В номере 2/2009 мы обсуждали вопрос, как уменьшить затраты на поддержку ЦОДов. Теперь поговорим о другой части ИТ-инфраструктуры — клиентских местах. Стратегия здесь будет существенно отличаться от подходов, используемых в случае серверного оборудования. Как показало исследование Uptime Institute, основными каналами утечки средств на эксплуатацию ЦОДа являются системы с низким уровнем утилизации, с высоким потреблением электроэнергии, с высоким уровнем операционных затрат и так называемые системы-«призраки». Главным результатом этого исследования стало то, что затраты на электроэнергию представляют собой основную статью расходов на поддержку ЦОД. Однако ПК не работают в круглосуточном режиме с большой нагрузкой, так что их энергопотребление относительно невелико. Так что не стоит слепо применять к настольным системам все то, что рекомендуют использовать на серверных. Даже более того, иногда нужно поступать с точностью до наоборот.
Куда утекают средства
Как уже было сказано выше, такие проблемы, как высокое энергопотребление и соответственно необходимость мощной системы охлаждения, для обычных ПК стоят существенно менее остро, чем для серверов. По крайней мере сэкономить значительные средства только за счет снижения энергопотребления здесь вряд ли получится.
Что касается утилизации, то в случае настольных ПК к проблемным стоит относить системы с высокой нагрузкой. Перегруженные компьютеры снижают производительность и более склонны к отказам. Таким образом, ситуация тут обратна той, что имеет место на поддержке серверов, хотя возможности экономии здесь также ничтожны.
А вот на системы с высоким уровнем операционных затрат стоит обратить внимание. Эта проблема для отечественного парка ПК, пожалуй, более актуальна, чем для серверов. Просто потому, что доля устаревших систем очень высока, а поддерживать работоспособность любой техники, на которую давно кончилась гарантия, весьма затруднительно и затратно. Чтобы убедиться в этом, достаточно поинтересоваться наличием запасных частей.
К системам с высоким уровнем операционных затрат можно отнести также офисные ЭЛТ-мониторы. Во-первых, все сроки гарантии на них скорее всего истекли. Во-вторых, работа за таким дисплеем требует более частых перерывов, что ведет к снижению производительности труда. И в‑третьих, у них очень высокое энергопотребление, причем даже в режиме ожидания.
Однако наиболее весомой статьей затрат будут все же затраты на персонал. Как показали наши расчеты TCO (Спецвыпуск Intelligent Enterprise, № 1/2008), на неё приходится более 90% всех расходов. И это при том, что при расчете мы брали за основу заработную плату низкоквалифицированного «эникейщика» и считали средневзвешенное значение по всей стране. В результате за счет низких зарплат в депрессивных регионах, а также в госсекторе, сферах образования, науки и культуры общая сумма оказалась приблизительно вдвое ниже, чем в коммерческих крупных компаниях. Так что, пожалуй, основной резерв в снижении затрат на эксплуатацию клиентских рабочих мест состоит в том, чтобы высвободить ИТ-персонал или хотя бы избавиться от перспективы набирать дополнительный.
Перекрываем каналы утечки
Самая очевидная мера — избавиться от устаревших систем, по крайней мере наиболее «пожилых» из них. За точку отсчета имеет смысл взять 2002 год: к системам, выпущенным раньше, намного сложнее найти запасные части. Хотя эта рекомендация, что называется, не догма. Следует также по возможности свести к минимуму количество находящихся в эксплуатации ЭЛТ-мониторов.
Существуют оценки, согласно которым только за счет более низкого энергопотребления ЖК-дисплей полностью окупает себя за год с небольшим. На наш взгляд, они несколько оптимистичны, но надо учесть, что есть еще и эффект снижения производительности труда сотрудников. Исходя из этого можно обосновать выделение средств на закупку новых мониторов. Хотя, конечно, проще и правильней делать это было до кризиса.
Однако, как уже говорилось выше, основная статья расходов — затраты на персонал. И существует целый ряд способов снизить их. Помимо прямого сокращения персонала или фонда оплаты труда имеет смысл автоматизировать работу ИТ-отдела. Для этого можно использовать инструменты для организации поддержки пользователей, всевозможные системы инвентаризации, утилиты, облегчающие администрирование, всяческого рода средства удаленного управления и много чего еще. Как показывают различные данные, их внедрение позволяет снизить затраты на 15—80%. Заметим, что самая консервативная оценка — 15% — уже немаленькая.
Причем речь не идет о внедрении тяжелых инструментов от ведущих поставщиков, таких как HP. Выделение средств на подобные «тяжелые» проекты сейчас крайне маловероятно. Но есть немало относительно недорогих, а то и вовсе бесплатных коробочных продуктов, готовых к использованию после некоторой постинсталляционной настройки. Главным недостатком таких систем называют то, что они плохо масштабируются, то есть не подходят для растущих компаний, однако в кризис об этом вспоминают в последнюю очередь. И ради экономии подобное решение может оказаться весьма полезной мерой, хотя бы даже и временной.
Экономим на ПО
Наконец, еще одна очень существенная часть затрат на клиентские ПК — это расходы на лицензирование ПО. Стоимость одной только пары Microsoft Windows + Office соответствует цене нового ПК, причем далеко не самого плохого. И вполне естественно возникает желание эти расходы сократить. Например, за счет использования свободного ПО с нулевой стоимостью лицензии. Интерес к таким системам сейчас растет во всем мире, и Россия не является тут исключением.
С одной стороны — выгода очевидна, однако, как показывает наш опрос «ИТ в условиях кризиса», приоритет у этой меры весьма средний: 2,5 по пятибалльной шкале. Причина в том, что такой шаг требует весьма тщательных расчетов и разработки стратегии перехода, вполне возможно, состоящей из множества этапов. Переход без серьезной подготовительной работы сопряжен с целым рядом вопросов, решение которых может оказаться весьма непростым и потребовать дополнительных затрат времени и материальных ресурсов. Так, целый ряд систем «клиент — банк» работает только в Microsoft Internet Explorer и нигде более. Свободные офисные пакеты далеко не на 100% совместимы с Microsoft Office, что часто ведет к возникновению различных проблем с обменом документами, причем часто довольно трудно решаемым. Плюс ко всему средства лингвистической поддержки в OpenOffice.org существенно уступают тем, что интегрированы в Microsoft Office, что может увеличить количество ошибок и опечаток и при этом снизить производительность труда персонала.
В результате количество неудачных попыток перехода на свободное ПО весьма велико. Именно в связи с этими проблемами, а также с психологией пользователей его внедрение дает выгоду лишь в отдаленной перспективе. И тем не менее тема перехода на свободное ПО, как и всего, что связано с лицензированием, очень важна, и мы к ней обязательно вернемся в № 11/2009.
***
В целом видно, что перечисленные возможности экономии на поддержке клиентских мест относительно невелики (если не говорить о прямом сокращении персонала или зарплат). Однако мы упустили из виду одну очень перспективную возможность — аутсорсинг поддержки ПК. Ей будут посвящены следующие статьи этой темы номера.
Три способа сэкономить на организации рабочих мест
Георгий Санадзе
Технический директор Avaya в России и странах СНГПерефразируя слова юмориста, многие сейчас стоят перед выбором, что бы такое купить, чтобы при этом сэкономить. Тем более, что во времена кризиса если и делаются инвестиции, то краткосрочные, и требуется очень тщательно рассчитывать ROI. Наша компания может предложить три решения, которые позволяют снизить расходы на рабочие места, связанные с работой call-центров, распределенным (или виртуальным) офисом, а также средствами видеоконференцсвязи. Эти инструменты так или иначе позволяют сэкономить на персонале, причем без огульных увольнений, а путем сопоставления количества сотрудников и объема нагрузки.
Решения для call-центров позволяют автоматизировать целый ряд операций, разгружая при этом операторов‑людей. Если собрать информацию о качестве обслуживания (типы клиентов, время ожидания) и загрузить в ПО Work Force Management, то легко можно определить число операторов, и наоборот. «Виртуальный офис» — это наш конек. У нас самих есть весьма успешный опыт его применения: один из наших офисов несколько месяцев работал в таком режиме. Но имеются и проблемы — вопросы, связанные с надомной и удаленной работой, очень плохо проработаны в российском законодательстве.
Что касается конференций, тут все понятно. Уже есть целый ряд успешных внедрений, которые быстро себя окупили. Хотел бы отметить, что требование иметь дорогую студию с большими экранами является в некоторой степени преувеличением. Реальной необходимости в этом нет, и для полноценных бизнес-процессов с использованием видеоконференций вполне достаточно более бюджетных решений на базе стандартного компьютерного оборудования, причем практически без потери качества.