Дефицит ИТ-кадров, которым страдают практически все компании, в 2007 году продолжал усиливаться. В процессе подготовки материалов на самые разные темы нам постоянно приходилось выслушивать жалобы такого плана. И это вне зависимости от того, о чем шла речь: о перспективах развития индивидуальных разработок информационных систем или об обеспечении эффективности инвестиций в ИТ.
В ноябре прошлого года центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ были опубликованы результаты исследования «ИТ-кадры в российской экономике», проведенного по заказу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Отчет содержал информацию о численности ИТ-специалистов, занятых в российской экономике в настоящий момент, о текущей потребности в таких специалистах, а также попытку спрогнозировать потребности в них в будущем. Если расчеты, сделанные в исследовании, верны, то потребность в ИТ-специалистах к 2012 году в зависимости от реализации того или иного сценария развития российской экономики составит от 233 тыс. до 551 тыс. человек. Предполагается, что в 2012-м российские вузы выпустят 85 тыс. ИТ-специалистов, что в 2,7 — 6,5 раза меньше необходимого количества. То есть дефицит ИТ-кадров приобретет катастрофические масштабы. И это по мнению исследователей в первую очередь связано с недостаточным количеством выпускников вузов по ИТ-специальностям.
Авторы исследования при этом не забыли упомянуть, что «…работа в сфере информационных технологий является достаточно высокооплачиваемой, поэтому приток кадров в этот сектор экономики не прекращается. Но происходит это за счет обескровливания других стратегически важных секторов экономики, а также ценой значительных средств, затрачиваемых на переподготовку персонала. Это вызывает значительное повышение себестоимости отечественных товаров и услуг ИТ-индустрии, следовательно — и снижение конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках». Трудно сказать, о чем больше пекутся уважаемые эксперты: о преодолении дефицита кадров в ИТ-сфере, о благополучии других важных секторов экономики или о конкурентоспособности российских компаний.
Прежде чем подходить к решению проблемы кадрового дефицита в ИТ, хорошо бы разобраться в причинах, этот дефицит порождающих. Среди таковых следует назвать депопуляцию и массовый отток инженерно-технических кадров на Запад в 90-е годы, быстрые темпы роста и высокую вариативность развития ИТ-сферы в России, низкую производительность труда и отсутствие понятия о нормах производительности в ИТ, а также невнятную государственную политику в области ИТ-образования. Остановимся на причинах дефицита ИТ-кадров подробнее.
Депопуляция
В 1992 году Россия вступила в полосу депопуляции населения. Смертность превышает рождаемость. Численность населения неуклонно снижается уже в течение 15 лет. По оценке Росстата объем убыли населения в 2006 году составил 689,5 тыс. человек (за 2005 год — 846,6 тыс.). Поэтому надо подготовится к тому, что «обескровленными» скоро окажутся все без исключения отрасли экономики вне зависимости от уровня оплаты труда. К этому добавляется ухудшение общего уровня здоровья россиян, как физического, так и психического. Уже сегодня от руководителей ИТ-служб можно услышать фразу: «Просто мало вменяемых людей».
Быстрые темпы роста ИТ-рынка
Дефицит кадров в молодой, динамично развивающейся отрасли — ситуация совершенно естественная. Ничего удивительного, особенно если учесть особенности исторического развития: российский рынок программного обеспечения и ИТ-услуг возник в начале 90-х годов как бы вдруг, да еще стал развиваться с угрожающей скоростью. Понятно, что «готовым» ИТ-кадрам просто неоткуда было взяться. Система образования, как основного, так и дополнительного, быстро перестроиться под вновь возникшие потребности экономики не могла в принципе. Кроме того, по информации заведующего лабораторией открытых информационных технологий ВМК МГУ профессора Владимира Сухомлина, за последние пятнадцать лет Россию покинуло около миллиона высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров, в большинстве своем — специалистов в области ИТ. Негативные последствия этого процесса мы продолжаем ощущать и по сей день.
Высокая вариативность развития
В исследовании «ИТ-кадры в российской экономике» рассчитана потребность в новых ИТ-специалистах к 2012 году для двух сценариев развития. Первый — вариант, при котором сохранится ведущая роль добывающих отраслей и рынок продолжит развиваться по законам сырьевой экономики. В случае реализации второго сценария пойдёт «движение к экономике знаний, повышение конкурентности экономики и вызванный этим рост сектора ИТ-услуг». Объем потребности в ИТ-кадрах для первого и второго сценариев составляет 233 тыс. и 551 тыс. человек соответственно. Таким образом авторы исследования фактически признают, что более или менее точно спрогнозировать потребность в ИТ-кадрах весьма затруднительно. Но это еще не всё. ИТ — это рынок, развитие которого трудно предсказать в силу огромной роли, которую играет появление новых технологий и методологий решения ИТ-задач. Широкое внедрение таких подходов, как, например, SOA, потенциально может существенно повлиять на объем и структуру спроса на ИТ-специалистов. Дефицит ряда квалификаций, особенно для новых направлений в ИТ, попросту неизбежен.
Низкая производительность труда
Дефицит ИТ-кадров напрямую связан с производительностью труда: чем она ниже, тем больше кадров требуется, и наоборот. Руководитель дирекции корпоративного университета холдинга «Сухой» Сергей Ряковский в интервью Intelligent Enterprise привел данные, согласно которым производительность труда в России в несколько раз ниже, чем в передовых странах (см. статью «Дефицит квалифицированных кадров сохранится как минимум лет десять» в IE, № 15/2007). Низкая производительность труда ИТ-специалистов в России объясняется в первую очередь нерациональной организацией труда и слабым кадровым менеджментом в области ИТ. Управлять производительностью труда сложно в связи с фактическим отсутствием в нашей стране норм по этому показателю для ИТ-специалистов. Их разработку Сергей Ряковский считает одним из важнейших шагов на пути к преодолению дефицита кадров в ИТ.
Еще один значимый фактор — частая смена места работы ИТ-специалистами. На Всероссийском HR-форуме, проведенном в ноябре 2007 года AHConferences, говорили о том, что ИТ-специалисты в среднем меняют компанию-работодателя один-два раза в год. Очевидно, что производительность труда при этом резко падает: для того, чтобы адаптироваться и начать работать на новом месте с полной отдачей, требуется от одного до трех месяцев. А на одном из наших круглых столов прозвучало мнение, что для того, чтобы что-то реально сделать, ИТ-директор должен проработать в компании не менее пяти лет. Что уж тут говорить об эффективности ИТ-руководителей, меняющих компанию раз в два года?
ИТ-образование
Комментируя проблему дефицита кадров, Сергей Ряковский сказал: «Система подготовки кадров недорабатывает». Количество и структура специализации выпускников отечественных вузов не соответствует потребностям ИТ-рынка. Чем объясняется такое положение дел? Безусловно, имеет место недостаточное финансирование системы образования, академической науки и необходимых для ее развития НИОКР. Но по мнению Владимира Сухомлина, основная проблема состоит в отсутствии государственной стратегии развития страны, ее экономики, включая ИКТ-отрасль и ее взаимодействие с другими отраслями: «Надо учитывать, что наука и образование — это сферы с последействием в несколько лет, т. е. эффект от инвестиций в них отложенный. Разрушить их можно в считанные месяцы, а чтобы вернуть к плодотворной работе, нужны многие годы. Например, чтобы создать, опробовать и внедрить в систему высшего образования новое образовательное направление, требуется около десяти лет».
В такой ситуации инициативы по реформированию и развитию ИТ-образования в основном исходят от научного сообщества и заинтересованных ИТ-компаний. Так, факультетом ВМК МГУ им. В. М. Ломоносова в 2002 году под руководством Владимира Сухомлина был разработан подход к построению национальной системы ИТ-образования для классических университетов. В его основу положено создание нового образовательного направления «Информационные технологии» (в стандартах нового поколения оно получило название «Фундаментальная информатика и информационные технологии»). Направление это предназначено для подготовки исследователей-разработчиков в области ИТ. Оно разработано в соответствии с принципами и механизмами Болонского процесса. Стандарт бакалавра в области ИТ имеет фундаментальный характер математической подготовки, а базовая профессиональная подготовка соответствует рекомендациям «Computing Curricular 2001/2005», признанным в качестве международных стандартов в области ИТ-образования. В настоящее время данное направление реализуется в двадцати университетах страны. По словам Владимира Сухомлина, перспектива у него хорошая. Главной задачей является удвоение в ближайшие два года числа университетов, реализующих стандарт бакалавра ИТ, а также развертывание магистерского обучения. Основные трудности связаны с реализацией магистерских программ — прежде всего с нехваткой научных и педагогических кадров необходимой квалификации, низким объемом исследовательских работ соответствующего профиля в ИТ-отрасли и научных организациях. Это делает большой проблемой научную стажировку магистров и написание ими магистерских диссертаций. Актуальной задачей ИТ-образования является также погружение процессов подготовки ИТ-кадров в среду электронного обучения.
Если на факультете ВМК МГУ была создана программа ИТ-образования для классических университетов, то Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) стремится стать местом встречи информационных технологий и бизнеса. В 2003 году Министерство образования РФ утвердило новое образовательное направление «Бизнес-информатика», разработанное факультетом бизнес-информатики (БИ) ГУ-ВШЭ под руководством декана Виктора Никитина. Основная идея, которую содержит учебный план факультета, состоит в том, что студент должен получить сбалансированный комплекс знаний, состоящий из трех частей: информационные технологии, менеджмент, а также экономика и право. Неизвестно, каким образом ГУ-ВШЭ удается преодолевать дефицит преподавателей и учебных курсов, о котором говорит Владимир Сухомлин. Возможно, благодаря сотрудничеству с такими компаниями, как IBS, SAP и «1С», хотя верится в это с трудом. Да, в составе факультета БИ наряду с такими кафедрами, как «бизнес-аналитика», «управление информационными ресурсами предприятия» и «архитектура программных систем», есть базовая кафедра компании «1С», а также «корпоративные информационные системы» (SAP) и «информационные бизнес-системы» (IBS). Но очевидно, что дать «универсальные» знания в рамках кафедры, специализирующейся на продуктах одной компании, весьма проблематично.
Понятно, что для ИТ-фирм подготовка квалифицированных кадров — это краеугольный камень выживания и развития. Им некогда ждать, когда проснется государство, они готовы вкладывать в ИТ-образование здесь и сейчас. При этом ИТ-компании ищут наиболее эффективных и экономичных путей для инвестиций. Так, в октябре 2007 года начала работу магистратура IBS в МФТИ. Обучение будет проходить по трем новым специальностям: системный архитектор, системный аналитик, консультант в области управления предприятием. Роль IBS состоит не только в финансировании, но и в разработке образовательных программ. Топ-менеджеры и эксперты этой компании участвуют в преподавательской деятельности, а для студентов организуются стажировки в реальных проектах. Особый интерес представляет схема инвестиций в образовательный процесс. Помимо того, что IBS вкладывает в разработку учебных программ свои средства, она помогает студентам с оформлением образовательного кредита в банке, сумма которого составляет 250 тысяч рублей с учетом процентов. Тем выпускникам, которые проработают в IBS три года после окончания магистратуры, полностью компенсируются расходы на обучение.
Сотрудничество вузов и ИТ-компаний — очевидная тенденция, однако их цели различны, и это не позволит решить проблему учебных курсов и преподавателей. Образование — тот перекресток, на котором расходятся (чтобы не сказать сталкиваются) интересы ИТ-компаний и остальных субъектов народного хозяйства. Если ИТ-компании в известном смысле «покупают» образование, может получиться, что учить студентов они будут так, как сочтут нужным, и тому, чему захотят. Иллюзий по поводу трудоустройства выпускников таких учебных заведений тоже не возникает. Предприятия, чья основная деятельность отлична от ИТ, заинтересованы в том, чтобы система образования готовила специалистов, имеющих одинаково хорошее представление о технологиях и инструментах, существующих на рынке. Хороший сотрудник должен иметь развитые познавательные и творческие способности и уметь вовремя абстрагироваться от давления брендов. Для этого разрабатывать учебные курсы и преподавать в вузах должны «независимые эксперты». ИТ-компании, напротив, стремятся к экспансии своих брендов и реализуют ее в том числе через образование.
Что поделаешь...
Истерия вокруг дефицита ИТ-кадров ничего хорошего в себе не несет: от нее только быстрее растут зарплаты айтишников. А система ИТ-образования меняется пока мало. И возможно, она не так плоха, как говорят. Компания Auriga с 2003 года проводит ежегодные статистические исследования с целью определить количество выпускников российских вузов, имеющих необходимую квалификацию для работы в сфере информационных технологий. Данные, приведенные в отчете Auriga (см. таблицу) гораздо больше обнадеживают, чем те, что представлены в отчёте «ИТ-кадры в российской экономике» по заказу АП КИТ. Отметим, что официальная государственная статистика кадровых ресурсов, занятых в ИТ, отсутствует.
Трудно ожидать, что система российского высшего образования с присущей ей инертностью может быстро перестроиться под запросы рынкаАлександр Соколов, директор Школы ИT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ
С учетом мирового опыта у нас ожидается большой спрос на аналитиков (в том числе консультантов), менеджеров и архитекторов в сфере ИТ. Кроме того, неминуем дефицит программистов и технических специалистов по обслуживанию ИС. Трудно ожидать, что система российского высшего образования с присущей ей инертностью может быстро перестроиться под запросы рынка. Пока здесь действует система дополнительного образования, которая развивается взрывными темпами. Скажем, наша Школа ИT-менеджмента за последние четыре года выросла более чем в десять раз.
Стоит отметить, что проблема подготовки ИТ-кадров является глобальной. На перестройку системы ИТ-образования в странах ЕЭС выделяются большие средства. Таков, например, «проект Леонардо», в котором участвовали пять европейских стран. Российскому образованию нужно решать задачу не только количественную, но и качественную. Необходимо создать на базе лучших вузов инновационные центры (объединяющие учебные, научно-исследовательские и консалтинговые организации), тесно взаимодействующие с ведущими российскими и мировыми компаниями.
Как сказано в отчете, сегодня в сфере ИТ успешно трудятся выпускники вузов с дипломами математиков, физиков, специалистов различных инженерных областей. Было бы неверным при оценке кадрового потенциала ИТ-отрасли не учитывать специалистов в области точных и технических наук. Президент компании Auriga Алексей Сухарев отмечает: «Основная претензия работодателей к высшей школе заключается в том, что они хотели бы получать “готовых” специалистов с узкопрофессиональными навыками. А наши вузы сильны прежде всего фундаментальной базовой подготовкой, которая дает системные знания, широкий кругозор и позволяет овладевать новыми профессиональными навыками в короткий срок. В этой особенности российской системы высшего образования больше плюсов, чем минусов». Что касается дороговизны переподготовки специалистов, то на фоне депопуляции данная проблема не кажется такой уж страшной. Постоянное обучение и «переподготовка» — это самый здоровый образ жизни в обществе, которое стремится стать обществом знаний, то есть информационным обществом.
Тем не менее дефицит ИТ-кадров — это реально существующая долгосрочная тенденция. По оптимистичному прогнозу Сергея Ряковского, она сохранится еще как минимум лет десять. Решить эту проблему в общегосударственном масштабе вряд ли удастся. Поэтому бороться с таким дефицитом придется в каждой отдельно взятой компании. Не случайно в исследовании, опубликованном в октябре 2007 года Центром лидерства ИТ-директоров (Center for CIO leadership), созданном при поддержке IBM, сказано, что выявление и воспитание высокопрофессиональных специалистов в области информационных технологий — одна из приоритетных задач CIO будущего. Универсальных рецептов её решения, похоже, не существует. Задача эта творческая, требующая нестандартного подхода, изобретательности и смекалки, а главное — человеколюбия. И еще — специфического управленческого оптимизма. Начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаза» Ринат Гимранов в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с дефицитом кадров напомнил цитату из творчества Жванецкого: «Туфель много, и в случае катастрофы их хватит на всех! Нет тех, что подходят!». Остается только добавить, что «для мужественных людей безвыходных положений не бывает!».
Суммы, выделяемые на обучение российскими компаниями, несопоставимы с затратами компаний в США и ЕвропеИгорь Морозов, ректор Академии АйТи
В ИТ-отрасли сейчас сложилась такая ситуация, что чем быстрее развивается рынок информационных технологий, тем выше кадровый голод — и это уже можно принять как данность. Но не нужно бояться затрат на дополнительное обучение и переподготовку сотрудников, тем более что пока суммы, выделяемые на обучение российскими компаниями, несопоставимы с затратами компаний в США и Европе. По данным, приведенным в обзоре Cnews, в США затраты на тренинг одного сотрудника в среднем составляют 231 долл. в год, в Европе — 86, а в России эта цифра достигает всего 2,5 доллара. Таким учебным центрам, как Академия АйТи, под силу смягчить остроту ситуации, помочь компаниям качественно повысить знания сотрудников в области ИТ. Жесткий дефицит адекватных специалистов сейчас ощущается практически во всех сферах экономики. ИТ-отрасль выгодно отличается наиболее слаженной активностью: открываются кафедры, совместно с вузами разрабатываются стандарты и программы. Академия АйТи уже сейчас реализует совместные программы с ННГУ («Менеджер проекта в области программной инженерии»), ГУУ («MBA со специализацией в области информационных технологий»), МГУ, ГУ-ВШЭ и другими университетами. Именно сотрудничество крупного учебного центра с вузами помогает решить проблему преподавателей и курсов: за более чем десятилетнюю историю в Академии АйТи сформировался высокопрофессиональный коллектив преподавателей и методистов-разработчиков.