По данным IDC, продажи ноутбуков с 1998 года удвоились — от 3,6 млн шт. до 7,2 млн. В 2002 году они составляли 23,8% от общего объема продаж компьютеров. Производительность ноутбуков растет, цены падают, а рынок настольных ПК становится все насыщеннее, что вызывает активный рост спроса на ноутбуки со стороны корпораций. По мере того, как мобильные компьютеры продолжают отнимать все большую долю рынка у настольных компьютеров, война на рынке ноутбуков разгорается с новой силой.
Первой ласточкой стала смена лидера. В I квартале 2002 года Toshiba вытеснила с первого места в качестве крупнейшего поставщика ноутбуков на мировом рынке компанию Dell. Когда-то японская компания доминировала на рынке ноутбуков, однако затем уступила свои позиции Dell. И вот в I квартале 2002 года Toshiba сделала резкий рывок — увеличила продажи своих ноутбуков на 19,3%* по сравнению с IV кварталом 2001 года. Основную роль в успехе Toshiba сыграли продажи на самых насыщенных рынках, прежде всего в Японии (рост на 64% по сравнению с предыдущим кварталом) и США. В это же время продажи ноутбуков Dell снизились на 4% по сравнению с предыдущим кварталом. В результате Toshiba захватила 14,4% мирового рынка ноутбуков, а Dell опустилась на вторую строчку, с долей в 13,2% от общего объема поставок. Впрочем, к чести Dell следует сказать, что она осталась лидером в США, контролируя 25,2% рынка (Toshiba с 13,6% рынка — на втором месте). Третье место на мировом рынке ноутбуков занимала тогда Compaq, контролировавшая 10,4% рынка.
* Здесь и далее в этой статье приводятся данные IDC.
На четвертое место в начале 2002 года вышла компания Sony, которая так же, как и Toshiba, резко увеличила свои продажи в Японии и США (в целом на 11,7%), захватив благодаря этому 8,9% рынка. Практически сразу за Sony следует IBM, контролировавшая в начале 2002 года 8,4% рынка (продажи в I квартале упали на 11,8%). Интересно, что IBM в последнее время драматически теряла позиции на рынке ноутбуков. Еще в 1999 году она была мировым лидером с долей 13,5% (следом за ней тогда шли Dell — 13%, Toshiba — 12,5% и Compaq — 12%), но за два года резко уступила всем своим конкурентам, покинула тройку лидеров и сейчас замыкает ведущую пятерку.
Вторым важным событием стало появление в том же 2002 году нового сильного конкурента Dell и Toshiba. После завершения слияния Hewlett-Packard и Compaq объединенная компания HP стала силой, с которой на рынке мобильных компьютеров необходимо считаться. В результате во II квартале 2002 года ситуация в тройке лидеров изменилась. Dell и Hewlett-Packard практически поделили между собой первое место на мировом рынке ноутбуков, контролируя соответственно 14,9% и 14,7% рынка. Во II квартале 2002 года японский рынок ноутбуков уменьшился, и в результате Toshiba отодвинулась на третье место с долей рынка 12,8%. IBM обошла Sony, захватив 10,7% рынка (у Sony — 7,1%).
III квартал 2002 года не принес никаких существенных сюрпризов, а вот в IV квартале случилось то, что давно предрекали аналитики, — Hewlett-Packard отняла первое место на мировом рынке ноутбуков у Dell. Причем свой успех Hewlett-Packard удалось повторить и в I квартале 2003 года. По предварительным данным IDC, Hewlett-Packard закончила этот квартал с первым местом в данном сегменте, захватив 14,9% мирового рынка. Но Dell буквально дышит ей в спину — 14,8%. Аналитики, однако, отмечают, что успех Hewlett-Packard связан в основном с потребительским рынком. При поддержке контрактных производителей, таких, как Quanta Computer и Arima Computer, Hewlett-Packard смогла с IV квартала 2002 года наладить поставки ряда дешевых ноутбуков, что и решило исход битвы за первое место. Однако это дало основание части экспертов заключить, что исход борьбы пока совсем не ясен. Компания Dell, которая лучше себя чувствует на корпоративном рынке, может обогнать Hewlett-Packard во второй половине 2003 года, когда спрос бизнес-пользователей возрастает. Тем более что в США Hewlett-Packard пока сохраняет вторую позицию — следом за Dell.
Что касается других марок, то третье место уже привычно занимает Toshiba (13,7%). На четвертое место, по предварительным данным, в основном благодаря удачным европейским продажам вырвалась Fujitsu Siemens (7,6%). Пятое место, как и прежде, за IBM (7,3%).
Смена лидеров на мировом рынке ноутбуков: основные вехиI квартал 2002 года
Источник: IDC II квартал 2002 года
Источник: IDC I квартал 2003 года
Источник: предварительные оценки IDC |