Абсолютная монополия Microsoft на рынке офисных приложений — весьма и весьма распространенный миф. Счет предприятий и организаций, в том числе российских, осуществивших переход с Microsoft Office на OpenOffice.org, идет уже на сотни. А это, согласитесь, совсем не мало, что позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, OpenOffice.org подходит для разных компаний — среди установивших его есть как довольно крупные, так и совсем небольшие, как бюджетные, так и коммерческие. Во-вторых, стимулом к такому переходу во многих случаях была не только низкая цена, что всем очевидно, но и функциональные возможности, которые в приложениях Microsoft Office или отсутствуют, или реализованы с худшим качеством. И это, на наш взгляд, весьма интересный и неприятный для Microsoft факт. Ведь ценовое преимущество в 300—400 долл. на одно рабочее место — аргумент хоть и очень важный, но все-таки, как показывает наше исследование «Практика использования ИТ на российских предприятиях 2007» (см. IE, №11/2007), отходящий на второе место и проигрывающий функционалу.
Проблемы, которые приходилось решать в ходе означенного перевода, для многих оказались схожими. На форуме компании «Инфраресурс» (www.i-rs.ru), занимающейся локализацией и доработкой OpenOffice.org, общаются те, кто внедрял данный комплекс. И накопленный опыт будет полезен специалистам, поставившим перед собой задачу заменить Microsoft Office продуктами с открытым кодом. В целом их можно разделить на две группы — технические и психологические.
Проблемы технические…
Прежде всего отметим, что продукты OpenOffice.org от технических проблем вовсе не свободны. Так что прежде чем переходить на них, один из специалистов рекомендует ответить на следующие пять вопросов, причем каждый положительный ответ уменьшает вероятность успешного внедрения OpenOffice.org:
- используются ли MS Access и приложения на базе этой СУБД?
- применяются ли макросы MS Office, и если да, то есть ли их аналог для OpenOffice.org?
- получает ли организация документы в форматах приложений Microsoft Office извне?
- требуется ли отсылать документы в форматах приложений Microsoft Office за пределы организации (или в другие подразделения)?
- насколько морально устарели используемые компьютеры (как велика доля ПК, имеющих процессор с тактовой частотой 1 ГГц и ниже и объемом оперативной памяти менее 256 Мбайт)?
Приведённые пункты в целом не нуждаются в комментариях — тут серьезные болевые точки, где OpenOffice.org действительно выглядит не лучшим образом.
Кроме того, и это особенно обидно адептам ПО с открытым кодом, некоторые специалисты отмечают меньшую стабильность OpenOffice.org в сравнении с Microsoft Office. Хотя согласны с этим далеко не все, ведь стабильность сильно зависит от специфики документов, с которыми приходится работать в той или иной организации. Тем не менее дискуссия на данную тему как минимум означает, что вопрос этот необходимо выяснить заранее, иначе придется иметь дело с большим потоком жалоб от сотрудников.
Еще одна больная и коварная проблема — невысокое качество лингвистических модулей OpenOffice.org. Так, был случай, когда в одном из подразделений компании, установившей этот пакет, отказались от него только по той причине, что средства поиска не позволяли искать все формы слова, в результате чего потери в производительности труда через очень короткий срок свели бы на нет выигрыш в цене.
Как это ни странно, но и в OpenOffice.org подобно Microsoft Office есть проблемы совместимости форматов документов. Правда, другого свойства: если Microsoft до последнего времени активно продвигала собственные форматы, заставляя всех подстраиваться под себя, то OpenOffice.org использует сертифицированный и открытый формат ODT. Однако и это не спасает — один из специалистов замечает, что несмотря на сертификацию ISO его до сих пор «не понимают» ведущие PLM-системы, по крайней мере напрямую, что нивелирует преимущества, которые дает использование ODT. Ну а о компаниях, которые требуют представления документов в форматах приложений Microsoft Office, можно и не вспоминать…
В качестве средства решения подобной проблемы многие специалисты рекомендуют все же оставить несколько инсталляций Microsoft Office. А на некоторых предприятиях вне программы перехода на OpenOffice.org оказались целые подразделения, прежде всего ориентированные на работу с «внешним миром», как, например, отделы рекламы, маркетинга, сбыта и снабжения.
… и психологические
Другой комплекс проблем относится к разряду психологических. Прежде всего это недоверие к бесплатному ПО. Так, например, один специалист, занимающийся установкой OpenOffice.org, предостерегал коллег от того, чтобы они упоминали о бесплатности данного продукта при рядовых сотрудниках. Слишком для многих слова «бесплатный» и «плохой» являются синонимами, в результате процесс перехода может форменным образом саботироваться. Рекомендуют также процесс внедрения начинать с руководства — это предотвратит от жалоб типа «себе поставили хорошее ПО, а нам плохое».
Впрочем, у этой проблемы есть и положительная сторона. Жалобы на «плохую программу» часто возникают и при обновлении Microsoft Office до самой последней версии, где интерфейс изменился кардинально. В результате в последнее время некоторые компании переходят на OpenOffice. org потому, что он больше похож на прежний Microsoft Office, к которому привыкли. Как отметил один из ИТ-менеджеров, именно данное обстоятельство стало решающим аргументом в пользу внедрения OpenOffice.org.
Понятно, что от возникновения многих сложностей психологического характера избавляет программа переобучения сотрудников, но с этим, к сожалению, все совсем не просто. Прежде всего по той причине, что обычно переход осуществляется, что называется, в пожарном порядке, после получения письма с предупреждением от BSA или от компании-вендора, чье нелицензионное ПО, как полагают, используется на данном предприятии. Так что провести обучение сотрудников бывает просто некогда. Добавим, что учебных курсов крайне мало, и далеко не во всяком городе, даже крупном, они есть. И при этом очень сложно найти соответствующую литературу и учебные пособия по OpenOffice.org на русском языке, а качество имеющегося вызывает справедливые нарекания. Злую шутку играет и быстрое развитие продукта, когда книга, посвященная OpenOffice.org, устаревает уже в процессе издания.
В результате очень многие специалисты, занятые внедрением OpenOffice.org, стараются делать все так, чтобы как можно меньше сотрудников заметили сам факт замены используемого ПО. Например, один ИТ-менеджер, когда перестали работать все известные аргументы, заменил логотипы OpenOffice. org на отредактированные логотипы приложений Microsoft Office, и только неделю спустя кто-то обнаружил, что «Word стал какой-то не такой». И это не единичный случай. На Западе, где процесс перехода на открытое ПО начался раньше, технический персонал часто самостоятельно переделывал инструментальные панели и меню OpenOffice.org в стиле Microsoft Office. Вполне естественно, подобного рода меры снимут целый ряд проблем, ведь расположение одних и тех же команд в меню этих продуктов различается, что неизбежно приведет к снижению производительности труда и росту обращений в службу поддержки. Плюс ко всему такая работа позволит самостоятельно устранить огрехи русской локализации. Подробное иллюстрированное руководство по данной процедуре можно найти по адресу www.i-rs.ru/article/articleview/427/1/50/. Однако следует обратить внимание, что дизайн пиктограмм Microsoft Office является интеллектуальной собственностью Microsoft со всеми, как говорится, вытекающими. Так что лучше не переусердствовать.
Три разные версии
Сейчас существуют три локализованные сборки OpenOffice.org — Ru.OpenOffice.org, OpenOffice.org Professional и OpenOffice.org Novell Edition. Различия между ними довольно заметны уже сейчас. Это касается даже поддержки разных программно-аппаратных платформ. Различаются они и функциональными возможностями. Так, например, только OpenOffice.org Professional может более-менее корректно импортировать таблицы в формате Excel, экспортированные из продуктов «1С». Сборка от Novell пытается завоевать рынок средствами интеграции с GroupWise, а также улучшенной совместимостью с макросами Microsoft Office. Со временем различия между продуктами, похоже, будут нарастать, и это может оказаться потенциальной проблемой.