Как решается эта задача другими ИТ-руководителями, показал опрос, проведенный на сайте нашего журнала www.iemag.ru этим летом. Респондентов было 50, поэтому о репрезентативности результатов в масштабах страны говорить не приходится, однако некоторые выводы сделать можно.
Во-первых, задача экономии на ПО стоит далеко не у всех: ее решают лишь 60% опрошенных. 18,5% только отказались от планов внедрения нового ПО, а старое поддерживается так же, как раньше. Только для 11% (три человека) это заметная статья экономии. Всеми принятыми мерами на четверть снизить свои расходы удалось половине опрошенных, остальные добились значительно более скромных успехов.
Диаграмма иллюстрирует, какие меры чаще, а какие реже применяются для снижения затрат.
Передача поддержки ПО в основном собственным специалистам — на втором по популярности месте. Еще один факт, заставляющий усомниться в вызванном кризисом грядущем росте спроса на аутсорсинг, который предсказывают сервис‑провайдеры. Аудит используемых лицензий делит третью позицию с консолидацией приложений. Как и в некоторых других областях, простое наведение порядка может дать заметную экономию.
СПО и Saas
Более неожиданными оказались ответы на вопросы о применении СПО (свободное программное обеспечение — ред.). Половина респондентов применяют бизнес-приложения СПО, системное ПО этого типа использует треть опрошенных. Рассматривают возможность применять такой софт соответственно 41 и 36% ответивших. Опираясь на другие источники, в том числе три последних исследованиях Intelligent Enterprise «Практика использования ИТ в российских компаниях», можно утверждать, что СПО действительно быстро завоевывает позиции в корпоративном секторе, несмотря на целый ряд серьезных сдерживающих факторов. Компания PingWin Software, поставщик услуг по поддержке СПО, считает, что операционные системы на основе СПО установлены не более чем на 1% компьютеров в России, крупнейшие игроки этого рынка слишком малы для оказания полноценного сервиса крупным корпоративным клиентам, а сам такой сервис развит очень слабо. Недостаточный уровень образования конечных пользователей, отсутствие законченных решений для корпоративного сегмента и отсутствие дистрибутива, максимально простого в использовании частными лицами и работоспособного на всей линейке поставляемых компьютеров, включая нетбуки, — все это по‑прежнему остается серьезным препятствием.
Однако ситуация заметно изменилась за последние полгода: и предложение СПО-продуктов, и предложение сервисов, с ними связанных, быстро увеличивается. Те системные интеграторы, которые раньше «кормились» внедрениями ERP, постепенно переквалифицируются на внедрение и поддержку СПО.
В таком, несколько искаженном по сравнению с традиционным подходом, виде в Россию приходят идеи свободного ПО и «софт как сервис». Обе эти модели все шире применяются в корпоративной практике, в том числе СПО-приложения для анализа данных, построения отчетов и аренда CRM по модели Saas. «Софт как сервис» оказывается очень разным. Это и виртуальная конференц‑связь, и некоторые аспекты информационной безопасности (например, защита почтового трафика от спама и вирусов; обеспечение безопасной работы сотрудников организаций с интернет-контентом на основе фильтрации запросов и категоризацией интернет-ресурсов, управление защитой конечных узлов с использованием сторонних серверных мощностей). Другое направление — хостинг Windows Server и SQL‑серверов и других приложений Microsoft, прежде всего MS Office, MS Exchange Server, Dynamics CRM, Office Communication Server. ИТ-компании при этом начинают решать задачи, о которых раньше и речи не было: например, разрабатывать шрифты, которые позволят видеть и печатать документы в СПО-продуктах точно так же, как и в среде Windows. Конечно, ни СПО, ни Saas полной и единственной панацеей от дороговизны лицензий быть не могут, но что применение их растет и эти модели меняют сложившуюся практику использования корпоративного ПО — уже реальный факт. Возможно, дальнейшая борьба за снижение эксплуатационных расходов на бизнес-приложения будет вестись именно этими средствами. Вместе с приходом на корпоративный рынок новых технологических подходов сильно изменяются (опять‑таки с технологической стороны) методы поддержки бизнес-приложений, и это ясно из вышеизложенного.
Характерно, что параллельно с технологическими тенденциями определенные изменения происходят (а может быть, лучше сказать, накапливаются) и в сфере коммерческого ПО. Они как раз скорее носят преимущественно организационный аспект. То есть являются предметом взаимоотношений между вендором и заказчиком. Эту тему мы также стремимся затронуть в рамках данного номера.
Экономия на ПО через аппаратные решения
Александр Храмцов,
руководитель технико-экспертного департамента компании «Verysell Проекты»В материале справедливо обсуждаются несколько радикальных способов снижения расходов на ПО. К сожалению, наряду с попыткой разнообразить формы предоставления корпоративных систем мало уделяется внимания всему аппаратно-программному комплексу В этом смысле хотелось бы обратить внимание на один инструмент, который помогает существенно сократить и оптимизировать расходы на программное обеспечение.
Это применение технологии тонких клиентов (в частности, Sun Ray компании Sun Microsystems). Использование технологии тонких клиентов — это, по сути, виртуализация рабочих мест, и идеология ее, кстати говоря, очень близка популярным ныне попыткам «вытащить» максимальную экономию из ставших реальностью интернет-вычислений. Существенным плюсом технологии тонкого клиента с точки зрения экономии затрат на ПО является сокращение количества персональных компьютеров, которые используются в организации, и замена их терминалами, обеспечивающими полнофункциональные рабочие места. Также существенным преимуществом использования тонких клиентов является сокращение затрат на администрирование, возможность обеспечить качественно более высокий уровень информационной безопасности, повышение эффективности работы персонала за счет недоступности «паразитных» программ, в частности игр. Все это в конечном итоге выливается в ту же экономию, и именно на программном обеспечении.