Классический подход к оценке совокупной стоимости владения (TCO) ноутбуком (как и ПК), предложенный компанией Gartner в 1998 году, предполагает четыре основные составляющие: затраты на покупку оборудования и ПО (capital costs); расходы на техническую поддержку, в том числе и поддержку обращений пользователей (technical support costs); стоимость административных ресурсов — проведение процедур закупки оборудования, коммуникации с производителями и поставщиками, интеграция вновь приобретенной техники в информационную инфраструктуру предприятия, организация и проведение обучения (administration costs); стоимость потерь производственного времени пользователя, связанных с различными сбоями и неполадками, как программными, так и аппаратными.

Рассчитанная по этой методике TCO ноутбука в 1998 году составляла огромные суммы: 12 074 долл. у мобильных пользователей ноутбуков и 9481 долл. у стационарных. По данным Gartner Group, в 1998 году стоимость владения ноутбуком была на 46% выше, чем для настольного ПК. Наибольший разрыв был в стоимости аппаратной части, что очевидно, но заметные суммы набегали и в расходах пользователя. Аналитики Gartner объясняют это тем, что в 1998 году ОС Windows NT на ноутбуки устанавливали достаточно редко, и нестабильность Windows 9x вызывала массу проблем, тогда как на настольных ПК доминировала в то время относительно устойчивая Windows NT.

В 2001 году общая стоимость владения ноутбуком в корпоративном секторе, по данным Gartner Group, существенно снизилась. Общие расходы у мобильных пользователей уменьшились на 29% (до 8523 долл.), а у пользователей, использующих ноутбук стационарно, — на 24% (до 7000 долл.). При этом разница в стоимости владения для ПК и ноутбука уменьшилась до 19%. Аналитики Gartner отмечают, что эта разница связана со стоимостью оборудования, а все остальные компоненты стоимости владения почти сравнялись. Расходы пользователей снизились в основном за счет более стабильного ПО, а благодаря техническим нововведениям упали затраты на техподдержку и административные нужды.

Другие компании, проводящие исследования стоимости владения ноутбуками, дают аналогичные цифры. Так, по оценкам Goldman Sachs, TCO корпоративного ноутбука составляет 9700 долл. на одного пользователя в год.

Повреждения и поломки ноутбуков

Самую значительную часть затрат составляет устранение поломок и повреждений ноутбуков. Исследование, проведенное IDC еще в 1998 году, выявило неожиданно большой процент поломок ноутбуков. По этим данным, показатели неисправностей ноутбуков в 1998 году в среднем составляли от 11 до 18%. Столь большие цифры привели аналитиков компании к выводу, что стратегии противодействия поломкам ноутбуков (создание парков для замены или расширенные сервисные контракты) оказываются неудовлетворительными и не позволяют компаниям обеспечить гарантию замены сломанных устройств.

Однако с той поры ситуация несколько улучшилась. Согласно проведенному IDC в 2001 году опросу 350 крупных корпоративных клиентов, каждый из которых использует более 1500 ноутбуков, 75% сталкивались с теми или иными формами повреждений в течение последних 12 месяцев. В среднем показатель уровня повреждений составлял 8%, при этом некоторые компании сообщали об уровне повреждений до 18%. По оценкам Gartner Group, объем «потерянных/похищенных/уничтоженных ресурсов» в отношении ноутбуков составляет 5% от стоимости приобретаемых ноутбуков в год.

По данным IDC, физический ущерб оказывается основной причиной проблем с надежностью и долговечностью ноутбуков, однако сбои аппаратуры и программные неисправности ненамного отстают. Главные причины физического повреждения ноутбуков, по данным IDC, — падение при перемещении с места на место и пролитые жидкости. Такого рода неприятности, как опрокинутая чашка кофе или оборвавшаяся лямка сумки для переноски ноутбука, могут оказаться смертельными для этих устройств. Специалисты IDC отмечают, что чрезмерная вибрация редко называлась среди причин поломок, хотя это одна из распространенных причин выхода из строя жестких дисков. Похоже, что связь между выходом из строя жесткого диска и вибрацией (при перевозке ПК в машине, поезде или в самолете) редко осознается.

Опрос IDC показывает, что наиболее уязвимые части ноутбуков — это самые дорогие их компоненты, экраны, и самые существенные для бизнеса — жесткие диски, содержащие бесценные данные. Часто также выходят из строя порты, указательное устройство, CD-ROM- и флоппи-дисководы, внешняя поверхность ноутбука, клавиатура, системная плата и адаптер питания.

Стоимость поломок ноутбука

Как показывают исследования, стоимость устранения последствий поломки ноутбука довольно велика. По данным IDC, американские компании в 1998 году потратили 850 млн долл. на ремонт и замену вышедших из строя ноутбуков, а в 2000 году эта цифра достигла 1 млрд долл.

По данным IDC, только прямые убытки от неисправности составляют около 750 долл., а с учетом времени, потраченного техническим персоналом на ремонт, и потерянного времени пользователя прямые и косвенные расходы в случае выхода ноутбука из строя составляют около 1200 долл. Однако реальные потери, связанные с ремонтом или заменой ноутбуков, на этом отнюдь не заканчиваются. В этих цифрах не учитывается фактор упущенных возможностей. Статистика меж тем свидетельствует, что 3/4 пользователей приходится ждать по крайней мере один день, прежде чем их компьютер будет готов к работе, в 39% случаев пользователи оставались без своих ноутбуков более чем на два рабочих дня. Опоздания с завершением проектов, потерянные данные, разочарование сотрудников и потеря доверия клиентов приводят к такому объему упущенных возможностей, который значительно превосходит саму стоимость замены или ремонта поврежденного ноутбука. Специалисты IDC говорят, что хотя упущенные возможности сложно точно оценить, их стоимость вполне может составлять тысячи долларов.

Более детальная картина затрат при поломке ноутбука (по данным Gartner) приведена в таблице. Общие расходы в случае поломки составляют более 3400 долл. на один ноутбук. Даже если считать, что гарантийное обслуживание покрывает большую часть расходов на детали и оплату труда при ремонте, то расходы предприятия все равно остаются высокими — более 2600 долл. Стоит к тому же отметить, что большая часть гарантий не покрывает повреждения — особенно повреждения экрана, которые составляют 37% от всех поломок.

Расходы при поломке ноутбука

>
Расходы на техподдержку, долл.
Прямые расходы на запасные детали и оплату труда ИТ-персонала814
Стоимость времени, потраченного ИТ-персоналом на ремонт488
Время перемещения данных на резервный ноутбук204
Средние затраты на резервный ноутбук в день29
Расходы пользователя, долл.
Стоимость времени, потраченного пользователем на самостоятельное устранение неисправности устройства или на взаимодействие с ИТ-службой в целях устранения неисправности462
Расходы из-за простоя, когда пользователь не имел доступа к своему ноутбуку130
Стоимость времени, потраченного пользователем на восстановление потерянной работы791
Упущенные возможности вследствие простоя574
Общие расходы, долл. 3492

Источник: Gartner Group

На другой чаше весов

Наш анализ стоимости ноутбука был бы неполным, если бы мы не привели оценок, касающихся преимуществ использования ноутбуков. По мнению экспертов Gartner Group, использование ноутбуков на 41% увеличивает производительность труда, а экономия рабочего времени достигает 7,5 ч в неделю. Аналогичные данные получила компания Sage Research. Исследование деятельности 20 североамериканских компаний, проведенное ею в 2001 году, показало, что использование мобильных ПК и беспроводных локальных сетей обеспечило прирост производительности труда сотрудников на восемь часов в неделю. Специалисты корпорации Intel обнаружили, что сотрудники с мобильными ПК продуктивно работают в среднем на 3—8 ч в неделю больше. Результаты исследования, проведенного NOP World, показали, что беспроводные локальные сети на основе ноутбуков позволяют сотрудникам оставаться на связи в среднем на 1,75 ч в день дольше, что обеспечивает повышение производительности труда.

При этом, по оценкам Gartner Group, экономия всего лишь 2 ч в месяц полностью компенсирует разницу между стоимостью ноутбука и настольной системы, а также разницу в стоимости их эксплуатации. Сотрудник с ноутбуком, который проводит пятую часть своего рабочего времени вне офиса, по оценкам Gartner Group, ежегодно приносит компании дополнительную прибыль в размере почти 35 тыс. долл. По оценкам специалистов корпорации Intel, всего один дополнительный час продуктивной работы в день оправдает разницу в 1 тыс. долл. между общей стоимостью владения ноутбуком и настольной системой.

В общем, немаленькие затраты на владение ноутбуком вполне окупаются его преимуществами. Именно поэтому количество выездных сотрудников коммерческих предприятий в Европе стремительно увеличивается: специалисты британского Института услуг по трудоустройству недавно высказали предположение, что к 2010 году в Европе работать вне стен офиса будут 27 млн человек. Согласно прогнозам аналитиков IDC, к 2005 году в США будет почти 49 млн мобильных корпоративных пользователей беспроводного Интернета.