверзнева. «Наши предложения стали более комплексными, — отмечает Леонид Гуштуров. — Нам, как оператору, такая стратегия позволяет минимизировать затраты, поскольку клиент уже подключен к сети. Соответственно за счет этого мы можем предоставить клиенту дополнительные скидки». Он отмечает, что «АКАДО Телеком» и ранее придерживался такой стратегии в работе с клиентами, и рыночная ситуация прошлого года только подтвердила ее правильность. При этом клиенты часто приходят к пониманию того, что уменьшение количества поставщиков и передача всего объема услуг в «одни руки» значительно снижает затраты, и не только финансовые. Тем не менее, отмечает Гуштуров, многие компании были вынуждены пожертвовать удобством ради выгодного ценового предложения, так что еще рано однозначно утверждать, что именно тенденция выбора «генерального поставщика» возобладает. Кроме того, для некоторых клиентов фактор надежности предоставляемых услуг достаточно критичен, и у них есть опасения попасть в зависимость от одного поставщика, напоминает Акатов.

«Позвони мне по скайпу»

Дэвид Гурл (David Gurle),
вице-президент Skype, глава подразделения Skype for Business

Skype возник как потребительский продукт, но практика показала, что он успешно может быть перенесен в деловую среду, особенно в малый и средний бизнес. Уже сейчас 35% опрошенных пользователей Skype говорят, что используют продукт в бизнес-целях. Один из ключевых моментов — это возможность звонить по Skype с настольного телефона. Мы создали Skype for SIP, продукт, который позволяет существующим офисным АТС подключаться к Skype. Skype for SIP уже был сертифицирован на совместимость с АТС Cisco, ShoreTel и SIPfoundry. Skype строит партнерскую сеть (Skype Service Partners), которая будет работать напрямую с бизнес-клиентами любого масштаба и любого типа.

В России мы видим особенно большой рост числа компаний, пользующихся Skype. Какие‑то из них просто используют его как способ сократить расходы на связь, в особенности на международные и междугородные звонки. Другие — интегрируют Skype глубоко в модель функционирования своего бизнеса. Наше недавнее исследование среднего и малого бизнеса показало, что 79% опрошенных компаний в России использовали в прошедшем году Skype, чтобы избежать ненужных командировок, и 33% компаний отметили роль видеозвонков в сокращении расходов на поездки.