В настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг сложилась довольно странная ситуация: тарифы для конечных потребителей растут, и это на фоне снижения стоимости аренды магистральных каналов. Причем тарифов для корпоративных потребителей это касается в заметно большей степени, чем тех, что рассчитаны на индивидуальных пользователей. Рост цен составлял до 40%! Впрочем, средний уровень повышения корпоративных тарифов на доступ в Интернет был значительно скромнее, порядка 10—20%, по разным оценкам. Это выше, чем темпы роста цен на местную телефонную связь, хотя и отстает от удорожания услуг мобильной связи.
Впрочем, почти такая же ситуация имеет место и с целым рядом других товаров и услуг. Например, оптовые цены на многие виды мяса также снижались, что совершенно не мешало расти мелкооптовым и розничным. Тому виной, с одной стороны, монополизм продавцов, с другой — рост тарифов на транспортные услуги и электроэнергию, а также страхование рисков, связанных с неустойчивостью валютных курсов. Ни для кого не секрет, сколь высока доля импортной продукции на отечественном мясном рынке.
Кто виноват?
У телекоммуникационных операторов ситуация примерно та же, что у продавцов мяса. Основные статьи затрат операторов — это аренда помещений и площадок, заработная плата сотрудников, электроэнергия, техобслуживание оборудования, аренда каналов, а также взаиморасчеты с зарубежными компаниями. Казалось бы, очень многие из этих затрат, по крайней мере, не выросли, а то и сократились. Последнее касается заработной платы персонала, аренды помещений и каналов связи.
Однако эффект этот был сведен на нет, потому что выросли тарифы на электроэнергию, ставки аренды на аутсорсинговые мощности, а также стоимость взаиморасчетов с иностранными компаниями. Последний фактор был особенно заметен на пике девальвации рубля. Тем более что некоторые из операторов просто номинировали свои корпоративные тарифы в иностранной валюте, что автоматически подняло цены в рублевом исчислении на 40% с лишним по сравнению с докризисным уровнем. Фактор девальвации повлиял и на рублевые цены оборудования, которые могли и расти, несмотря на снижение их в долларовом исчислении. Причем по мере укрепления рубля тарифы понижать «забывали». Впрочем, это можно понять, поскольку никто не может сказать, как изменится курс в ближайшем будущем. Ведь колебания на валютном рынке были весьма значительными. Отдельного разговора достойна тема аренды аутсорсинговых мощностей. А она выросла, причем весьма существенно. К моменту написания этих строк ставка аренды стойкоместа составляет 2000 долл., а до начала кризиса она была 1400 долл. Рублевые ставки, с учетом девальвации, выросли еще более существенно. Это объясняют существенным ростом спроса на данные услуги, связанного с массовыми переездами компаний из одних офисных комплексов в другие, с более низкими ставками аренды.
Целый ряд игроков, в том числе крупных, встретили кризис с немалым долговым бременем, причем долги эти были валютными и существенно выросли за счет девальвации. Впрочем, в данном сегменте рынка такая ситуация встречалась существенно реже, чем, например, у мобильных операторов. Также в Москве и Петербурге многие из участников этого рынка накануне начала кризиса вели активные ценовые войны друг с другом и впоследствии были вынуждены поднять тарифы, чтобы компенсировать потери. Снижение деловой активности вследствие кризиса и, как следствие, падение доходов операторов, составившее в среднем 20%, также могло подвигнуть некоторые компании поднять свои тарифы. А эта практика, к сожалению, в кризис использовалась весьма часто, особенно на рубеже 2008 и 2009 годов, причем далеко не только операторами связи. Также значительная часть небольших провайдеров тесно аффилирована с владельцами офисных комплексов. А многие из них весьма активно пытаются восполнить снижение доходов от аренды площадей за счет дополнительных услуг, в том числе и телекоммуникационных. При этом в подавляющем большинстве случаев в явном виде прописан запрет на использование услуг альтернативных поставщиков услуг, что, к слову, незаконно. При этом сигнал публичных Wi-Fi хотспотов или WiMAX часто глушится с помощью специальных технических средств, чтобы не дать возможности пользоваться услугами соответствующих провайдеров. И если сигнал Wi-Fi обычно слаб и пользоваться такими сетями часто, мягко говоря, малореально и безо всяких «глушилок», то WiMAX распространяется весьма активно, в том числе и в корпоративном сегменте.
Похоже, такая практика распространена довольно широко, по крайней мере в Москве и ближайшем Подмосковье. Хотя нельзя исключить того, что применение подобного рода обусловлено другими соображениями, в частности, связанными с обеспечением информационной безопасности. Кстати, линейка продуктов «WiMAX Jammer Краб» позиционируется именно как средство, призванное предотвратить возможные утечки информации через устройства с поддержкой WiMAX — коммуникаторы, смартфоны, ноутбуки.
Кроме того, как уже упоминалось, далеко не везде в России создана конкурентная среда на операторском рынке. Не редкость города, где таких компаний совсем мало или и вовсе одна. И бывает так, что своим положением они злоупотребляют, завышая цены.
Что делать?
Вполне возможно, некоторые отвечают на этот вопрос просто: «ничего». Однако вопрос снижения затрат в кризис стоит остро, в том числе и на услуги связи и доступ в Интернет. Тем более что есть целый ряд хорошо опробованных способов этого добиться (Игорь Костылев. Короче говоря// Intelligent Enterprise, № 7/2009):
- повысить дисциплину сотрудников;
- пересмотреть контракты с поставщиками услуг (или сменить их, тем более что во второй половине года многие операторы, особенно региональные, начали предлагать довольно привлекательные тарифы);
- внедрить технические средства, позволяющие снизить затраты на услуги связи (IP-телефония и VoIP, GSM-шлюзы)
- оптимизировать сети передачи данных;
- отказаться от услуг аутсорсинга.
К этому можно добавить и отказ от использования корпоративных тарифов мобильной связи, и использование в служебных целях личных номеров сотрудников, возможно, частично компенсируя им оплату разговоров в служебных целях. Таким образом удавалось достичь весьма существенной экономии. Впрочем, этот способ из числа тех, что направлены на повышение дисциплины в том, что касается использования услуг связи.
Также можно посоветовать активнее использовать такой инструмент, как обращение в контролирующие органы. Ведь, как уже было сказано выше, целый ряд действий операторов связи является прямым нарушением российских законов. К примеру, использование средств глушения сигналов Wi-Fi и WiMAX без специального разрешения и лицензий на оборудование. Причем нарушение этих норм чревато крупными штрафами, конфискацией устройств и потерей лицензии на операторскую деятельность. Так что в подобном случае следует обращаться в органы Госсвязьнадзора. Возможно, совместно с соответствующим оператором, сотрудники которого имеют соответствующие связи и юридическую подготовку.
Также нарушением законодательства является недопущение использования услуг другого оператора. Это нарушение антимонопольного законодательства, равно как и установление неоправданно высоких цен или всяческого рода картельных сговоров. Кстати, органы ФАС в последнее время заметно активизировались. Можно вспомнить как минимум два случая привлечения недобросовестных операторов к ответственности за подобную деятельность: в Калининграде и Барнауле.
Настало время думать об эффективности
Александр Марьин,
директор Центра компетенции, дирекция по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора, «Открытые технологии»Причина роста тарифов у операторов связи очевидна — в стране финансовый кризис, объемы потребления услуг не увеличиваются, а в перспективе будут снижаться, долговая нагрузка возросла. Повышение тарифов — это самое простое и быстрое решение, которое могут принять операторы в ответ на изменившиеся условия. Если посмотреть внимательно, то мы увидим, что тарифы повышают там, где присутствует тот или иной вид монополии. На рынке широкополосного доступа для физических лиц тарифы стабильны или даже продолжают понижаться, при этом увеличивается доступная полоса пропускания.
Бороться с повышением тарифов можно только двумя способами: регулированием монополий и повышением открытости и доступности рынков для конкурентов. В обоих случаях компаниям придется искать пути решения в оптимизации своих процессов и бизнес-моделей с целью сохранения рентабельности в ухудшающихся условиях. Период быстрого роста на новых рынках за счет привлечения дешевых денег уже прошел и не вернется. Настала пора думать об эффективности и подходах, которые позволят ее обеспечить.