Опыт энергетиков может быть примечателен тем, что почти одновременно значительное число предприятий пытается очень быстро нарастить свой ИТпотенциал, сделать качественный скачок. Еще годполтора назад было непонятно, как это должно происходить. Просматривался скорее фронт работ, чем пути движения. Теперь, похоже, ситуация стала иной: часть «судьбоносных» решений уже принята и реализуется, стратегии, да и тактики в значительной мере прояснились.
Задачи и приоритеты в области ИТ
Главных задач, в решении которых ИТ не просто могут помочь, а необходимы, две: переход к оптовому рынку электроэнергии и рост капитализации компаний. Энергетическим предприятиям предстоит научиться торговать, а не распределять и перераспределять, и они должны стать управляемыми и прозрачными. Первая задача влечёт за собой существенную перестройку в инфраструктуре — развитие телеинформации и телесигнализации, модернизацию каналов связи, АИИСКУЭ и сбытовых систем. Здесь информационные технологии занимают значительную долю, но вряд ли являются решающими. Вторая задача более требовательна к ИТ: ее решение подразумевает переход на международные стандарты учета (МФСО) и внедрение ERPсистем. И обе эти задачи наряду с производственными потребностями обуславливают необходимость в организации современных диспетчерских центров.
Вместе с тем никто не отменяет задачу повышения эффективности основного бизнеса, выработки энергии электрической и тепловой. Снижение издержек — очевидный к этому путь. Чем и в какой степени здесь могут помочь ИТ? Павел Плахотный, исполнительный директор бизнесединицы №1 (БИ1), в докладе на прошлогодней конференции ИТспециалистов ДЗО (дочерних зависимых обществ) РАО ЕЭС привел любопытные цифры. В тепловой генерации доли затрат в себестоимости распределяются следующим образом: топливо — 60%, ремонты, персонал — по 10%, и еще 20% приходится на прочие расходы. Павел Плахотный полагает, что снизить расход на топливо помогут АСУТП и SCADA, здесь возможна экономия в 3—7%. С помощью EAMсистем можно добиться 5%ной экономии на ремонтах, а внедрение ERPсистем и модернизация ИТинфраструктуры позволят на 12—14% уменьшить расходы на персонал. А вот для предприятий гидроэнергетики ИТприоритеты будут иными, поскольку доля топлива там исчезающе мала, зато львиную долю отнимают ремонты.
Прояснение ситуации: бизнесприложения
В области бизнесприложений пути решения перечисленных выше задач болееменее прояснились. Прежде всего эти приложения должны быть централизованными. На сегодня специалисты практически всех компаний согласны, что это будет не набор «лучших в своем классе» решений (за такой подход до сих пор ратует только ОГК1), а комплексные системы. Более конкретно речь идёт о ERPсистемах западных вендоров, а еще точнее — о решениях SAP. Если раньше ИТдирекция РАО ЕЭС была крайне осторожна при любом упоминании этой темы, то на ноябрьской конференции ГВЦ Энергетики курс был указан явно. Руководитель департамента информационных технологий РАО Леонид Спицын на встрече с прессой недвусмысленно и четко заявил, что стратегическим курсом является переход на ERPсистему SAP. Никто, конечно, не собирается «всё бросить и прямо сейчас внедрять», но путь развития бизнесприложений в ДЗО прояснился весьма существенно.
Предпочтение комплексных систем – хорошая тенденция | |
Сегодня на фоне завершения реформы между участниками либерализируемого рынка идет своеобразная активная «гонка вооружений». Интерес к максимально эффективным инструментам управления близок к пиковому. И предпочтение серьезных комплексных систем с учетом перспектив развития бизнеса — хорошая тенденция: это лучше, чем выбор того, что доступнее, или создание набора разрозненных решений, «лучших в своем классе». Но вопрос на самом деле глубже. Для успешной информационной поддержки развития бизнеса энергетическим компаниям необходимо формирование полноценного института CIO. Нужно наладить партнерство между нарождающимся бизнесом и ИТ — включить CIO в бизнес, ввести в состав правления и дать возможность нести ответственность за достижение бизнесцелей. Это рецепт, опробованный сотнями компаний по всему миру. |
Более того, коекакие реальные движения в направлении SAP уже есть. В декабре 2006го успешно завершила проект построения системы управления Сургутская ГРЭС1 на базе mySAP ERP, и теперь созданное решение тиражируется на все предприятия ОГК2, в который входит эта ГРЭС. В том же году завершен проект внедрения в «Курскэнерго», более того, в компании начал функционировать первый центр компетенции SAP в энергетике. В девяти подведомственных бизнесединице №2 РАО ЕЭС теплогенерирующих компаниях в настоящее время ведутся проекты внедрения решений SAP. (ИТдиректор БЕ2 Владимир Макаров в интервью, опубликованном в прошлом номере, также однозначно высказывался в пользу ERPсистемы SAP.) Активно развивается проект внедрения разнообразных решений SAP в ОАО «ФСК ЕЭС». О конкретных планах в области создания систем управления на основе SAP сообщила МРСК1. Всего в настоящий момент ведется более 15 проектов по решениям SAP в электроэнергетической отрасли.
Однако есть и противоположные тенденции. Основным ИТинструментом на большинстве предприятий остаются продукты семейства «1С». Более того, в прошлом году многие компании закончили создание систем на основе «1С:Предприятия». «Ничего удивительного и никаких противоречий: должны же мы были както наладить учет в разумные сроки, — поясняют ИТруководители РАО ЕЭС и бизнесединиц. — Пусть пока так, а потом, постепенно, перейдем к продуктам SAP». Когда это будет и как именно совершится переход, сегодня мало кто говорит.
Несколько странно на фоне стратегических заявлений о SAP выглядит тот факт, что пока суд да дело, именно на платформе «1С:Предприятия» создаются те типовые решения, «о необходимости которых так долго» говорили все кому не лень. Из этих инициатив ничего реального до сих пор не выросло. Поэтому не удивительно, что ИТдиректора отдельных компаний, не ожидая помощи извне, ведут самостоятельные разработки. На конференции ИТспециалистов ДЗО РАО ЕЭС прошлого года, которая, кстати, была названа «Лучшие прикладные решения для электроэнергетики», таковых было лишь два, и оба на «1С:Предприятии»: «Типовое решение ТОиР для генерирующих компаний на базе 1С:Предприятие» и «Типовое решение для энергопредприятий в области финансового управления на базе 1С:Предприятие». Первое представлял Сергей Дятлов, ИТдиректор ОГК 5, второе — Евгений Ровных, заместитель гендиректора по ИТ ОГК 2 (заметьте, компании, начавшей тиражирование системы управления на основе ERPрешения SAP на все свои филиалы). Оба типовых решения были сделаны «для себя», и успех внедрения и эксплуатации побудил ИТруководителей не просто сообщить коллегам о достижениях, но и начать популяризацию своего детища как специализированного продукта.
На фоне этого остается заметить, что пока ничего не слышно о внедрениях отраслевого решения для энергетики SAP for Utilities. Кстати, и активные намерения Oracle распространить практически созданное вертикальное решение на основе eBusiness Suite на другие энергопредприятия также не реализовались. Но активность вокруг инструментов «1С» позволяет предположить, что в магистральное направление движения «к SAP» могут быть внесены существенные коррективы.
Прояснение ситуации: инфраструктура
Централизованные приложения потребуют централизованной инфраструктуры. В частности, безусловно нужны ЦОДы высокого класса, масштабные и масштабируемые, образующие территориальнораспределенную систему. Как эта задача будет решаться — пока не очень ясно, во всяком случае она не обсуждается так явно, как выбор приложений. Очевидный стороннему наблюдателю ход — объединение усилий в создании инфраструктуры — участникам процесса вовсе не кажется таким уж очевидным. Более того, о подобном пока и речи нет.
Однако и в модернизации инфраструктуры есть прояснения. Вопервых, ГВЦ Энергетики получил функции «основного закупщика», которому вендоры могут предоставить наивысшие скидки. Поэтому всем рекомендовано приобретать оборудование через этого посредника, хотя не возбраняется обращаться и к другим. Вовторых, правлением РАО ЕЭС принята техническая политика (см. врезку). Таким образом вводится стандарт практически на все виды оборудования по принципу «не менее (не слабее, не ниже), чем…» и задается общий подход к развитию ИТинфраструктуры. Пока еще подавляющее число участников энергетического рынка очень далеко от предложенного уровня в этой области. Но во всяком случае такой документ, видимо, ответит наконец на многочисленные просьбы ИТменеджеров ДЗО и отдельных станций указать, «как надо и как не надо» развивать инфраструктуру, даст необходимые им ориентиры.
Роль и место ИТ
Понятно, что поставленные задачи не решить без грамотной и сильной ИТслужбы. Поэтому роль и место ИТ в энергетических компаниях меняются кардинально. Практически от любого ИТменедежера отрасли можно услышать воспоминания двухтрехлетней давности о том, как не было ни ИТслужбы в виде отдельного подразделения, ни выделенного ИТбюджета, ни единого плана действий в этой области. Теперь же практически везде всё это есть в том или ином качестве, мало где в законченном виде, а преимущественно — в процессе строительства.
Техническая политика в области ИТ | |
Цель документа — определить основные направления и требования для оптимального
развития ИТинфраструктуры ДЗО в целях повышения эффективности и качества
производственной деятельности и снижения общей стоимости владения ИТ.
Документ предназначен для руководства ДЗО, руководителей ИТподразделений
(служба заказчика, сервисные службы), служб стратегического планирования,
закупок и работы с персоналом. К производителям и поставщикам услуг помимо общих обозначены требования
к техническому обслуживанию и сопровождению, к разработке заказных решений,
к вводу в действие систем, к документации. |
Значительную роль в данном процессе сыграли нормативнометодические документы, разработанные департаментом информационных технологий РАО ЕЭС под руководством Леонида Спицына. Их уже много: стандарт предоставления услуг в ИТ, стандарт управления услугами, политика информационной безопасности при проектировании, внедрении и эксплуатации информационнотелекомуникационных систем, концепция повышения эффективности управления ИТдеятельностью. Каждый документ продублирован на уровне ДЗО и служит основой для перестройки работы ИТслужбы. В целом идет переход от старой, пассивной модели работы в стиле «пнулипобежали» к активной, ориентированной на выявление и удовлетворение потребностей бизнеса. Переход к этой модели, считает Павел Плахотный, чрезвычайно важен и ввиду сложности стоящих перед энергопредприятиями задач, и как одна из возможностей повысить капитализацию компаний через управляемость и прозрачность.
Как только речь заходит об организации ИТслужбы в энергетике, обычно сразу звучит и термин «аутсорсинг». В этой области тоже стал рассеиваться туман, плотно ее закрывавший все последние годы. В «дореформенные» времена ГВЦ Энергетики был «естественным аутсорсером» отрасли, где выполнял многие централизованные функции, включая поддержку пользователей, приложений и инфраструктуры, сбор статистики, аналитические исследования. Не удивительно поэтому, что после появления множества ДЗО и ввиду перспективы скорого исчезновения РАО «ЕЭС России» ГВЦ Энергетики стал ярым апологетом идей аутсорсинга. Одно время даже казалось, что ему удастся и в новых условиях сохранить свою позицию отраслевого поставщика услуг, но этого не произошло. Видимо, ГВЦ не успел достаточно быстро перестроиться таким образом, чтобы удовлетворить возросшие запросы своих новых многочисленных клиентов. Они волейневолей создали собственные ИТдепартаменты. Но и тот уровень, на котором находились ИТслужбы отдельных станций и энергокомпаний дватри года назад, был по общему мнению так низок, что не позволял перейти на комплексный аутсорсинг.
Теперь же ГВЦ Энергетики настолько модернизировал свою работу, в первую очередь в сфере управления услугами, что вполне мог бы (во всяком случае так считает ряд ИТруководителей ДЗО) брать на себя функции комплексной ИТподдержки, но для энергокомпаний это сейчас не слишком привлекательно: собственные службы есть и успешно действуют, а судьба самих компаний пока не очень ясна ввиду грядущих IPO и прочих «распродаж». Поэтому до прояснения ситуации с переходом на комплексный аутсорсинг они спешить скорее всего не будут. Заметим здесь, что ГВЦ Энерегетики тоже уже перестроился, и неплохо: у него сменились как владельцы, так и основные заказчики, причем было найдено обоюдоприемлемое решение — чудесным образом владельцы и заказчики практически совпали.
Жизнь без царя
Ноябрьская конференция ИТ-специалистов ДЗО РАО «ЕЭС России» была очень показательной еще с одной точки зрения. Представители ГВЦ Энергетики, ИТ-руководители бизнес-единиц и РАО ЕЭС — на трибуне, в президиуме. ИТ-руководители более мелких структурных единиц — в зале. Те, кто еще помнит профсоюзные и партийные собрания, легко могли восстановить в памяти незабываемую атмосферу. Надо отдать должное, президиум делал все, что мог, дабы вселить в народ капиталистическое сознание, заразить духом предпринимательства, показать, какой должна быть роль ИТ-подразделения в новых условиях, каковы задачи и какими могут быть методы их решения. Но не тут-то было.
После целого дня такой агитации диалоги были до боли знакомыми:
«Проблема у нас такая-то», — это из зала. «Да, президиум проблему признает», —
отвечает президиум. «Она очень для нас сложна», — замечают из зала. «Да, верно,
президиум озабоченность вполне разделяет», — соглашается президиум. «Так помогите!» —
просит ИТ-сотрудник региональной компании. «А чем?» — удивляется президиум.
«Ну денег дайте же!» — поясняют в зале. «А почему вы нас об этом просите? Мы
же денег больше не даем», — озадачивается президиум. «А кого же нам еще просить,
вы же царь наш и бог», — следует ответ. Понятно, что переход на новую — активную
или как угодно ее назовите — модель еще не близок. И не прост.
По мнению ИТ-директора одной генерирующей компании, который пожелал остаться
неизвестным, существенная проблема ноябрьской конференции заключается в ее составе.
«В этом году приехали люди, которые хотят получить что-то, но сами ничего делать
не пытаются. Они еще, видимо, не поняли, что кормушка закрывается, больше никто
ничего давать здесь не будет. Всё нужно делать самим, в том числе и разрабатывать
технологии. В энергетике начинается рынок, ради чего и затевалась реформа» —
таков был комментарий. Осталось добавить, что было на конференции человек двести.
Да, легче построить систему суперсовременных ЦОДов, внедрить SAP по всей стране,
чем убедить людей отказаться от простой и понятной модели «царей и богов».