Тема внедрения ПО с открытым кодом приобретает все большую актуальность. Что касается инфраструктурного ПО, то тут сообщества разработчиков могут предложить вполне качественные продукты, которые ничуть не хуже коммерческих, и небольшой обзор самых интересных из них читайте в этом номере дальше. Определенной популярностью пользуются офисные системы, и об опыте миграции с Microsoft Office на OpenOffice.org мы также расскажем далее. Но вот что касается систем для автоматизации тех или иных бизнес-процессов, то здесь дело обстоит несколько сложнее.
Одним из непреодоленных стереотипов является мнение, что решения с открытым кодом предназначены исключительно «для бедных и жадных», а прослыть тем или другим не слишком почетно. В результате очень и очень многие компании, использующие для автоматизации своего бизнеса такого рода системы, не делают этот факт достоянием гласности, боясь навести на себя подозрения, будто их дела идут не лучшим образом. И разрушается этот стереотип довольно медленно.
Open source ERP
Экономическое ПО с открытым кодом существует уже очень давно. Например, у финансового органайзера GNU Cash имеется преданная армия поклонников, причем не только среди индивидуальных пользователей. Хотя, конечно, вряд ли этот продукт можно считать полноценной учетной системой даже для совсем небольшого предприятия. Даже несмотря на то, что он попал в перечень рекомендуемых IBM решений open source для автоматизации работы всевозможных неправительственных организаций.
Среди ПО с открытым кодом есть, и уже давно, вполне полноценные «коробочные» учетные системы, ориентированные на малый бизнес. Однако, как правило, эти продукты распространяются только там, где их разработали. Хороший тому пример — украинский пакет ICEB, у которого есть устойчивая пользовательская база на исторической родине, но за ее пределами, в том числе и в России, применять его просто невозможно без весьма существенной переделки, за которую пока никто не брался.
В последнее время появляется все больше вполне полноценных ERP-систем, рассчитанных на относительно небольшие предприятия. По большей части это бывшие коммерческие продукты, код которых их разработчики решились по разным причинам открыть на условиях свободной лицензии. Последнее немаловажно, иначе можно было бы запросто отнести к open source-продуктам, например, системы Microsoft, код которых также открыт, но условия его использования связаны с целым рядом серьезных ограничений. Так что практически за каждым популярным проектом ERP-системы с открытым кодом стоит коммерческая компания, которая осуществляет внедрение и поддержку продукта. И, надо сказать, бизнес этот вполне успешный.
Разрабатываются такие системы по модели, которая ближе к «соборной», чем к общепринятой среди open source-разработчиков «базарной». Есть и исключения, но их не так много и об их практическом использовании, помимо образовательного, ничего не известно, что, однако, не исключает вероятности подобного рода случаев. Интересно отметить, что точно такая же ситуация наблюдается в области систем реального времени.
У такой модели разработки бизнес-приложений есть свои достоинства и недостатки, накладывающие весьма специфические особенности и на продукты, и на способы их использования.
Открытые бизнес-приложения. Минусы…
Начнем с того, что написание полноценной системы управления предприятием, пусть и небольшим, дело крайне сложное даже по сравнению с операционной системой или СУБД. А до недавнего времени считалось, что и вовсе нереальное, ведь тут важно быть не только хорошим программистом, но и экономистом, специалистом в узкой функциональной области и т. д. Так что очень много проектов создания такого рода систем заканчивается на очень ранней стадии. Так, на момент написания этих строк из 335 проектов создания ERP-систем с открытым кодом хоть какие-то признаки жизни подают не больше сотни. Причем среди них немало разных вариаций на тему одного и того же продукта или же всяческих «навесных орудий», в том числе и к коммерческим системам.
На сложность создания такого класса продуктов накладывается специфика их внедрения. Даже небольшое, но более-менее функционально наполненное бизнес-приложение не является коробочным в отличие от систем классом ниже — финансовых органайзеров или продуктов для автоматизации учета, ориентированных на индивидуальных предпринимателей либо совсем небольшие предприятия. А стоимость лицензии составляет весьма скромную долю от общих затрат на внедрение. В результате выбор хорошо известного на рынке коммерческого продукта может оказаться более экономически оправданным, чем формально бесплатного, — неважно, с открытым он кодом или нет. А для условий России, где специалистов по системам с открытым кодом крайне мало (например, в Compiere.RU Team таковых всего три человека), а по многим и вовсе нет, данное утверждение справедливо в еще большей степени. Понятно, что служба техподдержки в стране X вряд ли даст какой-то дельный совет по адаптации своего продукта к условиям страны Y. А это уже проблема, даже для ПО из ближнего зарубежья. Так что вполне можно оказаться в ситуации, когда казалось бы полностью устраивающий по функциональности продукт нельзя выбрать из-за того, что просто негде получить его техническую поддержку. Положение, конечно, меняется, но не так быстро, как хотелось бы.
Теперь вернемся к модели разработки. Обычно open source-продукт представляет собой, грубо говоря, «вечную бета-версию». С одной стороны это способствует быстрому и динамичному его развитию. Однако нередко в результате появляются версии, где работают не все заявленные функции или не полностью проведена локализация (и это еще не самый худший вариант). Конечно, такие недоделки со временем устраняются, но на это уходит время. Так что надо быть готовым к подобной ситуации. Впрочем, к экономическому ПО вышесказанное относится в существенно меньшей степени. Заметим, что политика обновления подавляющего большинства серьезных продуктов по автоматизации бизнес-процессов на основе открытых кодов примерно такая же, как у лидеров рынка. Разве что всевозможные «дорелизные» версии можно легко получить.
Но модель разработки совершенно не спасает от технического несовершенства продукта. Так, например, по мнению Дмитрия Сорокина из компании «Дальком», которая занимается внедрением системы «Ананас», в розничной торговле работа системы будет полностью беспроблемной только при условии не более тысячи наименований товаров в магазине. Возможны сложности и при большом количестве складов или поставщиков.
Кроме того, как и некоторые проприетарные решения, продукты с открытым кодом могут навязывать использование тех или иных программно-аппаратных средств. Скажем, ряд отечественных продуктов использует среду программирования CLIP, которая реализована только под Linux. Исключительно для Linux выпускаются бинарные дистрибутивы ICEB. Но все же большая часть продуктов являются многоплатформенными.
На пути к SOA и SAAS
Среди продуктов с открытым кодом есть и полностью онлайновые, например Plazma ERP+CRM, Tiny ERP или российский R2D2. Они не нуждаются в установке какого бы то ни было клиентского ПО, что заметно снижает затраты времени и финансовых средств на внедрение, плюс ко всему такое решение изначально не зависит от используемой программно-аппаратной платформы. Крупные же компании делают пока лишь первые шаги к созданию чего-то похожего.
Однако аналитики высказывают определенные опасения, поскольку результаты работы сообщества разработчиков, предлагаемые в такой форме, запросто можно присвоить и стричь купоны на сдаче приложений в аренду. При этом условия лицензий, даже весьма строгой GPL, формально нарушены не будут: такая компания ведь продает услугу, а не лицензию на использование ПО. А поскольку все, что связано с SOA, SAAS и тому подобным, сейчас, что называется, на слуху и этот рынок быстро растет, подобные опасения выглядят небезосновательными.
Отрадно, что это вопрос не сегодняшнего дня. Мало кто сейчас в России отдаст на сторону свою бухгалтерию. Тем более, что «дыры» в защите действительно существуют, и серьезные. Так что время на то, чтобы внести изменения в текст лицензий, у разработчиков все же есть.
… и плюсы
Несмотря на все минусы достоинства у бизнес-приложений с открытым кодом есть, и их немало. Они способствуют тому, что спрос на эти продукты растет, причем весьма быстрыми темпами. Только системы Compiere в прошлом году были загружены более миллиона раз, существенное увеличение количества внедрений наблюдается также в США и Западной Европе.
По мнению аналитиков, тому виной волна слияний и поглощений на рынке ПО управления бизнесом, особенно в Северной Америке. По состоянию на середину 2006 года каждый сколько-нибудь заметный производитель такого рода ПО в США или был поглощен другой компанией, или находился в процессе такого поглощения, или сам кого-то поглощал. Правда, в России (как и в Европе) процесс слияния и поглощения затронул только сегмент «тяжелых» решений, так что поводов для беспокойства у нас, казалось бы, и нет. Однако никто не даст гарантий, что и тут не произойдет нечто похожее.
Понятно, что слияния и поглощения приводят к целому ряду неблагоприятных явлений для пользователей, в частности, к резкому падению уровня технической поддержки. В результате многим малым и средним компаниям просто не оставалось другого выбора, кроме как переход на решения с открытым кодом. И ни о какой экономии средств речи даже не было. Просто нужно было работающее решение с должным уровнем технической поддержки, чего поставщики коммерческих продуктов не могли предложить. Подробнее об этом процессе писала газета PC Week/RE («ERP с открытым кодом набирают обороты» — см. PC Week, №30/2006). В этой же статье был приведен весьма красноречивый пример внедрения системы OpenMFG в одной из американских компаний.
Как это ни странно звучит, но фирмы, разрабатывающие ПО с открытым кодом, оказываются намного более устойчивыми к слияниям и поглощениям. Исходный код под свободной лицензией, как известно, не дает прав на продукт возможному покупателю компании-разработчика, а значит, нивелирует эффективность поглощения, если его цель — получить долю рынка или клиентскую базу. И это даже в случае относительно либеральных BSD подобных лицензий, а о GPL, где процедура «закрытия» кода максимально усложнена, можно и не говорить.
Поглощения могут быть вызваны желанием приобрести группу разработчиков, но и здесь позиции компаний, разрабатывающих ПО с открытым кодом, существенно лучше. Ведь помимо коммерческой фирмы за каждым продуктом стоит группа независимых программистов, иногда не одна, и эти группы купить никому не удастся. Они могут развивать продукт, даже если основная компания прекратит свое существование или будет поглощена другой.
В дополнение к вопросу устойчивости компаний с открытым кодом надо сказать, что опасения насчет их судьбы высказывались, в частности, вице-президентом SAP Петером Графом в интервью онлайновому изданию ZDNET. Во многом эти опасения подогревались слухами о том, что Oracle намеревается купить несколько фирм, выпускающих продукты с открытым кодом. Но они оказались безосновательными, и слухи о поглощениях не подтвердились.
Несомненным плюсом подобных систем является то, что открытие кода существенно облегчает локализацию продукта и его адаптацию к изменениям в законодательстве. Это способствует росту интереса к данным продуктам прежде всего в Европе. Ведь даже в странах, входящих в Евросоюз, есть весьма существенные различия в национальном законодательстве. О постсоветском пространстве, где ко всему этому добавляются частые изменения в нормативных актах, можно и не говорить… А сосредоточиться только на своем «домашнем» рынке, даже если речь идет о больших странах вроде Германии или России, европейские софтверные компании просто не могут себе позволить, поскольку национальные рынки узки. Так что проблема адаптации продукта, выпущенного в одной стране под специфику других, весьма актуальна.
Кроме того, открытый код позволяет лучше адаптировать продукт под требования заказчика. Так, например, для одной из германских книготорговых компаний одним из ключевых требований являлась генерация платежных документов на разных языках, в том числе дальневосточных. Среди систем, рассчитанных на предприятия такого масштаба, подобную функцию, затратив минимум времени и финансовых средств, оказалось возможным реализовать только в Compiere.
Гибкость приложений с открытым кодом — очень серьезный аргумент. Например, систему «Ананас» — одну из наиболее активно внедряемых на российском (и не только российском) рынке, обычно используемую для ведения оперативного учета, автоматизации складской и транспортной логистики, управления движением товаров, — отличают довольно гибкие средства конфигурирования, и она не привязана к специфике России. Вот как описывает менеджер одной из украинских логистических компаний внедрение данного продукта: «У меня практически нет опыта программирования в чем-либо. Поэтому первые шаги были весьма сложными. Но оперативная помощь авторского коллектива позволила практически с чистого листа разработать собственную конфигурацию для учета заявок клиентов и состояния процесса их выполнения. Разработка структуры справочников, интерфейсов (экранных форм), документов каких-либо затруднений не вызывала. Научился правильно размещать графические элементы — и все. На разработку справочника (контрагенты) с наибольшим набором реквизитов и экранных форм для редактирования элементов у меня теперь уходит не более получаса. То же можно сказать и о формах документов. Модули пишутся на QSA, что у меня вызывало некоторые затруднения, так как я не программист, но осилил и это. Возможность генерации печатных форм в ОpenOffice.org практически исключила ручное заполнение. В результате за три-четыре месяца разработана конфигурация, которая в настоящее время эксплуатируется. Пользователи довольны. Дабы не сложилось мнение, что вроде нет никаких недостатков, и справедливости ради обязан сказать, что есть еще проблемы с математикой, при вычислениях иногда выскакивают весьма неприятные “округления”, и это, на мой взгляд, пока не позволяет использовать “Ананас” именно для бухгалтерии».
Впрочем, гибкость эта потенциальная, в реальности эффективность доработки надо оценивать. Выше уже приводился пример ICEB, который, насколько нам известно, не используется за пределами Украины. Хрестоматийным является пример неудачи Microsoft с продвижением продукта Microsoft Money в Европе. Данная система оказалась настолько сильно привязана к специфике США, что для рынка каждой европейской страны этот продукт пришлось бы практически полностью переписывать заново.
Очевидным достоинством является и то, что продукты с открытым кодом не требуют оплаты лицензии, тем более, что стоимость внедрения и сопровождения у продуктов с открытым кодом также оказывается существенно более низкой, чем у проприетарных продуктов. И экономия эта весьма существенная. Так, например, одна из французских текстильных компаний (около 2000 сотрудников) внедрила систему Compiere потому, что это позволило сократить затраты на 60% по сравнению с коммерческими функциональными аналогами. Одна из американских консалтинговых компаний (около 150 сотрудников) заявила о снижении затрат на 25%. И во многих других случаях именно экономия средств, особенно если речь идет о совсем недавно созданной фирме, являлась важным аргументом при выборе этого продукта.
В России нулевая стоимость лицензирования также является одним из главных факторов, способствующих внедрению систем автоматизации с открытым кодом. Хотя у нас есть своя специфика: если на Западе в авангарде внедрения решений на базе открытого кода находятся средние предприятия, то у нас пока преобладают совсем небольшие. Видимо, по этой причине «Ананас» так похож на продукты «1С» и по интерфейсу, и по общей идеологии, включая средства конфигурирования. Впрочем, это же обстоятельство часто служит поводом для критики.
Есть и еще один аргумент в пользу бизнес-приложений с открытыми кодами: разработчики решений с открытым кодом уже имеют продукты, о которых создатели коммерческих систем пока еще мечтают. В частности, полностью онлайновые системы, для работы с которыми достаточно только браузера. Причем есть примеры их успешного внедрения, в том числе и в России. Так, компания «Ижевские ружья» (около двухсот сотрудников) использует для автоматизации своей деятельности систему R2D2 (см врезку). Как понятно из названия, бизнес «Ижевских ружей» — оптовая и розничная торговля гражданским (охотничьим, спортивным, служебным) оружием, боеприпасами к нему и всевозможными сопутствующими товарами. Товар этот весьма специфический, подлежащий строгому учету и требующий наличия лицензий у покупателей. Результаты использования этой системы звучат очень похоже на результаты внедрения коммерческой ERP-системы:
- генеральный директор имеет отчет о прибыли и издержках к третьему числу следующего месяца;
- все бухгалтерские задачи (книги покупок-продаж, акты сверки и др.) работают в режиме реального времени;
- разработана система оценки эффективности менеджеров как по рентабельности, так и по просроченной дебиторской задолженности;
- специально для генерального директора разработана аналитическая отчетность, так что анализ фактов, которые до того просто не могли быть замечены, позволил ему принять несколько важных управленческих решений.
Система R2D2 не нуждается в установке клиентского компонента, взаимодействие пользователей с нею осуществляется через обычный браузер. По признанию разработчиков это приводит к некоторому замедлению работы. Впрочем, как утверждается, жалоб от пользователей и замечаний о снижении производительности труда сотрудников не поступало.
Некоторые выводы
Да, у систем автоматизации бизнес-процессов на основе открытого кода есть целый ряд недостатков. Но среди них к числу родовых относится по большому счету лишь один, связанный с особенностями разработки приложений open source. Все остальные вполне устранимы со временем. Зато у коммерческих систем всевозможных недостатков можно при желании найти не меньше, а то и больше. Так что для очень и очень многих компаний достоинства систем автоматизации с открытым кодом вполне компенсируют возможные ограничения и неудобства. Важно, что помимо нулевой стоимости лицензирования есть немало других плюсов, которые будут способствовать интересу к данным продуктам и со стороны тех компаний, для которых цена продукта не является определяющей. Все это дает основания для самых оптимистичных прогнозов в том, что касается развития систем автоматизации бизнеса с открытым кодом. Число внедрений продолжит быстрый рост по всему миру, и Россия не будет исключением.