Выбор проектора для бизнес-презентаций — вопрос непростой. С одной стороны, проекторы — это часть комплекса оборудования презентационной комнаты, и их выбор в значительной степени зависит от компании, поставляющей решение для оборудования переговорной комнаты. С другой стороны — компании зачастую приобретают проекторы для разъездных презентаций или использования в небольших переговорных комнатах. Именно для этих случаев мы постарались собрать несколько советов по выбору проектора.

Критерии выбора

Однозначного критерия при выборе проектора для компании не существует. Этот выбор определяют предполагаемые условия работы системы: размер и освещенность помещения, количество зрителей, характеристики источников изображения. «В первую очередь нужно ответить на вопрос, где и с какой целью вы собираетесь применять этот проектор, — советует Анна Зуева, генеральный директор Delight 2000. — Либо это будут большие залы, либо — выставки, либо это проектор для разъездных презентаций. Для каждой ситуации критерии выбора будут разными».

По данным исследовательской компании ITResearch*, хотя на самые легкие аппараты существует определенный спрос, наиболее острая конкуренция наблюдается все же среди ультрапортативных систем массой более 2,3 кг. Эти аппараты используются в основном для деловых презентаций, и здесь главные критерии выбора — цена и функциональность моделей. «Для проекторов, используемых при проведении деловых презентаций, одним из важнейших параметров оказывается масса, — считает Ольга Измайлова, директор по маркетингу компании "Русский Стиль". — Поскольку доля проекторов, приобретаемых для этих целей, достаточно велика, то и проекторы с массой около 2,5 кг сегодня превалируют в общем объеме продаж. Помимо этого, здесь важна яркость, особенно если при проведении презентаций необходимо что-то записывать и оставить для этого достаточное освещение».


* Более подробную информацию о российском рынке проекторов можно получить из статей, регулярно публикуемых в сборниках «Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия».

После того как покупатель определился со сферой применения проектора, на втором месте для большинства из них оказывается цена. «Цена сегодня, конечно, важный фактор для всех категорий проекторов, — говорит Ольга Измайлова. — Если в 2002 году основная доля продаваемых моделей находилась в ценовом диапазоне от 2000 до 4000 долл., то сейчас, поскольку цена на проекторы неуклонно снижается, уже можно говорить, что в 2003 году ситуация может сильно измениться. На рубеже 2002—2003 годов появилось несколько новых моделей проекторов, попадающих по цене в диапазон до 2000 долл. и имеющих характеристики, благодаря которым сфера их применения расширяется и охватывает как офисные задачи, так и использование в качестве домашнего кинотеатра». По данным исследовательской компании ITResearch, важнейшая тенденция последних лет — активное снижение цен на мультимедийные проекторы. Львиная доля (около 60%) представленных на рынке во второй половине 2002 года моделей укладывалась по цене в диапазон до 5000 долл., при этом наиболее представительной оказалась категория устройств с ценой от 2000 до 3000 долл.

«Для неискушенного покупателя определяющими являются прежде всего цена и типовые характеристики (в основном разрешение и световой поток), по принципу «чем больше, тем лучше», — считает Владимир Нефедов, директор компании CTC Capital. — Но покупатель-профессионал смотрит не только на цену, но и на марку проектора, качество изображения и, естественно, на уровень сервисной поддержки». «Для большей части покупателей основным критерием по-прежнему остается цена, — подтверждает Михаил Невзоров, региональный менеджер Mitsubishi. — Крупные корпоративные заказчики в первую очередь руководствуются надежностью, уровнем поддержки и качеством изображения (как правило, они выбирают более мощные проекторы с разрешением XGA и выше)». По прогнозам ITResearch, в 2003 году, в отличие от прошлого года, будут преобладать модели с разрешением XGA. Кроме того, прогнозируется, что в этом году все большей популярностью будут пользоваться модели с яркостью от 1500 до 3000 ANSI-лм.

Опросы показывают, что зачастую размышления о качестве и надежности устройства пользователи заменяют выбором марки проектора. «В большинстве случаев основными факторами являются цена и марка, затем уже качество изображения, надежность и наличие сервисной поддержки», — говорит Андрей Кирш-Туманов, технический директор BenQ. “Что касается торговых марок, как показывают обзоры исследовательских агентств, более 50% рынка держат всего четыре производителя — InFocus, Sanyo, Panasonic и Toshiba, что на данном этапе развития рынка показывает важность и этого фактора при выборе проектора», — считает Ольга Измайлова.

Вадим Степанишин, глава представительства ViewSonic в странах СНГ, полагает, что покупатели часто заменяют выбор марки выбором продавца. «По нашему опыту, — говорит он, — выбор проектора идет обычно по двум направлениям: первое — найти самый дешевый с заданными техническими параметрами и второе — выбрать проектор, основываясь на опыте компании-поставщика. Первый путь — найти самый дешевый аппарат, невзирая на производителя, способ ввоза в страну и предоставляемый сервис. Второй способ — найти надежную компанию, которая не продаст плохого, и проконсультироваться с ее специалистами».

На уровень поддержки и дополнительные функции покупатели обращают наименьшее внимание, несмотря на то что в 2002 году на рынке появились модные на Западе сетевые проекторы и проекторы с беспроводным интерфейсом. Видимо, дополнительные функции в организациях зачастую никогда не используются. «Набор дополнительных функций доминирует для относительно небольшой категории покупателей», — говорит Михаил Невзоров. И это несмотря на то, что аналитики ITResearch отмечают рост числа моделей со встроенными средствами чтения флэш-карточек памяти, позволяющими проводить демонстрацию без компьютера. Исследовательская компания ITResearch характеризует ситуацию следующим образом: подобные проекторы и ранее появлялись в продуктовых линейках таких производителей, как NEС, Sharp, Panasonic, Hitachi, однако при общем высоком уровне цен на мультимедийные проекционные аппараты целесообразность в дополнительных считывателях долгое время оставалась под вопросом. Теперь же, судя по всему, проекторы со встроенными считывателями окончательно получили право на жизнь, что, вероятно, обусловлено как удешевлением самих проекторов, так и все более широким распространением флэш-карточек различных типов.

Как это ни странно, но, по словам Эдуарда Шапошникова, менеджера компании Activision, «…удобство управления обычно на последнем месте, так как в 90 случаях из 100 проектор приобретается не лично себе, а для организации». Согласно нашим опросам, технология, примененная в проекторе, вообще не играет никакой роли при выборе, и это несмотря на то, что в мире активно соревнуются две технологии — LCD и DLP. По темпам обновления моделей обе технологии идут нога в ногу, что свидетельствует о сохранении конкурентного потенциала этих двух направлений. По данным компании ITResearch, на российском рынке LCD-модели по-прежнему преобладают, хотя доля предложений DLP-аппаратов выросла почти до 40%.

Наиболее популярные марки проекторов на российском рынке

InFocus20%
Sanyo17%
Panasonic10%
Toshiba7%
Остальные46%
Источник: усредненные оценки экспертов, полученные в ходе опроса Intelligent Enterprise

Время жизни проектора

«Время жизни проектора в принципе не ограничено, — говорит Николай Герасимов, дилер-менеджер Canon. — Единственная периодически заменяемая его часть — это лампа». Однако проекторы сегодня развиваются достаточно быстро, поэтому необходимо выделить две стороны этого вопроса.

«Как и ноутбук, проектор морально устаревает приблизительно каждые два года: появляются более компактные, более мощные модели, — считает Анна Зуева. — Но, с другой стороны, время их реальной физической работоспособности гораздо больше. У некоторых наших клиентов проекторы, купленные пять лет назад, по-прежнему успешно работают, качество изображения осталось вполне удовлетворительным». «Чисто физически видеопроектор при правильной эксплуатации может жить сколь угодно долго (необходимо только менять лампу), — подтверждает Владимир Нефедов. — Но моральное его старение происходит довольно быстро (1,5—2 года), а в последнее время еще быстрее».

За последние пять лет проекционные технологии сделали очень сильный рывок вперед: увеличилась яркость проектора, уменьшились его размеры, существенно снизилась цена. И зачастую покупатель меняет проекторы не потому, что ухудшается качество изображения, а потому, что они морально устарели. Однако, что более существенно для пользователя — моральное или физическое старение, учитывая сегодняшние темпы развития отрасли? Часть специалистов дает ответ на этот вопрос, оценивая время жизни проектора в более долгий срок. «В среднем время жизни проектора составляет 3—4 года, по истечении этого времени устройство просто устаревает морально, хотя при усиленной эксплуатации — и физически», — считает Сергей Михайлов, руководитель группы AV дизайна компании ИНТ. «На данный момент среднее время жизни проектора составляет приблизительно 5 лет, — утверждает Эдуард Шапошников. — На практике физически проектор может работать и 10—15 лет, но моральное устаревание происходит приблизительно через 5 лет».

Кроме того, специалисты отмечают, что время жизни проектора зависит от технологии, на основе которой он построен. «Проекторы на основе LCD заметно теряют в качестве уже через 2—3 года, а DLP-проекторы — нет», — считает Андрей Кирш-Туманов. «Время жизни проектора зависит прежде всего от технологии его создания и условий эксплуатации, — говорит Михаил Невзоров. — Известно, что DLP-проекторы имеют больший срок службы, так как DMD-чип более долговечен, чем LCD-панель».

Стоимость владения и минимизация затрат

«Общая стоимость владения проектором складывается из многих составляющих, — поясняет Анна Зуева. — Во-первых, это стоимость самого проектора. Далее — запасные лампы к нему (срок жизни лампы в среднем от 1000 до 3000 ч) и стоимость технического обслуживания. Возможно, понадобятся дополнительные аксессуары — объективы, интерфейсы и т. д.». «Общая стоимость владения складывается главным образом из стоимости проекционных ламп и нескольких ключевых компонентов (проекционный блок, светофильтр у DLP-моделей)», — говорит Михаил Невзоров. Но основной расходный элемент — это лампы. «Ресурс лампы у современных проекторов уже достиг 5—6 тыс. ч, хотя большинство моделей пока еще оборудованы лампами с ресурсом в 2—3 тыс. ч», — говорит Сергей Михайлов.

«Минимизировать стоимость можно путем выбора проектора с большим сроком службы лампы и хорошей репутацией производителя, — считает Михаил Невзоров. — Многие японские производители предлагают трехлетнюю гарантию на свои проекторы, что свидетельствует о серьезности их подхода к качеству продукции». Действительно, отнюдь не все производители дают на свою продукцию гарантию в 3 года (так, проекторы Panasonic имеют гарантию 1 год, а InFocus, Sanyo и Canon — 2 года), и гарантийный срок больше 2 лет играет важную роль в уменьшении стоимости владения проектором. «В том случае, если проектор ломается после гарантийного срока, добавляются расходы на ремонт (иногда до 50% за ремонт)», — говорит Вадим Степанишин. В случае трехлетней гарантии, по словам Петра Солдатова, менеджера Panasonic, «…основная стоимость владения — это первоначальная закупочная стоимость плюс возможный негарантийный ремонт вследствие неграмотной эксплуатации».

Другие возможные пути минимизации расходов — это периодическое обслуживание проектора (чистка, сведение матриц, замена фильтров). «Необходимо регулярно проводить профилактические работы, особенно в запыленных и задымленных помещениях, — советует Ольга Измайлова. — При этом такие работы, как чистка или продув, может проводить сам пользователь». Рекомендованная периодичность такой профилактики — один-два раза в год. Кроме того, стоит позаботиться о том, чтобы проектор не работал вхолостую, т. е. тогда, когда проекция уже (или еще) не нужна.

Особый вопрос — стоимость и наличие ламп при послегарантийном ремонте. Большинство специалистов полагают, что сейчас роста цен на комплектующие нет и не ожидается. «По-видимому, стоимость (и цена) комплектующих для приобретенных ранее проекторов не будет увеличиваться, а будет более или менее стабильной», — считает Сергей Михайлов. Как отмечает Вадим Степанишин, «…стоимость комплектующих растет, но незначительно». Что касается наличия ламп, то все вроде бы тоже выглядит хорошо. Как правило, основные поставщики поддерживают склад ламп (в течение 5—8 лет) либо лампы взаимозаменяемы. «Лампу можно будет купить как минимум в течение 7 лет, это требование «Закона о правах потребителей», и наша компания будет его выполнять даже при минимальном спросе на лампы», — утверждает Петр Солдатов. По словам Владимира Нефедова, у его компании «…на складе есть лампы для проекторов, которые выпускались 8—10 лет назад».

Однако есть и неприятные моменты. «Все производители держат в своем прайс-листе эти лампы, — подтверждает Анна Зуева, — однако цена на них примерно в полтора раза выше, чем на производимые в настоящий момент модели. Надо также быть готовым, что ждать замены придется довольно долго, так как лампы может не быть на складе в данный момент». «Полагаю, что абсолютная стоимость комплектующих сильно увеличиваться не будет, а возможно, даже будет уменьшаться за счет увеличения производственных объемов, — говорит Михаил Невзоров. — Однако стоимость комплектующих в процентном отношении к общей цене проектора будет расти». Сергей Михайлов советует простой выход: «…поработав и прикинув календарный срок работы лампы в ваших условиях, запастись лампами заранее».

Что касается программ сервиса, то существует большое количество вариантов как гарантийного, так и послегарантийного обслуживания. Наиболее широкий спектр различных программ — у компании Delight 2000. Существуют программы зачета старого оборудования по остаточной стоимости при приобретении нового проектора (Activision). У некоторых компаний можно получить подменный аппарат на время ремонта. Корпоративным покупателям следует обратить на различные сервисные программы особое внимание, так как это может существенно уменьшить стоимость владения проектором.