Если сокращение ИТ-инфраструктуры не связывать с физическим сокращением объемов бизнеса, а рассматривать только как средство повышения эффективности использования ИТ, то директора по ИТ задумываются о сокращении в основном в двух случаях:
1) когда необходимо сократить затраты на ИТ в периоды напряженной экономической ситуации, как правило, по инициативе бизнес-руководства;
2) когда сам директор по ИТ на основе анализа данных, например, статистики обращений в службу поддержки, заявок, поданных в Service Desk, или жалоб своих сотрудников, видит, что пора заняться сегментом, доставляющим беспокойство.
Хотел бы оговориться, что использование различных форм аренды ИТ-инфраструктуры (например, дата-центров) и приложений (по модели SaaS и т.п.), на мой взгляд, не является сокращением ИТ-инфраструктуры, хотя может применяться для снижения затрат на ИТ.
Само собой разумеется, что все рассматриваемые и любые другие варианты требуют тщательных технико-экономических расчетов и обоснований. Нужно учитывать при расчетах и новые возможности, появляющиеся при применении новых для данной инфраструктуры технологий. Однако решения не должны ухудшать параметры информационной безопасности и надежности. Например, вряд ли будет допустимым перенос множества приложений и служб на один сервер и механического сокращения высвобождающихся, так как это увеличит риски их взаимного влияния на работу друг друга и негативные последствия отказа сервера. Также необходимо обязательно рассматривать влияние преобразований на бизнес-процессы и затраты времени пользователей. Так, не будет приемлемой замена всех персональных принтеров на одно очень мощное устройство, если пользователю придется каждый день 10 минут идти к нему по территории пешком в один конец, чтобы забрать один отпечатанный лист.
Основными методами эффективного сокращения ИТ-инфраструктуры являются:
- централизация;
- виртуализация;
- интеграция услуг;
- переход от стационарных к мобильным устройствам;
- новые (условно — по отношению к находящимся в эксплуатации) технологии.
Основные общие прямые и косвенные выгоды от сокращения ИТ-инфраструктуры следующие (список неполный, полный можно взять из расчета общей стоимости владения — TCO):
- сокращение количества физических устройств и как следствие:
- уменьшение потребности в инвестициях на них;
- сокращение количества используемых лицензий ПО на устройства;
- уменьшение потребностей в портах СКС;
- уменьшение стоимости (в случае контракта) и трудоемкости технической поддержки и, как следствие, потребности в персонале и затрат на персонал;
- уменьшение потребностей в технических помещениях (арендованных или собственных) и затрат на них;
- уменьшение потребления электрической мощности в компонентах системы электроснабжения;
- уменьшение мощностей систем кондиционирования (уменьшение теплоотвода);
- побочные эффекты от вышеперечисленного (затраты на транспортировку, хранение, сокращение налога на имущество…).
Разделение на инфраструктурные и продуктивные серверы, показанное ниже определяется разницей в типе ресурса: как правило, серверы для бизнес-приложений — это мощные RISC‑системы или мейнфреймы, ресурс которых в редких случаях может быть использован для инфраструктурных целей (AD, DNS, DHCP, шлюзы, почта, печать, файловый сервис и т. д.).
Для территориально распределенной компании наиболее существенные выгоды дает централизация как за счет сокращения количества серверов, так и за счет сокращения количества необходимых серверных лицензий на ПО. Также очень выгодна виртуализация: например, если пиковая нагрузка при работе бизнес-приложения в четыре раза больше средней, а продуктивный сервер рассчитан на пиковую, и рядом с ним находится резервный сервер для обеспечения надежности (не важно, холодный, горячий или в кластере), то в среднем используется только 1/8 (12,5%) доступной вычислительной мощности. Виртуализация позволяет довести реальную среднюю утилизацию вычислительных мощностей до 80% при условии нормальной работы при пиковой нагрузке, то есть в приведенном примере эффект может достичь более 60%. Похожие цифры можно получить и при применении виртуализации на инфраструктурных серверах.
Если есть собственные разработки, использование виртуализации тестовых серверов позволяет не только эффективнее использовать вычислительные ресурсы, но и быстрее создавать точные аналоги реального окружения, чтобы проводить необходимое тестирование, что часто просто невозможно воспроизвести без существенных затрат. Это также позволяет существенно улучшить качество тестирования, то есть уменьшить количество ошибок и проблем в операционной деятельности. Время на организацию конкретного тестового окружения в компании, где я работал, после реализации подобного проекта иногда сокращалось с двух дней до четырех часов.
Типичные области, методы их применения и особенности сведены в таблицу. Применение вышеуказанных методов дает местами весьма существенный эффект. Так как подобные преобразования затрагивают инфраструктуру, то экономически выгоднее их проводить при вводе в строй новых объектов или в рамках плановой модернизации.
Перечислю некоторые из своих достижений в разное время и в разных компаниях в результате реализации проектов.
- Срок реальной окупаемости внедрения беспроводной связи стандарта DECT составил менее трех месяцев (вместо запланированных шести месяцев). Наиболее весомой статьей реальной экономии оказалось уменьшение затрат на мобильную связь — стало проще позвонить по четырехзначному местному номеру, чем на корпоративный мобильный.
- В ходе проекта по централизации и виртуализации инфраструктурных серверов достигнуто сокращение их количества на 61,7%.
- Экономия на количестве портов СКС в комплексном проекте при запуске нового складского терминала площадью 60000 кв. метров позволила внедрить коммуникационный сервер с беспроводной телефонией и интеллектуальное управление беспроводной сетью от Cisco.
- Переход на МФУ с контрактом с оплатой за лист позволил снизить стоимость печати одного листа в среднем с 39 копеек (для персональных принтеров — с 52 копеек) до 27 копеек. Конечно, не все результаты проектов так хороши, но остальные тоже имели как экономический, так и технологический долгосрочный эффект.
Утилизация оборудования
В ходе внутреннего обсуждения вопроса утилизации оргтехники было определено, что требования ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», касающиеся учета драгоценных металлов в составе оргтехники, выполнены быть не могут, так как содержание драгоценных металлов, подлежащих учету, ведется на основе количеств, указанных в формуляре на данную технику. Когда‑то на отечественную технику такие формуляры были, но к оборудованию зарубежного производства их трудно найти. Других возможностей и нормативных документов, позволяющих точно определить содержание драгоценных металлов в оборудовании, нет.
Поэтому применение штрафа согласно ст. 120 НК РФ за нарушение отчетности хозяйственных материальных ценностей не бесспорно и с помощью корпоративных юристов бывает отклонено. Единственным взысканием, которое может быть наложено, остаются штрафные санкции по ст. 19.14 КоАП РФ в размере от 20 до 30 тысяч рублей на организацию и от 2 до 3 тысяч рублей на руководителя.
Что касается утилизации опасных и вредных элементов (кислоты, едкие щелочи, свинец, ртуть и т.п.), то этот процесс обычно покрывается общим договором по услугам утилизации.
Затратить в «тучные» годы с хорошей прибылью около 100 тысяч рублей на утилизацию было вполне приемлемо для политики компании, и так обычно и поступали. В кризис, когда наступил режим жесткой экономии, более предпочтительным выходом стали казаться хранение выведенной из эксплуатации техники и ее компонент до лучших времен или штраф.