Мировой рынок проекторов с каждым годом становится все определеннее, а число поставщиков растет как на дрожжах. Однако исследования показывают, что, несмотря на огромное число поставщиков, покупатели проекторов активно склоняются к известным маркам. Вместе с тем аналитики считают, что покупатели пока только присматриваются и проектор еще не стал необходимым атрибутом переговорных комнат компаний.
По данным исследования InterConnection Consulting Group, в 2002 году в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) было продано 658 тыс. проекторов, и продажи увеличились на 29,4% по сравнению с прошлым годом. При этом, несмотря на бум на рынке домашних кинотеатров, 54,8% проекторов было продано в сегмент так называемых мобильных офисов. Вообще, популярность мобильных офисов, для которых предназначены ультрапортативные проекторы массой менее 3 кг, растет взрывообразно. Если в 1999 году только 8% проданных проекторов относились к категории ультрапортативных, то в 2002 году — уже 48,2% (рост по сравнению с 2001 годом на 17,5%), а к 2005 году этот показатель, по прогнозам InterConnection Consulting Group, вырастет до 72,8%.
Однако аналитики отмечают, что спрос на проекторы хоть и рос, но оказался ниже, чем предсказывалось. Причины кроются главным образом в плохой экономической ситуации почти во всех европейских странах, из-за чего инвестиции в презентационные технологии были отложены на неопределенный срок. Аналитики InterConnection полагают, что в 2003 году будет продано в целом на 17% больше проекторов, чем в 2002-м. IDC предполагает чуть больший рост: согласно ее прогнозам, в 2003 году во всем мире будет продано 1,9 млн проекторов, что на 25% больше, чем в 2002 году (1,5 млн штук), а в 2006 году продажи составят уже 3,5 млн устройств. Компания iSuppli дает еще более оптимистичные цифры: в 2002 году — 1,6 млн, а в 2003-м — 2,2 млн (рост 40%).
По данным исследования InterConnection Consulting Group, охватившего 525 опытных пользователей проектов в пяти сегментах рынка (домашний офис, малый бизнес, средние и крупные компании, публичный сектор, школы и университеты), наиболее признанные в Европе марки проекторов — это Sony, Epson, Toshiba, NEC и Sanyo (см. таблицу). Кроме того, аналитики отмечают активность компаний InFocus и Philips. В отличие от США, компания InFocus не попала в список пяти ведущих торговых марок, хотя она занимает сильные позиции в Центральной и Северной Европе. Однако, согласно другому исследованию, пятерка ведущих производителей в Европе выглядит так: Sony, Epson, NEC, Philips и InFocus, и на их долю в сумме приходится 39,8% рынка.
Наиболее известные марки проекторов в Европе
Sony | 47% |
NEC | 35,5% |
Epson | 33,5% |
Toshiba | 29,2% |
Sanyo | 27,3% |
InFocus | 25,3% |
Источник: InterConnection Consulting Group |
Производители компьютеров не остались в стороне от этой тенденции — среди лидирующих марок проекторов вслед за пятеркой расположились компании Dell и Hewlett-Packard. Согласно исследованию InterConnection Consulting Group, проведенному в США по той же схеме, на первом месте среди марок проекторов тоже Sony (52% опрошенных), а на втором — InFocus (47% опрошенных). Несмотря на поздний выход на рынок, аналитики отмечают неплохой старт ViewSonic (5-е место в США по итогам 2002 года).
Тем не менее в целом ситуация довольно запутанная. Сейчас на европейском рынке проекторов насчитывается более 40 марок, пришедших из секторов компьютеров, мониторов и потребительской электроники, что приводит, с одной стороны, к серьезным трудностям для покупателей при выборе проектора, а с другой — к падению цен на эти устройства. В этой ситуации, по мнению аналитиков InterConnection Consulting Group, известность марки приобретает все большее значение, и признанные на рынке проекторов марки, такие, как Sony, Toshiba и Epson, лучше чувствуют себя, чем остальные. Ну а более скромные игроки будут постепенно покидать рынок. Для небольших компаний-производителей, таких, как Plus или Sim2, это означает серьезные трудности.
Высокая конкуренция и выросшие производственные мощности привели к прежде невиданному среднему снижению цен — на 17,6% за 2002 год. Наиболее ярким свидетельством падения цен стало появление на рынке проекторов начального уровня по цене ниже магической отметки в 1000 евро. Ценовая война на рынке проекторов иногда доводит рыночные политики до абсурда: даже занимающие выгодные позиции марки начинают ценовую войну, стремясь «задавить» конкурентов посредством более высоких объемов продаж. В чем-то это напоминает ситуацию, которая наблюдалась на рынке ПК. Все это, по мнению аналитиков, несомненно вызовет скачок спроса, в первую очередь в сегменте мобильных офисов. Уже в конце 2002 года аналитики InterConnection столкнулись с парадоксальным явлением: у некоторых производителей количество повторных покупателей оказалось выше, чем количество первых. Снижение цен на проекторы привело к тому, что старые устройства заменяются на новые, более яркие и легкие, чаще, чем совершаются первые покупки. По прогнозам, перемирия на ценовом фронте пока не предвидится, цены будут продолжать падать. Аналитики InterConnection Consulting Group ожидают, что в 2003 году они снизятся еще примерно на 10%.
Часть производителей стремится уйти от ценовой конкуренции путем нововведений. В ближайшее время основные новшества в мире проекторов будут касаться главным образом удобства и простоты использования. Согласно данным опросов, потребители отдают предпочтение бесшумным и удобным для пользователя устройствам, работе с которыми можно быстро научиться, и в меньшей степени интересуются такими характеристиками, как интенсивность света и разрешение. Кроме того, по мнению аналитиков, продолжит расти популярность автономных устройств. Компании Texas Instruments, InFocus и Plus разработали беспроводные проекторы, позволяющие получать данные с лаптопов или PDA-устройств.
Несмотря на заметное снижение цен и серьезное улучшение технических характеристик, все аналитики сходятся во мнении, что проекторы пока еще не стали обязательным оборудованием в переговорных и презентационных комнатах компаний. Настоящий потенциал рынка проекторов лишь слегка затронут, и корпоративные покупатели пока только присматриваются.