За последние четыре года рынок складской логистики в России побил несколько рекордов. В частности, сегмент складской недвижимости показал наибольший рост и стал самым привлекательным с точки зрения рентабельности во всем секторе коммерческой недвижимости. А рынок систем управления складами (warehouse management systems, WMS) до 2007‑го был «абсолютным чемпионом» по развитию даже внутри самого сегмента складской логистики. Его рост составлял 50 — 70% ежегодно. Это связано с бурным развитием складов в России и огромным неудовлетворенным спросом на складские помещения со стороны коммерческих организаций.

Спрос на высококачественные склады уже который год в несколько раз превышает предложение, несмотря на увеличивающиеся темпы строительства новых объектов и реструктуризацию старых. Развитие рынка связано также с большим спросом на услуги ответственного хранения и увеличением числа игроков на нём. В качестве логистических операторов все чаще начинают выступать даже дистрибьюторы, имеющие в силу специфики своего основного бизнеса большие складские площади. В итоге существенно повышается спрос на системы управления складами.

В то же время 2007 год стал для рынка WMS переломным. Пятилетний период становления, во время которого в российский сегмент систем управления складами было выведено около пятидесяти различных решений, завершился. После бурного роста в 2002 — 2006 годах (в среднем на 50—70% в год) в 2007-м рынок стал расти медленнее, а в денежном выражении даже на 31% сократился. Если же говорить о динамике рынка по количеству внедрений, то по данным исследования «Российский рынок WMS», проведённого агентством WMS Explorer, рост составил всего 11,5%, то есть его темпы по сравнению с предыдущими годами снизились. Общий объем рынка в денежном выражении в 2007 году составил 7,63 млн. долл.

Внедрение WMS в 2007 году

Количество внедрений, суммарная стоимость рынка WMS и средняя стоимость одного внедрения приведены в табл. 1. Видно, что средняя стоимость одного внедрения по сравнению с 2006 годом сократилась и составила 87,7 тыс. долл. Правда, анализировать этот показатель имеет смысл не в целом по рынку, а по сегментам, поскольку системы сильно различаются и по функционалу, и по цене. В исследовании «Российский рынок WMS» продукты разделены на три сегмента: в первом представлены самые дорогие решения с наибольшим функционалом, во втором — менее дорогие системы, в третьем — решения, наиболее демократичные по цене. Сейчас по данным экспертов из WMS-Explorer на долю пяти решений самого дорогого сегмента (EXceed WMS 4000, Manhattan WMS, Logistic Vision Suite, Solvo.WMS, HighJump Warehouse Advantage) в совокупности приходится около 45% объема рынка в денежном выражении. На долю среднего сегмента, представленного семью решениями (сюда отнесены системы со средними функционалом и стоимостью; кроме того, учитывался такой важный критерий, как положительная история продаж в России), приходится около 27% рынка. Это решения Logistic Manager 7, LEADWMS, Expert Logistic WMS, WMS «БУХта: Складской Комплекс», CWMS-3000, «1С-Логистика:Управление складом» 2.0 и система управления складом «Система #1». Около 12% рынка в денежном выражении занимают системы третьего сегмента, многие из которых начали активно внедряться только в прошлом году. На WMS-модули ERP-систем, а также на системы, которые в исследовании «Российский рынок WMS» подробно не разбирались, приходится примерно 16% рынка (опять же в денежном выражении).

Максимальная доля одного решения в денежном выражении составила, по данным исследования, менее 12%. Средний отрыв между конкурентами по долям рынка составляет около 1%.

Стоит отметить, что за 2007 год наибольшее количество внедрений было во втором сегменте (средняя стоимость одного решения данного уровня составляет 70 тыс. долл.). На втором месте по количеству внедрений — сегмент третьего уровня со средней стоимостью одного решения 40 тыс. долл. Решения первого уровня (самые дорогие, со средней стоимостью 163 тыс. долл.) немного отстают по количеству внедрений, но значительно опережают их по доле рынка в денежном выражении. Именно поставщики таких решений сегодня являются по сути лидерами рынка.

Прогнозы

В 2006 году с усилением конкуренции средняя цена решения стала падать, а в 2007-м эта тенденция усилилась настолько, что несмотря на количественный рост и неудовлетворенный спрос объем рынка сократился (см. рис. 1). Ценовая конкуренция снизила общую рентабельность отрасли, по оценкам экспертов из WMS-Explorer, на 20—30%. На фоне общего подорожания трудовых ресурсов это может грозить серьезными проблемами как отдельным компаниям, так и рынку в целом. К примеру, предыдущие прогнозы роста рынка следует признать чересчур оптимистичными. Оценка его объема на 2008 год в 25 млн. долл., сделанная по итогам 2006-го, не будет достигнута и в 2009-м, когда рынок едва ли наберёт объём в 12 млн. долл.

Динамика роста количества внедрений приведена на рис. 2, а динамика падения средней цены — на рис. 3. Легко убедиться, что падение цены не покрывается ростом коли­чества продаж.

Есть ли перспективы выхода из такой ситуации? Оказывается, есть, и их несколько.

  • Переход крупных игроков, торгующих западными системами, на реальные «тяжелые» решения с прекращением практики позиционирования в России «средних» систем в качестве тяжелых.
  • Снижение привлекательности российского рынка для западных систем среднего и начального классов в связи с падением его рентабельности.
  • Подорожание российских систем среднего класса в связи с ростом стоимости трудовых ресурсов.
  • «Сход с дистанции» неэффективных компаний, не сумевших преодолеть предел рентабельности.

    Так как рынок обладает инерционностью, то в 2008 году кризисная ситуация скорее всего продолжится и проблема «перерегулирования» будет еще острее, чем в 2007-м. Останется и ценовая конкуренция, и вывод на рынок средних западных продуктов. В 2009-м тенденции, перечисленные выше, должны возобладать и произойдет оздоровление рынка. Нынешний год будет пиковым и по количеству решений, представленных на российском рынке систем управления складом. В дальнейшем это количество должно снизиться до 20—30. Причём средняя стоимость внедрения в 2009 году должна стабилизироваться в районе 80 тыс. долл.

    Важнейшие тенденции

    На рынке оказались ярко выраженными несколько ключевых тенденций. Во-первых, «первая волна» цикла продаж завершилась, и теперь найти заказчика стало сложнее, чем было еще год назад.

    Во-вторых, в ходе первого цикла были выявлены несоответствия и ошибки, характерные для молодого рынка. В частности, многие заказчики уже сменили внедренные в свое время системы и сейчас рассматривают новые варианты, которые могли бы лучше удовлетворить их нужды. Рынок заказчиков стал более требователен, поставщикам WMS часто приходится концентрировать усилия на поддержке уже осуществленных проектов в ущерб новым продажам.

    В-третьих, как уже было отмечено, жесткая конкуренция заставляет поставщиков снижать среднюю стоимость внедрения, что вовсе не всегда бывает оправданно и часто ведет к снижению качества проекта в целом. В результате заказчики нередко остаются недовольными внедрением и снова начинают искать альтернативные варианты. По данным опросов, проводимых агентством WMS Explorer, лишь около 30% всех осуществленных внедрений WMS заказчики считают бесспорно удачными (см. табл. 2). Исследования показывают, что заказчики нередко заменяют систему уже через год после начала её функционирования, и это негативно сказывается как на бизнесе самого заказчика, так и на имидже компании-поставщика. По оценкам экспертов из WMS Explorer, в 2008 году произойдет смена лидера, доминировавшего на рынке в последние три года. Максимальная доля одного игрока снизится по сравнению с показателями 2006 года. Кроме того, несколько известных WMS-решений, видимо, исчезнут с рынка, а на их место придут новые.

    Еще одна тенденция, о которой сейчас уже можно говорить с уверенностью, заключается в том, что поставщики систем начинают делать ставку на количество проектов в большей степени, чем на цену одного проекта. Это происходит на фоне постоянно возрастающего числа самих поставщиков WMS. В то же время, по словам экспертов из агентства WMS-Explorer, именно в 2007 году стала намечаться тенденция, которая в полную силу проявит себя в 2008-м: поставщики стали диверсифицировать свою продукцию, делая несколько разных решений для разных типов клиентов. На рынке появились новые решения, которые уже в нынешнем году могут составить серьезную конкуренцию лидерам в премиум-сегменте. Это такие системы, как RedPrairie, PSI, Consafe Logistic. Компании, делающие ставку на диверсификацию решений, сейчас будут стремиться завоевать позиции прежде всего как раз в этом сегменте. Обладая положительным опытом продаж решений более низкого уровня, они имеют реальную возможность потеснить нынешних лидеров. Поэтому конкуренция будет обостряться в первую очередь на рынке самых дорогих решений.

    Все это говорит о том, что первостепенную роль для компаний — заказчиков WMS начинает играть этап выбора системы: от того, насколько грамотно предприятие подойдет к решению этого вопроса, зависит, приобретет ли оно серьезное конкурентное преимущество на рынке или потратит десятки тысяч долларов впустую.