Что касается первого направления, специалисты Oracle, не предсказывая каких-либо качественных изменений в использовании низкоуровневых механизмов хранения структурированных данных (помимо известного реляционного), тем не менее прогнозируют развитие сразу несколько направлений, связанных с резким ростом объема информационных ресурсов. Такой объем придется обрабатывать серверам БД, возможно, уже в следующем году.
В общемировом масштабе выделяются тенденции, связанные с распространением радиочастотной идентификации (RFID), а также с развитием системы электронного медицинского обеспечения стран Евросоюза. Что же касается российского рынка, то производительность и масштабируемость серверов БД в ближайшие год-два понадобятся при решении таких задач, как внедрение различного рода регистрационных систем общегосударственного значения. Данный процесс точно так же сопряжен с необходимостью обработки огромных массивов информации. Картина в сфере технологий управления структурированными данными на низком уровне достаточно стабильна. Но компания все же выделяет сегмент, связанный с обеспечением безопасности данных, где технологическое совершенствование более востребовано рынком, и соответственно идет более быстрыми темпами. Причина, по мнению компании, в том, что объем критически важной информации в целом ряде отраслей имеет тенденцию расти. Как следствие, хранение информации централизуется, и система становится более уязвимой.
Развитие новых подходов к хранению и интеграции данных на высоком уровне должно быть, по мнению Oracle, несколько более динамичным. Признавая существование иных моделей у конкурентов, компания намерена в будущем развивать оригинальную концепцию "концентраторов данных" (Data Hubs), ориентированную на консолидацию информационных ресурсов по функциональному принципу. Имеется в виду целая серия подобных продуктов, ориентированных на хранение и консолидацию корпоративной информации о клиентах, финансах, продуктах и так далее. Здесь же необходимо отметить, что консолидация аппаратной и программной инфраструктуры информационных систем видится руководству представительства корпорации Oracle в СНГ одной из самых актуальных задач для России и стран СНГ на ближайшие годы.
Еще одна актуальная задача для этого региона - интеграция приложений. В отношении классификации задач интеграции Oracle (как, впрочем, и многие другие поставщики) сейчас признает смещение акцентов в сторону интеграции корпоративной информации на уровне делового общения (коллабораций) между сотрудниками. Как следствие, должна усилиться роль обмена неструктурированной информацией. Ориентируясь на данную тенденцию, сама корпорация Oracle в рамках своего продукта Collaboration Suite планирует в ближайшие годы развить ранее нетрадиционный для ее линейки продукт класса Enterprise Content Management, доведя его до коммерческого предложения со стандартным для этого класса продуктов набором функционала. Интересно то, что преимущество своего будущего решения класса ECM Oracle видит не столько в функциональной полноте, сколько в тесной связи с ключевыми инфраструктурными решениями компании, - с СУБД и, прежде всего, с сервером приложений. По сути, такие планы подтверждают еще одну тенденцию предложения ПО корпоративного уровня. ИТ-поддержка традиционно различных задач интеграции (интеграции на уровне людей, данных, приложений и бизнес-процессов) все более концентрируется вокруг единой платформы, основой для которой в большинстве случае служит сервер приложений. Отметим, что эта категория корпортивного ПО еще недавно применялась в основном лишь для интеграции отдельных используемых на предприятии программных продуктов и разработки несложных внутрикорпоративных систем. Тенденция консолидации различных функций под эгидой продуктов класса Application Server характерна, пожалуй, для большинства крупных поставщиков инфраструктурных решений.
Oracle считает развитие единой архитектуры взаимодействия на основе Web-сервисов SOA (Service Oriented Architecture) еще одной ключевой технологической тенденцией на 2005 год. Это, в свою очередь, тоже повышает значение серверов приложений в ИТ-инфраструктуре компаний, выступающих в данном случае уже в качестве инструмента интеграции на уровне бизнес-процессов. Для Oracle реализация SOA как совокупность методов, позволяющих осуществлять полноценную автоматизацию сложных бизнес-процессов на основе Web-сервисов, в значительной мере осуществляется за счет развития программной поддержки языка BPEL. Пока Oracle BPEL Process Manager, один из самых новых продуктов линейки компании, работает в тесном взаимодействии с Oracle Application Server. По мнению специалистов компании, это уже позволяет укладывать автоматизацию типичных элементарных бизнес-операций в рамки единого бизнес-процесса. В самом же сервере приложений Application Server 10g Release 2, планируемом к выпуску весной будущего года, будет значительно расширена поддержка вновь появляющихся функциональных стандартов, касающихся применения Web-сервисов (например, WS-Reliability, WS-Security, WS-Policy и т. д.). В "сферу ответственности" серверов приложений вовлекаются современные методы информационной интеграции бизнес-процессов на основе Web-сервисов. Тенденция опять-таки характерна для многих крупных поставщиков. Но решается данный вопрос в различных продуктах далеко не одинаково.
Помимо SOA и уже упоминавшейся RFID, усилия большей части мировых ИТ-поставщиков корпоративного сектора рынка будут так или иначе связаны с развитием других технологических направлений. В 2005 году к таковым будут относиться сети распределенных вычислений (Grid Computing), операционная система Linux, а также вычисления по требованию (On-Demand Computing).
Интересно, что серверы приложений по мере включения в их состав все более продвинутых функций интеграции бизнес-процессов начинают все более органично вписываться в функционал комплексных прикладных систем. По сути, серверы приложений все в большей степени играют в них роль встроенного инструмента расширения функционала и интеграции с другим программным обеспечением, используемым на предприятии. Актуальность этого направления подтверждается, в свою очередь, некоторыми тенденциями во внедрении самих прикладных систем. Так, по мнению Oracle, в 2005 году интерес к развертыванию ERP-систем в России будет возрастать, но при этом инфраструктура предприятий все больше будет тяготеть к "мультипродуктовой", то есть состоящей из нескольких прикладных программных систем. Предоставление функций ERP-систем в формате Web-сервисов станет в ближайшие годы (в отличие от сегодняшнего дня) для большинства серьезных вендоров обычной практикой. Кроме того, по мнению специалистов Oracle, российский рынок ожидает масштабное внедрение систем управления цепочками поставок, которые, как известно, гораздо больше нуждаются в интерфейсах с различным корпоративным ПО, нежели пресловутые ERP-системы.
В Oracle E-Business Suite 11i Release 10 программный продукт Oracle Application Server 10g становится основным компонентом технологического стека. "В сервере приложений окажется сосредоточено множество сервисов, напрямую связанных с функционалом нашей ERP-системы. Интеграционные задачи E-Business Suite c другими системами смогут решаться уже не сторонними инструментами, а исключительно средствами нашего сервера приложений", - утверждает директор Oracle СНГ по техническому консалтингу Глеб Ладыженский.