Построение хранилищ данных, развитие на их основе систем бизнес-аналитики — то направление, необходимость которого подвергается сомнению в редкой организации. Однако затратность, длительность и организационные сложности таких проектов делают их распространение не столь стремительным, как можно было бы мечтать. Но объективная необходимость анализировать накопленные данные возрастает по мере того, как развиваются ИТ‑системы и приложения и усложняется бизнес‑среда.
Вендоры и интеграторы, специализирующиеся на средствах бизнес-анализа, видят несколько тенденций в этой области. Три направления развития выделяет Дмитрий Лисогор, директор по продажам бизнес-решений SAP AG. Во-первых, полагает он, внутри организаций будет появляться все больше пользователей средств бизнес-анализа. Всем участникам бизнес-процесса нужно получать свою информацию без задержек. Необходимость обеспечить средствами бизнес-анализа многих пользователей приведет к дальнейшему изменению рабочего интерфейса, к сближению с привычными инструментами работы с информацией (офисные приложения, браузеры), к активному использованию мобильных устройств (телефоны, коммуникаторы). Эта идея «проникающего BI» не нова, многие вендоры уже не первый год ее активно продвигают, и при всей внешней привлекательности пока не видно российских проектов, где она была бы реализована.
Во-вторых, отмечает Лисогор, с ростом количества пользователей и требований к скорости предоставления информации потребуются и новые архитектурные решения для систем бизнес-анализа.
В частности, продолжат развитие специальные программно-аппаратные акселераторы, реализующие концепцию «in-memory database», что позволяет существенно сократить время получения аналитических данных. И в‑третьих, по его мнению, средства бизнес-анализа должны будут соответствовать ожиданиям пользователей по возможностям работы с любой информацией. Аналитических отчетов, построенных на базе какой‑то одной системы (например, основной системы ERP компании), уже становится недостаточно для принятия решений. Необходимо анализировать информацию не только из всех внутренних систем, но и из внешних источников данных — от поставщиков и от аналитиков, от конкурентов и покупателей и т.п. Средства бизнес-анализа должны уметь работать с различными информационными источниками и форматами данных, включая неструктурированные объемы, такие как тексты и Web‑страницы.
Этот последний тезис разделяют и другие эксперты. Евгений Огуречников, директор департамента BI компании ЛАНИТ, считает, что в 2009г. крайне востребованной была возможность анализа данных из неструктурированных источников. Кроме того, по его мнению, так как для принятия решений в первую очередь требуются качество и оперативность получаемой информации, то технологии, способствующие повышению качества и оперативности информации, будут пользоваться гарантированным спросом. Ян Шимек, вице-президент Teradata в Восточной Европе, считает, что растет потребность в оперативной аналитике, то есть такой, которая может оказать влияние на текущее развитие бизнеса.
О появлении аналитических инструментов, помогающие принимать решения в режиме реального времени при работе с клиентом (абонентом) говорит и Ольга Горчинская, главный консультант по направлению систем бизнес-анализа, Oracle СНГ. В пример она приводит приложение Oracle Real-time Decisions (RTD) для поддержки принятия оптимальных решений. Оно предоставляет целевые рекомендации при взаимодействиях с клиентами и в рамках бизнес-процессов, таких как управление рисками, удержание клиентов, продажа дополнительных товаров и услуг. Это делается на основе объективных фактов в соответствии с коммерческими целями компании в режиме реального времени. «RTD оптимизирует взаимодействие с абонентом, выдавая рекомендации, которые предупреждают желания клиента компании», — утверждает Горчинская. Чтобы выработать рекомендации, приложение следит за накопленной информацией об клиенте — его транзакциях, предыдущих контактах с компанией, удачном и неудачном опыте общения — и непрерывно самообучается. Звучит великолепно. Но как же это еще далеко от российской реальности… Прежде всего потому, что для этого нужны очень значительные массивы очень качественных данных об абонентах. Не говоря о сложности моделирования, необходимой для «предупреждения желаний».
Близкий и более конкретный тезис высказывает Наталия Кандыбина, руководитель направления «Консалтинг» компании «Неофлекс»: она указывает, что в области оперативного управления все более популярной становится технология формирования аналитической отчетности на базе платформы управления бизнес-процессами, что позволяет отслеживать значения ключевых показателей деятельности организации в режиме реального времени. Как и в системах управления производством, как только возникает термин «реальное время», сразу становится очень интересно, а какое же это время точно: час или неделя? Многие российские компании считают вполне «реальными» данные «сегодня за вчера», и им этого вполне достаточно для оперативного управления. Вместе с тем отчеты за квартал, месяц устраивают пользователей все реже. Аналитика должна позволять менеджменту успеть вмешаться, если что‑то идет не так, как надо. Эта мысль становится общепризнанной.
Изменения инструментов
Рынок BI-инструментов в последние годы пережил череду крупных, можно даже сказать «судьбоносных», слияний и поглощений, число игроков резко сократилось. Однако те, что остались, — крупнейшие софтверные производители — теперь вынуждены как‑то встраивать ценные приобретения в свой сложившийся ландшафт. Евгений Огуречников полагает, что одной из основных тенденций в технологиях будет завершение фазы объединения решений вендоров с приобретенными в последнее время продуктами, стирание как функциональных, так и презентационных различий между решениями разных производителей. С ним во многом согласен Сергей Заблодский, руководитель отделения корпоративных решений департамента корпоративных систем управления компании IBS. На его взгляд, ключевая тенденция — сближение практически всех BI-платформ с точки зрения функциональности, вплоть до исчезновения принципиальных отличий между ними. Разница заключается скорее не в том, ЧТО могут платформы, а в том, КАК они это делают. Условно говоря, борьба идет за количество кликов, посредством которых пользователь решает нужную задачу, полагает Заблодский, проводя аналогию с развитием сотовой телефонии.
Вначале от мобильного требовалось только одно — чтобы он звонил. Так же и на первых этапах производители BI‑систем предоставляли в своих платформах довольно простые инструменты анализа, такие как OLAP. Затем, по аналогии с наступлением эпохи «коммуникаторов», в BI появились технологии, связанные с анализом и специфической визуализацией (например, сложные расчеты «на лету», карты сбалансированных показателей), и технологические возможности по представлению этих данных не только на стационарном рабочем месте, но и с помощью мобильных устройств. Сейчас начинается этап «айфонизации» этих платформ, этап борьбы за их удобство для пользователя. То есть тенденция такова, что основная борьба за пользователей будет разворачиваться в области простоты использования, удобства, наглядности.
Следующий шаг, возможный в ближайшее пятилетие, по мнению Заблодского, — это более глубокое исследование данных, которые будут к тому времени накоплены предприятиями в своих хранилищах, поиск зависимостей, выявление тенденций в значительных объемах статистической информации. Те игроки рынка, которые занимаются разработкой инструментов для предиктивного анализа и data mining (как, например, компания SAS Institute), могут получить конкурентные преимущества. Надежда Притулюк, менеджер проектов департамент CPM «КОРУС Консалтинг», полагает, что в развитии BI‑средств лидерами рынка будет осуществляться в направлении встраивания BI‑систем в линейку продуктов класса CPM (Corporate Performance Management).
Еще несколько общих обстоятельств, особенно характерных для банковской сферы, отмечает Наталия Кандыбина. Фокус внимания многих заказчиков переключился на имеющуюся клиентскую базу. На первый план вышли задачи анализа доходности в разрезе групп клиентов, планирования вторичных и кросс-продаж, маркетинговых акций. В области продуктов для финансового анализа, считает она, спрос окончательно сместился от BI‑средства как инструмента для работы с данными в сторону полноценного бизнес-решения, ядром которого является предметная модель данных, сопровождаемая механизмами загрузки, обогащения данных, контроля качества и формирования отчетности.
Крайне востребованным свойством системы формирования финансовой отчетности, по мнению Кандыбиной, также стало «знание иностранных языков», то есть возможность представления одних и тех же фактических данных в различных схемах учета — РПБУ, управленческий учет, МСФО, US GAAP, стандарты международных финансовых групп и рейтинговых агентств. За прошедший год практически у всех клиентов «Неофлекса» спектр отчетности был расширен, а новые клиенты заказывали сразу универсальное решение для построения многих видов финансовой отчетности.
Влияние кризиса на BI-ландшафт и перспективы ближайшего будущего
Кризис внес заметные коррективы в планы построения хранилищ и развития многих BI-проектов. Перед его наступлением чувствовался тренд на замену самописных учетных систем промышленными решениями, полагает Евгений Огуречников, и вряд ли кто‑то будет это серьезно оспаривать. В 2009г. компании предпочитали в основном поддерживать и развивать уже эксплуатирующиеся системы, что полностью подтверждается беседами с ИТ-директорами. В связи с этим повысился спрос на BI-решения, способные работать с неструктурированными данными, а также данными из непромышленных и самописных систем, полагает Огуречников. Главная составляющая таких систем — хорошо организованное хранилище данных, с развитыми ETL-процессами и продуманной структурой, страхующей от последующего изменения учетных систем, подчеркивает он. Такое хранилище — драгоценный объект, который строится годами, поэтому вряд ли можно предположить, что в ближайшем будущем их вдруг возникнет много. Скорей всего, необходимость построения таких хранилищ будет осознаваться все шире, несмотря на затраты и связанные с ними организационные сложности.
Интерес к бизнес-аналитике будет расти в первую очередь — со стороны топ-менеджеров, считает Заблодский. Эта категория пользователей пока мало что получала от внедрения BI-инструментов, полагает он. В выигрыше пока оказывались рядовые пользователи (например, специалисты, занимающиеся корпоративной отчетностью), которым средствами BI был предоставлен доступ к данным, необходимым в повседневной работе. Также ощутили эффект представители среднего менеджмента, аналитики и т.д. А руководители, будучи драйвером процесса внедрения BI-решений, не получили того, что им нужно. Прежде всего потому, поясняет он, что отсутствовали рабочие места с учетом их потребностей и особенностей работы — нехватки времени, частых поездок. Подходящие средства визуализации ранее не были им предоставлены, хотя и декларировались. Теперь же спрос и предложение должны сойтись друг с другом, поскольку такие средства появились, и спрос на них будет только возрастать.
С этим тезисом можно и поспорить, поскольку, скорей всего, дело не столько в наличии средств визуализации, сколько в общем уровне зрелости компаний, в том, какие методы управления в них используются и почему. Здесь важны и вопросы ментальности: интуитивное управление на самом высоком уровне верно, но медленно сменяется более аналитическим подходом.
В ЛАНИТ прогнозируют смещение интереса к замене существующих систем анализа данных на промышленные решения: будут востребованы сервисы по миграции и интеграции систем отчетности и анализа данных. Евгений Огуречников напоминает еще об одном интересном тренде: появлению интереса к BI в госсекторе, которое, по его мнению, впервые стало заметно в прошедшем году. «Не секрет, что государство тяготеет к СПО, — говорит Огуречников. — Пока свободно распространяемые BI-решения не составляют серьезной конкуренции ПО от крупных вендоров, но с каждым годом ситуация меняется. 2010 год должен продемонстрировать жизнеспособность модели, где дешевое или бесплатное ПО BI сопровождается качественным сервисом по внедрению и поддержке». Фактор цены останется одним из ведущих при выборе программного обеспечения, поэтому, научившись экономить во время кризиса, компании-потребители все чаще будут обращаться к системам open source, которые хоть и уступают по функциональности, но не требуют существенных инвестиционных вложений, считает Надежда Притулюк. Примечательно, что вопрос об использовании свободного ПО вообще был поднят в связи с BI-инструментами. Этот факт новый: еще год назад ни о чем подобном среди поставщиков и речь не шла.
По общему мнению опрошенных экспертов, спрос на средства бизнес-аналитики в России растет, и данная тенденция продолжится в текущем году. Более всего это будет заметно в розничной торговле, со стороны телекоммуникационных компаний, в том числе операторов мобильной связи и широкополосной передачи данных, со стороны ритейл-банков и страховых компаний.
По прогнозу «Неофлекс», в банковской сфере «точками роста» спроса на BI-продукты будут две категории банков. В первую очередь, крупные розничные банки, где значительные объемы совершаемых операций делают аналитические системы не роскошью, а средством первой необходимости для эффективного управления и развития организации. Вторую категорию составляют универсальные банки со сложным ИТ-ландшафтом и большим количеством учетных систем, где важнейшими задачами являются интеграция и стандартизация данных, получение «сводной» отчетности. Эти же задачи актуальны при слиянии и поглощении банков. По прогнозам аналитиков, грядущий год обещает быть богатым на подобные сделки, замечает Кандыбина.