Яков Шпунт

К теме интеллектуального здания мы обращаемся уже не в первый раз. Так, в IE, № 21 и 23 за 2004 год были опубликованы два материала — «Интеллектуальная начинка здания» и «Образцовое интеллектуальное здание» соответственно, где речь шла об интеллектуальной составляющей современных офисных комплексов класса А, в том числе и о практической реализации данной проблемы на примере офиса компании «Белгородэнерго». Теперь мы попытаемся проанализировать опыт подобных проектов.

Надо отметить, что во всех проектах строительства как административных, так и жилых зданий, завершенных за последние три года, перечень систем в целом является типовым. Как правило, это следующие автоматизированные системы.

  1. Комплекс систем безопасности. Включает в себя: управление доступом, охранно-тревожную сигнализацию, видеонаблюдение, систему сбора и обработки информации, пожарную сигнализация и систему оповещения, контроль за концентрацией газа, систему автоматического пожаротушения.
  2. Комплекс систем жизнеобеспечения. Охватывает следующие системы: отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха, управление микроклиматом, гарантированное бесперебойное электроснабжение, освещение, управление подъемными устройствами (лифтами, эскалаторами и пр.) и их контроль, обслуживание окружающей территории, уход за комнатными растениями, газонами, прочими зелеными насаждениями.
  3. Комплекс систем информатизации. Включает в себя: локальную вычислительную сеть, систему приема телевидения (эфирного, спутникового, IPTV), систему радиофикации, телефонную сеть, средства конференцсвязи, в том числе с синхронным переводом, средства оперативной связи персонала.
  4. Структурированная кабельная система.
  5. Единый центр мониторинга, диспетчеризации и управления.

Заметим, что в тех проектах, которые мы анализировали, практически всегда востребована функция генерации платежных документов и хранение истории платежей с учетом изменения тарифов. Наличие такого модуля уже давно является обязательным как для жилых, так и для офисных зданий. Здесь становится критичным присутствие в диспетчерской системе средств интеграции с имеющимся учетным ПО. Однако важное отличие при проектировании жилых комплексов состоит в весьма частом требовании создавать системы с учетом возможного расширения по мере строительства новых очередей. При создании систем для административных зданий, насколько нам известно, подобных требований пока никем из заказчиков не предъявлялось.

Архитектура автоматизированных систем

В целом основные автоматизированные системы, отвечающие как за безопасность, так и за жизнеобеспечение, формируются по вполне традиционным принципам для любых АСУТП-комплексов. На нижнем уровне располагаются датчики и интеллектуальные контроллеры. Так, например, автоматизированная система управления насосной и индивидуального теплового пункта (ИТП) офисно-жилого комплекса «Воронцово» в Москве имеет 2500 контрольных точек, причем это число не является окончательным, так как на подходе следующие очереди комплекса. Программируемый контроллер управляет исполнительными устройствами. Например, в системе управления ИПТ это насосы, системы подогрева и задвижки трубопроводов. В результате поддерживается заданная температура воздуха в помещениях и воды в системах водоснабжения и отопления, причем вне зависимости от погодных условий и результатов действий (или бездействия) коммунальных служб. При отсутствии такой системы далеко не редкость, когда, например, зимой в оттепель приходится открывать окна или использовать кондиционер, что неизбежно ведет к перерасходу ресурсов. Ну а то, что потребители не могут самостоятельно регулировать мощность отопительных приборов, увы, ни для кого не секрет.

Вся информация датчиков и интеллектуальных контроллеров аккумулируется на верхнем уровне, в диспетчерской системе. На экране диспетчерской станции отображается текущее состояние каждого устройства. При возникновении нештатной ситуации информация сразу отображается на экране и генерируется соответствующий отчет. В наиболее серьезных случаях, а также тогда, когда постоянного дежурства диспетчеров не предусмотрено, производится рассылка SMS-сообщений сотрудникам, отвечающим за состояние тех или иных участков. Впрочем, функция отправки сообщений нередко отдается на откуп все тем же контроллерам. Например, именно так поступили при построении системы для офисного комплекса «Павелецкая Тауэр» в Москве.

В тех проектах, что были реализованы в России, преобладают централизованные АСУТП. Но есть и примеры использования распределенных. Так, довольно часто, особенно при коттеджном строительстве и в небольших офисных зданиях, перечень интеллектуальных компонентов ограничивается программируемыми контроллерами, а полноценная диспетчерская система отсутствует, по крайней мере в каждом здании. Более того, именно такой подход до 1999 года доминировал, и такие системы до сих пор эксплуатируются и с модернизацией их, насколько нам известно, пока не спешат. Впрочем, создание распределенной АСУТП не исключает наличия диспетчерской системы в принципе. Например, единая централизованная диспетчерская система может обслуживать весь коттеджный поселок или его часть. К тому же система может быть и многоуровневой, примеры чему есть, во всяком случае среди проектов, реализованных за рубежом.

Объединяет верхний и нижний уровни локальная вычислительная сеть. Причем ЛВС для интеллектуальных зданий больше соответствует промышленным стандартам, нежели офисным. Тем более, что датчики работают в весьма жестких условиях, подвергаясь действию как высоких, так и низких температур, воды, часто загрязненной, и пыли. Так что использование кабельных систем, предназначенных для построения обычных офисных сетей, чревато частыми авариями. В остальном же комплекс систем информатизации в значительной степени является типовым.

Плюсы и минусы интеллектуального
здания

Препятствий на пути развития проектов, связанных с интеллектуальными зданиями, пока еще довольно много. Это прежде всего высокий уровень затрат. Подсчитано, что реализация такого рода проекта обходится заказчику в 10—15 млн. долл., а монтаж систем занимает до девяти месяцев, что отодвигает сдачу объекта и ведет к финансовым потерям. Причем вести монтаж параллельно со строительными работами невозможно. Плюс ко всему эксплуатировать такой комплекс должны квалифицированные, а значит, высокооплачиваемые специалисты. На фоне низких заработных плат работников ЖКХ кое-кому рост расходов может показаться запредельным, по крайней мере в первое время. Есть некоторая доля вины и самих интеграторов, большинство которых во главу угла своих решений для интеллектуальных зданий ставит комфорт, а не снижение расхода тепла, электроэнергии, воды, а также эксплуатационных затрат на содержание здания, особенно если учесть постоянный рост цен на эти ресурсы, причем заметно опережающий инфляцию.

Но все же прямые выгоды от реализации проекта обычно не заставляют себя ждать. Так, цена страховки здания «Белгородэнерго» была сразу снижена на 40% по сравнению с обычными расценками для аналогичных офисных комплексов. На 45% уменьшился расход тепла и электроэнергии. Впрочем, в этом вопросе нет единства. Так, например, по оценке компании «РТСофт», которая занимается автоматизированными системами для интеллектуальных зданий, экономия электроэнергии составляет лишь 30, а тепла — 20%. Но следует иметь в виду, что «РТСофт» вела проекты по оборудованию уже возведенных зданий, а не вновь построенных, где могли использоваться более современные материалы и технологии, позволяющие достичь заметной экономии ресурсов, например стеклопакеты или усовершенствованные утеплители. За счет недопущения пиковых нагрузок вдвое увеличился ресурс некоторых инженерных систем, в частности осветительных. К тому же быстрее выявляется и более оперативно устраняется риск потенциальных аварий. Кроме того утверждается, что благодаря оптимизации микроклимата на 20% выросла производительность труда сотрудников. В результате вложенные финансовые средства окупаются за 1—3 года.