Прежде всего, еще до начала планирования презентационной комнаты, необходимо понять, какие вопросы компания рассматривает на своих совещаниях, — это позволит примерно определить требования к оборудованию. Предположим, что компания занимается торговлей; на совещаниях в основном обсуждаются результаты торговой деятельности и какая-то экономическая информация. Нужна ли здесь высокая разрешающая способность и особенно хорошая цветопередача? Основной материал, с которым приходится иметь дело, — таблицы и графики. Вероятно, могут потребоваться и фотографии, но от них не требуется такое качество, какое необходимо дизайнерам, конструкторам или архитекторам.
Далее необходимо определить экстремальные режимы использования оборудования. Например, имеется большая аудитория, которой нужно предъявить текстовую информацию. Если это 30 человек (их можно усадить в шесть рядов по пять человек), то, вероятно, будет достаточно стандартного разрешения 1024х768 (заметим, что это вовсе не мало). В этом случае размер экрана, по сути дела, определяется высотой помещения. Нижний край экрана поднимаем не менее чем на полтора метра от пола — на этом уровне находятся головы сидящих людей (данный фактор очень важен). Довольно часто в наших традиционных залах президиум находится в центре комнаты, экран располагается достаточно высоко, и если выступающий подойдет к нему вплотную, то основная активная часть изображения окажется выше него. Но чтобы видеть такое изображение, нужно, наоборот, отойти метра на два, тогда выступающий не будет загораживать изображение. При этом нередко докладчики вооружаются лазерными указками — с экранами, работающими на отражение, их использовать можно.
Сегодня стандартное решение — сворачивающийся экран. Понятно, что стационарный экран, сделанный на раме, надежнее, его поверхность лучше сохраняется. Его также можно закрывать драпировкой или шторками. Если речь идет, скажем, об издательстве, где важно коллективно обсуждать сложные (с точки зрения цветопередачи) изображения, то целесообразно применять именно стационарный экран. Он всегда будет плоским, в нем гораздо легче сменить полотно (процедура занимает два-три часа). Из сворачивающихся экранов мы рекомендуем модели с растяжками, которые гораздо надежнее обеспечивают ровную плоскость экрана. Правда, экран с растяжками выглядит не слишком привлекательно с точки зрения эстетики, поэтому его желательно убирать, лучше всего — в фальш-потолок.
Во многих случаях экран лучше всего располагать в конце комнаты, на торцевой стене, а проектор — на противоположной. Но это годится только при условии, что пол плоский и строго горизонтальный. Если же пол, к примеру, имеет сильный подъем — что встречается в больших залах, — возможно, лучше использовать проектор с более широкоугольным объективом, придвигая его ближе к экрану. В этом случае проектор надо разместить так, чтобы он находился вне поля зрения сидящих в задних рядах.
Для варианта с плоским полом лучше установить проектор на задней стенке, причем как можно выше. Когда мы прячем проектор в потолок, то затрудняется его обслуживание, в то время как доступ к задней стенке комнаты не вызывает проблем. Идеальное место — примерно там, где традиционно располагают кинопроектор, высоко под потолком. В этом случае шум от работы устройства минимален, кроме того, проще обеспечить вентиляцию, если поблизости есть вентиляционный канал. Конечно, такое решение подходит для комнат, где нет висячих люстр. При установке на заднюю стенку проектор должен иметь кратность объектива 4—6 (с учетом проекционного расстояния и ширины изображения). В стандартных условиях освещения проектор, дающий световой поток в 3000–3500 лм, справляется и обеспечивает вполне удовлетворительное для деловой презентации изображение.
Традиционное место выступающего — на трибуне, слева или справа от экрана. При необходимости можно поставить дополнительный дисплей на трибуну либо установить относительно большие дисплеи на стены, чтобы и сидящие перед экраном видели их, чуть-чуть повернув голову вправо или влево. Во многих случаях расположение больших дисплеев по центру оказывается не очень удачным решением: не удается разместить экраны так, чтобы они не создавали помех смотрящим из зала. Если же экраны поднять и наклонить к зрителю, то возникают проблемы с бликами.
Что касается места председателя, здесь нет универсального решения. Если в совещании принимают участие примерно 10 человек, то все они в той или иной мере вовлечены в общение, между ними устанавливаются «горизонтальные» взаимоотношения. В такой ситуации председателю лучше находиться во главе стола, лицом к экрану. Если же идет лекция для аудитории примерно из 30 человек, то все они, по-видимому, должны одновременно видеть изображение и председателя с выступающим. Тогда схема размещения будет иной.
Конференц- и видеоконференц-системы
Сегодня уже получил распространение термин "студия видеоконференций", и наконец появились специальные светильники для видеоконференц-связи. Надо сказать, что оптимальная компоновка систем видеоконференц-связи предполагает, что камера совмещена с основным средством отображения информации или находится максимально близко (можно вверху или внизу; хуже, если справа или слева). Идеальная ситуация реализована на телестудиях: полупрозрачный экран, через который смотрит камера, но такое решение в нашем случае, как правило, недоступно. Если камера расположена сбоку, то вы видите собеседника, смотрящего чуть-чуть в сторону. Лучше, когда камера находится чуть-чуть выше основного дисплея.
Если не устанавливать специализированную систему видеоконференций, то следует обеспечить как минимум два режима освещения. Один — это общий заливающий свет, который используется, когда проектор не работает, а экран убран. Желательны при этом светильники, рассеивающие свет, — блики оказываются минимальными. И второй режим — это направленный свет, который падает в основном на рабочие места. Еще лучше — три контура галогенного освещения: один из них располагается непосредственно над столом, второй контур — промежуточный, третий — периферийный.
В качестве направленных светильников можно использовать, в частности, светильники Dedolight, прекрасно зарекомендовавшие себя на телевизионных съемках. Поле каждого из них можно настроить индивидуально и отрегулировать так, что в сторону свет падать не будет. Периферийный контур освещения можно отрегулировать с помощью диммера.
Однако такие конфигурации, к сожалению, не решают проблему освещенности лиц при видеоконференциях. Поэтому следует поставить дополнительную систему специального освещения, которая включается в режиме видеоконференц-связи. Как правило, это приборы, направляющие свет от экрана. В режиме видеоконференц-связи лица участников должны быть повернуты к основному средству отображения информации — соответственно и свет должен идти оттуда. Этот свет может быть более мягким, его интенсивность должна регулироваться. Светильники следует располагать выше экрана, а поскольку там остается совсем мало места, то они помещаются вблизи верхних углов экрана. Можно использовать традиционные светильники (как правило, люминесцентные), специально для этих целей выпускаются модели светильников компаний Navitar и Lutron, некоторые из них имеют электропривод. В обычном режиме их можно поднять и убрать за потолок, а при включении режима видеоконференции они автоматически поворачиваются. Можно даже применять профессиональные телевизионные осветители, дающие мягкий свет. Это несколько рядов люминесцентных ламп с высокочастотным питанием, которые можно регулировать по интенсивности. При этом общий уровень освещенности должен автоматически регулироваться таким образом, чтобы не создавать очень контрастную картину для видеокамеры. Камеры для видеоконференций должны располагаться справа или слева, лучше, чтобы их было две, — это позволяет охватить весь длинный стол. Отдельная камера для председателя не нужна, если у установленных камер достаточный диапазон фокусных расстояний.
Для конференц-связи каждому участнику необходим микрофон — только так удается обеспечить высокое качество звука. Опыт показывает, что автоматические системы, которые срабатывают на голос, не очень хороши. Желательно, чтобы при включении микрофона видеосистеме автоматически давалась команда направить камеру на соответствующий участок.
При выборе камер можно рекомендовать устройства Sony или Polycom. Оборудование Polycom отличается большей гибкостью, хотя и размеры его больше. У техники Polycom есть интересные звуковые опции — микрофонная система может определять направление звука и поворачивать камеру в соответствующую сторону. Но в реальности эта система нормально работает в ситуациях с очень небольшим числом людей и в хороших акустических условиях, при отсутствии шумов. В других условиях надежность не гарантируется. Поэтому система, ориентирующаяся на физически включенный микрофон, предпочтительна. Можно использовать также камеры других фирм. Традиционные поворачивающиеся камеры можно скрыть в стене за легким тонированным стеклом так, что их не будет видно. В другом решении, которое мы иногда применяем, используются камеры компании Pelco, выглядящие как просто бра с куполами. Если не сообщить участникам, то никто из них, возможно, и не догадается, что говорит в присутствии камеры.
Что касается акустики, то здесь главная проблема связана с наводками. Как правило, конференц-система сама контролирует наводки, если все уровни выставлены правильно. Наш опыт свидетельствует, что подавители обратной связи редко спасают ситуацию — в слишком низком помещении устранить обратную акустическую связь практически невозможно. В этом случае единственный выход — говорить, находясь очень близко от микрофона. Если выступающий отклонится назад, слышимость пропадет и придется увеличивать чувствительность микрофона, а это породит обратную связь. Подправить ситуацию с помощью фильтров можно лишь частично.
Что касается моделей акустического оборудования, выбор здесь большой. Решение hi-end — это оборудование Myer Sound, активные системы, в которых состояние каждой из колонок может контролироваться по сети. Хорошее бюджетное решение — это системы JBL или RCF.
Выступающего следует снабдить радиомикрофоном. Но здесь есть свои тонкости. Лучше всего работают головные микрофоны, однако многие не любят их надевать. С микрофоном на петличке смириться легче, но он плохо работает с такими системами. Качество его работы очень сильно зависит от акустики помещения, а головной микрофон работает практически во всех случаях. Мы предлагаем компаниям оба варианта.
Коммутация
Решение, которое мы рекомендуем, — это устройство, которое преобразует все видеосигналы в высококачественный формат, например, с разрешением 1024x768. Сигнал DVD, даже с прогрессивной разверткой, все равно оказывается намного хуже, разрешение PAL в пересчете на компьютерную технику — это всего-навсего 768х576. Если этот сигнал преобразовать в более высокий хорошим преобразователем, то изображение может быть в некотором смысле улучшено: контрастность повышается, цвета становятся насыщеннее, можно устранить дрожания, аналоговые временные искажения.
Преобразованные сигналы необходимо переключать, лучше всего — дополнительным устройством. Правда, высококачественные проекторы, в частности, Barco и некоторые модели Sanyo, позволяют переключаться между сигналами плавно, без потери синхронизации, но более дешевые проекторы такого не позволяют. Вероятно, наилучшее коммутирующее оборудование, которое можно порекомендовать, это устройства компании Extron.
Что касается воспроизведения нескольких изображений одновременно, то мы рекомендуем проектор Barco серии IQ. Он позволяет вывести четыре независимых окна на экран (два RGB-сигнала и два видео), причем размеры и положение окон можно задавать произвольно. Однако настраивать размеры окон по ходу презентации неудобно. Мы считаем, что лучше сразу разделить экран, — возможно, будет виден лишь фрагмент документа, но он не будет закрывать основного изображения видеоконференц-связи. Модель Barco позволяет заранее запомнить все ситуации, которые встречаются в процессе работы, и хранить соответствующие установки в памяти.
Для подключения ноутбука на рабочем месте существует ряд скрытых интерфейсов. Наиболее удобен вариант, когда панель открывает не разъемы, а фрагменты кабелей, — они слегка подпружинены, и их нетрудно вытащить. Иначе, открыв панель, вы вываливаете на стол моток кабелей.
Очень эффективное средство для презентационных систем — документ-камера. Мы предлагаем камеры Wolfvision, обладающие множеством важных достоинств. Очень часто заказчики хотят показать на экране документ формата А4. И для многих оказывается неприятной неожиданностью, что лист формата А4 с текстом 12-го кегля нельзя прочесть на экране. Но здесь на помощью приходит видеокамера — она позволяет без труда выделять те фрагменты, которые нужны в данный момент для работы. При этом приходится не только использовать обычное увеличение, но и «прокручивать» документ на экране. Камеры Wolfvision позволяют это сделать, причем с помощью пульта дистанционного управления. Кроме того, у моделей Wolfvision есть одно исключительно важное свойство, которое можно прочувствовать только на своем опыте, проведя презентацию хотя бы раз. Речь идет о синхронизации светового поля, которое очень точно, лишь с небольшой погрешностью соответствует изображению на экране. Если этого нет, то при работе с видеокамерой вы должны постоянно контролировать изображение на большом экране. Взгляд постоянно перескакивает на экран, что очень неудобно.
В числе прочего Wolfvision предлагает модель, устанавливаемую на потолок и работающую с высоты 4 м. Это позволяет иметь дело с документами шириной до 1 м.
Управление
В управлении презентационной системой огромное значение имеет дизайн интерфейса системы управления. Все, что касается света, изображения, необходимого режима вентиляции и звука, должно объединяться в едином центре управления. Удачный интерфейс обеспечивает удобство и простоту управления даже для неквалифицированного пользователя.
Некоторые компании предлагают конференц-системы в качестве решений для управления собранием. Нередко у этих систем достаточно хорошо продуманный фирменный интерфейс, но все же для пользователя он оказывается специфичным, неоптимальным. Наилучший вариант — контроль над конференц-системой через универсальную систему управления. В этом случае проектировщики получают возможность создать интерфейс, который подходит каждому человеку индивидуально. Дисплей с основной управляющей, дублирующей или какой-либо дополнительной информацией может находиться у председателя. Очень часто председателю дается альтернативный пульт с сенсорным экраном. У выступающих могут быть разные навыки, и они могут включать свой любимый интерфейс. Некоторым нравится работать с текстом, некоторым — с пиктограммами. При этом интерфейсы могут быть и функционально различными.
Предлагаемая нами система позволяет работать с множеством пультов. Можно использовать большие стационарные пульты или беспроводные устройства, которые работают по радио. Есть вариант с множеством настенных кнопочек, которым заранее присвоены определенные функции.
Что касается технологии «картинка в картинке», то ее следует использовать с осторожностью. Мы не рекомендуем экспериментировать с такими режимами в ходе презентации. Здесь необходим оператор, который понимает технику и знает заранее определенные варианты.
Дизайн
Взаимодействие с архитектором при создании презентационных комнат можно считать необходимым условием. Мы постоянно работаем с несколькими архитектурными бюро, специалисты которых понимают специфику проекционного оборудования. Наш опыт показывает, что компании очень редко создают дизайн помещения вместе с презентационной системой. Гораздо чаще нам приходится решать задачи в помещениях, где уже нельзя ничего изменить в архитектуре. Это, например, могут быть старые здания в центре Москвы, где не хочется нарушать планировку и даже менять освещение. В этом случае заказчик должен понимать, что и ему придется, возможно, пойти на какой-то компромисс в своих требованиях к возможностям системы в сочетании с ее качеством и ценой.
Надежность, сроки эксплуатации, стоимость
При выборе проектора мы обычно рекомендуем устройство Barco серии IQ. Это двухламповая система, а лампа — основной ненадежный элемент проектора. Увы, именно лампы чаще всего подводят заказчиков, даже имеющих профессиональные системы. Особенно много проблем бывает, если не соблюдается тепловой режим, присутствует пыль и т. д. Двухламповая конструкция в этом смысле более надежна.
Есть очень хорошие модели у Panasonic, например, PT-L6500EL. Все современные проекторы имеют средства дистанционного управления. Barco iQ, кроме того, может сам посылать сообщения о своем состоянии в сервисный центр. Его состояние можно контролировать через Интернет из сервисного центра. Sony предлагает хорошие проекторы (скажем, VPL-FX51), но на сегодняшний день у нее нет двухламповых моделей этого класса.
Что касается срока эксплуатации, то сейчас вся проекционная индустрия выходит на новую ступень развития. Первые выпущенные проекторы просуществовали около двух лет, а затем если и не пришли в негодность, то морально устарели. По нашему мнению, срок жизни проекторов нового поколения составляет 4—5 лет. Все остальное оборудование не меняется в течение многих лет. В интегрированных системах управления, например, сейчас меняются только возможности, связанные с Интернетом. Некоторые компании, выпускавшие ранее системы управления для всевозможных устройств, не относящихся к презентациям, теперь иногда включают в свои производственные линейки модели и для этого сектора. Здесь можно упомянуть видеопроцессоры или многоканальные усилители для домашнего кинотеатра.
СтоимостьВ целом описанное решение обойдется примерно в 150 тыс. долл. Правда, возможны различные варианты оснащения презентационной комнаты, оказывающие существенное влияние на стоимость решения. |