В ближайшие несколько лет ведущие мировые аналитические агентства прогнозируют кардинальное изменение подхода клиентов к решению своих ИТ и бизнес-задач. Какая ситуация сложилась на сегодняшний день? Большинство корпоративных клиентов имеют решения, настроенные на их конкретные нужды. Эти решения в значительной мере уникальны как с точки зрения оборудования, так и по использованию ПО. Как правило, решения децентрализованы. Они распределены по офисам и объектам территориально-разбросанных компаний. Рассредоточены и оборудование, и приложения, и персонал. Результат такого подхода - слишком высокая цена эксплуатации. Обслуживание ИТ-фондов, по данным Gartner, составляет треть или более расходов на обслуживание всех фондов многих компаний, а иногда превышает половину. Принципиально, что эти ИТ-решения полностью принадлежат клиентам, развиваются и поддерживаются внутренней ИТ-службой.
Такое положение дел устраивает корпоративных заказчиков все меньше и меньше, они ищут способы снизить издержки на ИТ, отказываются от привычных подходов и пытаются перейти к решениям с другими свойствами.
Это должны быть решения стандартизованные и повторяемые: легко переносимые из офиса и офис, от клиента к клиенту. Осознав, что одна из причин дороговизны автоматизации - в децентрализованном подходе, компании постепенно централизуют ИТ, как службы, так и решения. "Покомпонентно" - еще одно ключевое свойство будущих решений. Платить желательно по кусочкам и за то, что "можно съесть сейчас", а не через год и не через пять лет. Кроме всего прочего, внедрение и эксплуатация современных ИТ-решений требуют высококлассных специалистов узкого профиля, а держать таких людей у себя в штате непрактично. Поэтому возникает желание покупать нужные компетенции в виде внешних сервисов.
Еще пять-десять лет назад ни один из этих вопросов на повестке дня не стоял. Но полтора-два года назад большинство западных CIO осознали проблему. К концу 2005 года многие из них уже существенно продвинулись в каждом из перечисленных направлений. Подобные подходы получают все большее распространение и в России.
Интересно проследить, как менялась мотивация покупателей за последние десять лет. В 90-х годах речь шла преимущественно о покупке технологий. Многие российские предприятия находятся на этом этапе и сейчас. Но с 2000 года акцент явно сместился в сторону покупки технологий через услуги сторонних исполнителей. Это привело к тому, что в развитых западных странах ИТ-рынок как таковой исчез, остался рынок ИТ-услуг. Именно сервисы дают более 60% оборота ИТ-компаний. В целом такое положение сохранится еще несколько лет, но затем грядет новый поворот: будет превалировать доступ к услугам через долгосрочные отношения на уровне стратегических планов развития и аутсорсинга.
Казалось бы, уж с налаживанием отношений между покупателями и продавцами ИТ на российском рынке все в порядке. Ну кому тут нужны технологии? Понятно, что успешные сделки требуют доверительных отношений. Но в данном случае речь идет о другом уровне: не о личных, а об официальных отношениях между компаниями. Понятие "предпочтительный поставщик" по определенному направлению автоматизации почти неизвестно среди российских фирм, лишь 5-10% компаний имеют таких официально выбранных и названных партнеров. В Западной Европе 50-60% заказчиков имеют таких поставщиков. Эти официальные партнеры представляют планы своего развития совету директоров заказчика, совместно с ним вырабатывают общую стратегию движения в определенном технологическом направлении, в сфере решения бизнес-задач определенного класса (автоматизация бэк-офиса, например). В частной жизни люди рано или поздно выбирают своего личного дантиста, врача, юриста, которому они доверяют. И это нормально, это примета развитости рынка определенного вида услуг. Точно так же складывается ситуация и в ИТ. Именно поэтому международные аналитические агентства предсказывают переход на такую форму отношений клиентов и их ИТ-поставщиков на рубеже 2010-2015 годах.
Близко связан с этим и еще один прогноз: общее сокращение числа ИТ-компаний примерно на треть. Одной из причин падения их численности окажется проводимая потребителями централизация и необходимость сокращения затрат на ИТ. Еще одна примета будущего - усиливающаяся ориентация не на продукты, а на решения, причем адекватно связанные с бизнесом и "вертикально заточенные", имеющие явную отраслевую специфику.
В 2005-2015 годах основным трендом на российском рынке ИТ услуг будет превращение сервисов в главный мотиватор инвестирования. Именно дополнительные услуги становятся определяющим фактором для покупателя. Более того, появление новых сервисов побудит заказчиков мигрировать, менять одни ИТ на другие. Изменится потребительская парадигма в применении ИТ - от перехода на новые технологии обработки информации к оптимизации процессов управления обработкой информации. Чем дальше, тем заметнее самыми главными для корпоративных заказчиков становятся задачи эффективного менеджмента ИТ-активов. Особая роль будет принадлежать аутсорсингу, как наиболее естественной форме долгосрочных стратегических отношений поставщиков ИТ-услуг и их клиентов.
Эксперты ЛИНЭКС прогнозируют следующие ключевые тренды аутсорсинга в России 2005-2015 годах:
- неуклонный дрейф от простого управления ИТ-ресурсами заказчика к оптимизации управления достижением конкретных целей (повышение отдачи от ИТ, привязка ИТ к стратегии и т. д.);
- коммодизация (переход на более дешевые, повторяемые, быстро внедряемые и легко интегрируемые решения) многих областей аутсорсинга, и в первую очередь аутсорсинга ИТ-инфраструктуры;
- превращение аутсорсинга бизнес-процессов в самый быстрорастущий сегмент рынка профессионального сервиса.
На основании сформулированных выше предположений эксперты ЛИНЭКС разработали десятилетний прогноз основных параметров и вех в развитии аутсорсинга на российском ИТ-рынке (см. рисунок).
Смена парадигмы ИТ в пользу услуг
|