Алан Пельц-Шарпе
Директор по стратегии и руководитель по консалтингу
в области ECM компании Wipro.
С ним можно связаться по email: Alan.pelzsharpe@wipro.com
Гириш Ийер
Архитектор решений и технический консультант
в области ECM компании Wipro.
С ним можно связаться по email: Girish.iyer@wipro.com
Какие тенденции движут сегодня развитием систем управления контентом? Управление контентом — это просто возможность работать с неструктурированными данными, и в масштабах предприятия оно должно высвобождать потенциал бизнесприложений и процессов, а не служить самоцелью. Ряд экспертов считает, что управление контентом лучше всего работает тогда, когда находится за кулисами — и не рассматривается как самостоятельное бизнесприложение. Больше всего в таких проектах следует заботиться о том, чтобы облегчить бизнеспользователям операции по управлению электронными документами или даже полностью снять с них это бремя. Именно это, а также новые технические идеи движут развитием систем управления контентом.
Краткая история
Предшественниками ECMсистем (enterprise content management —управление корпоративным контентом) были традиционные технологии управления документами. Первые основанные на них решения предназначались для двух типов задач:
- работа с относительно небольшими объемами сложноструктурированных документов, таких как результаты испытаний лекарственных средств или техническая документация;
- работа с очень большими объемами простых документов, например заявлений на открытие счета или на возмещение ущерба, которые в типичном случае сканировались, а затем использовались в рабочем процессе.
Логика применения отдельных систем подобного рода начала рассыпаться, когда поставщики решили, что могут выйти за границы этих специализированных подразделений и распространить автоматизацию работы с документами на всё предприятие. Ведь в доцифровую эпоху те, кто создавал документы, редко сталкивались с задачей их хранения — для этого существовали секретари и делопроизводители. Когда же в 1990е годы электронные документы сделались стандартом, многие из ранних систем управления документами оказались непригодными для работы, так как требовали громоздких процедур архивирования и имели плохо спроектированный интерфейс, который пользователи не могли — да и не пытались — освоить.
Вторая важная проблема — объединение различных функциональных задач в единую систему. Практически у каждой крупной организации сейчас есть внушительного размера Webсайт или несколько сайтов, для которых нужны инструменты управления вебконтентом. Большинство банков и страховых компаний работают со значительными объемами транзакционных документов, для чего традиционно применяются продукты IBM, FileNet, а также (особенно на предприятиях среднего размера) Hyland Software и EMC. В производственном секторе, для которого характерна сложная документация с соответствующими процессами коллективной подготовки, популярны такие системы, как EMC/Documentum, Open Text и Stellent.
Пройдя шквал слияний и приобретений (а также определенный цикл внутреннего развития), сегодняшние поставщики ECMсистем сумели объединить устоявшиеся технологии в составе «пакетов». Там вы найдете управление документами, записями, рабочим процессом и (с неодинаковым качеством) Webконтентом, а иногда, кроме того, порталы и среды коллективной работы. Естественно, о простоте и удобстве системы в таких случаях говорить не приходится.
Тенденция — стремление к простоте
В наши дни некоторые поставщики ECMсистем позиционируют свои продукты как полноценные бизнесприложения, ошибочно считая, что обыкновенные бизнеспользователи будут уделять управлению контентом по 15—20 минут своего рабочего дня. Безусловно, в определенных компаниях есть специалисты, для которых управление документами, декларирование записей, очистка очередей рабочих заданий и создание Webстраниц являются повседневным занятием. Однако основная масса конечных пользователей предпочитает более прозрачное и автоматизированное управление контентом.
Чтобы достичь этой цели, разработчики стремятся максимально скрыть сложные процессы от конечных пользователей. Одновременно такой подход позволяет гарантировать правильное, непротиворечивое и эффективное выполнение операций по хранению и администрированию информации, что никогда не достигалось при ручной обработке.
Кроме тенденции к упрощению на развитие ECMсистем влияют еще три фактора.
- Затраты: при стоимости лицензии 300—600 долл. за рабочее место инсталляция на сто и на десять тысяч пользователей различается очень существенно. Для того чтобы базовые функции документооборота распространить на большое количество работников, необходимо существенное удешевление лицензий — путь, по которому идут Oracle и Microsoft.
- Практичность: если сотрудникам, скажем, нравится работать с контентными папками в Outlook и обращаться к документам из привычных бизнесприложений, таких как ERP или CRMсистема, то продукты, обеспечивающие именно такие возможности, и надо делать.
- Простота поддержки: для масштабного внедрения система электронного хранения документов (не забывайте, что в данном случае всё управление контентом фактически сводится к одной этой задаче) должна быть легко расширяемой, обслуживаемой и администрируемой — в противном случае ею быстро перестанут пользоваться, по крайней мере по назначению.
Конечно, в большинстве организаций (в особенности если они прошли через слияния и приобретения) системы имеют лоскутный характер, и применительно к ним невозможно говорить о стратегии, основанной на критериях экономичности, дружественности к пользователю или простоты. Однако положение начинает меняться. Замаскировать сложность внутренних систем и максимально скрыть сложные процессы от конечных пользователей помогают несколько технологических направлений — интеграция с рабочими столами пользователей, интеграция систем управления контентом и Webсервисы, а также появление систем управления контентом от поставщиков инфраструктурных решений.
Всё на стол!
Интеграция с рабочим столом — почти синоним доступа к контенту через Microsoft Outlook. Чтобы удовлетворить спрос на простые системы, поставщики традиционных ECMрешений улучшают интерфейс своих продуктов и добавляют возможности интеграции с почтовой системой и бизнесприложениями, стараясь таким путем завуалировать беспорядочные детали управления контентом. Почти во всех ECMсистемах сейчас присутствует некая форма интеграции с Outlook, одно из лучших таких решений (кстати, оно было первым) принадлежит компании Interwoven. С точки зрения конечного пользователя это ненамногобольше, чем просто дополнительный набор папок, в которые можно самостоятельно складывать письма, вложения и документы. Иногда при перемещении документа в одну из таких папок Outlook активизирует разметку контента или рабочие процессы. Это гладкий и ненавязчивый способ предоставить возможности управления контентом множеству пользователей.
Однако данный подход не лишен серьезных недостатков. Вопервых, он страдает близорукостью — то, что происходит в Outlook, хорошо (может быть, даже слишком хорошо) видно, а весь контент, расположенный вокруг, попросту игнорируется. Вовторых, в некоторых относительно пассивных вариантах интеграции с Outlook легко можно пропустить (по невнимательности или намеренно) определенные шаги, необходимые с точки зрения управления контентом. Тем не менее Microsoft Exchange во многих организациях на деле служит хранилищем контента, и если ваши процессы включают много задач, связанных с административной деятельностью и перепиской, то описанный подход — один из лучших.
Управление корпоративным контентом и российские реалии | |
Авторы статьи предпочли рассмотреть «скрытое» управление корпоративным контентом через призму существующих технологий. А как эти проблемы решаются на российских предприятиях в зависимости от их исторически сложившегося ИТоснащения? Первый подход скорее применим к предприятиям среднего масштаба, основной объём документов которых генерируется в ERPсистеме. К этому типу относятся компании, у которых фиксированы формы договоров, а сами они обслуживают большое число частных клиентов. К примеру, это могут быть торговые организации. Как правило, система электронного документооборота в таких компаниях работает только с административными документами, лежащими вне ERP. В таком случае в настраиваемой карточке документа одним из его атрибутов должна быть URLссылка, которая открывает соответствующий файл. На некоторых предприятиях развитие ERPсистемы либо изначально несколько отставало от развития средств workflow, либо проходило параллельно с ним. В подобных организациях огромное количество документов, в том числе и имеющих отношение к данным ERPрешения, если и не создаются в workflowсистеме, то хранятся в ней. При этом они часто появляются на рабочих местах пользователей, а хранятся в общих базах данных. Такое положение дел имеет существенный недостаток: между транзакционной ERPсистемой и документами в большинстве случаев нет прямой связи. Тогда ИТспециалистам приходится чтото придумывать, к примеру, расставлять ссылки на сами документы. Что же касается приведенного авторами решения проблемы управления корпоративным контентом с помощью Oracle Content Services, то оно подходит преимущественно для хранения документов — когда доступ на чтение нужно предоставить множеству пользователей, а число авторов в разы меньше «читателей». В этом случае потребуется очень мощное и масштабируемое решение. Необходимо также предусмотреть использование Webинтерфейса, при этом доступ к документу может быть организован через внутренний портал предприятия. Соглашусь, что Microsoft SharePoint — самое «легкое» средство ЕСМ. Но расплатой за легкость является тот «структурированный» бардак, который эта система образует и который понятен только сотрудникам, работающим с этим хаосом. Конечно, мириться с этим было бы неверно. Один из наименее затратных выходов из такой ситуации — структурирование данных и правильное их «складирование», то есть следует как минимум изменить представление документов. |
Со стороны инфраструктуры
Как альтернатива дорогостоящим и длительным миграционным проектам с полным искоренением устаревших решений сейчас все больше начинает выступать интеграция систем управления контентом. Она позволяет связать друг с другом разрозненные хранилища, обеспечив для всех них единый интерфейс поиска в рамках системы или портала. Не так давно в процесс включились крупные игроки — за последние два года ведущие независимые поставщики средств интеграции контента фирмы Venetica и Context Media были приобретены соответственно IBM и Oracle.
Вообще в наши дни самые крупные сдвиги в управлении контентом исходят от поставщиков инфраструктурных решений. Ключевые приложения здесь — Microsoft SharePoint (в конце 2006 года Microsoft выпустила Office ShareРoint Server 2007 — более солидную, чем предыдущая версия, систему ECMуровня с возможностями документооборота, управления записями и рабочим процессом) и Oracle Content Services 10g. Оба направлены на то, чтобы сменить сам подход и вместо того, чтобы управлять контентом, находящимся в хранилищах (отдельных от базы метаданных), поместить в одну и ту же базу и метаданные, и контент. Несколько лет назад это не было разумным, но сейчас использование общей базы практически не сказывается на быстродействии.
Однако оба предложения имеют свои проблемы. SharePoint — жертва собственного успеха: этот продукт молниеносно распространился по множеству предприятий и сотворил массу трудноуправляемых контентных «завалов». Oracle Content Services функционально полнее SharePoint, н главное его преимущество — в способности поддерживать тысячи пользователей. Так, одна американская финансовая фирма заменила имевшееся у нее решение на Oracle Content Services 10g, в значительной мере для того, чтобы распространить доступ к функциональности управления контентом более чем на 30 тыс. сотрудников. Конечно, масштабируемость продукта Oracle выглядит привлекательно, но большинство компаний пока заботится только о нуждах определенных отделов, а масштабные внедрения пока ещё редки.
Контент как сервис
Идея использования обычных бизнесприложений для работы с контентом не нова. Она заключается в том, чтобы обеспечить сотрудникам доступ к необходимым документам из повседневно используемых приложений. Такие связи создаются давно, но это делается с помощью хрупких интеграционных решений на уровне API, которые либо требуют значительного времени на разработку, либо должны настраиваться, даже если по утверждению продавца они сертифицированы и готовы к работе «прямо из коробки». Вдобавок при каждом обновлении приложения существует риск потери связей. Поэтому основным подходом попрежнему остается переключение между интерфейсами.
В то же время многие поставщики ECMсистем сейчас разрабатывают Webсервисы, способные гладко и без усилий встраивать в бизнесприложения функциональность управления контентом. Чуть ли не все участники рынка заявляют о применяемом ими в той или иной форме сервисноориентированном подходе (SOA) или о доступности сервисов, но у большинства из них разработки находятся лишь на ранней стадии, а некоторые представляют собой не более чем кусочки пластыря для склеивания продуктов, приобретенных независимо друг от друга.
Тем не менее, несмотря на относительную незрелость Webсервисов с точки зрения сообщества ECMпоставщиков, многие корпоративные пользователи планируют их внедрение, в том числе и широкомасштабное. Сейчас успешно развертывается немало ECMрешений с использованием «готовых для SOA» серверов приложений, баз данных и средств уровня бизнеспроцессов от поставщиков инфраструктурных решений. И опять основным стимулом развития выступает простота для пользователя. Подход на основе сервисов способен заметно улучшить взаимодействие приложений друг с другом и с труднодоступными хранилищами данных, но для фирм, уже принявших его на вооружение, главным выигрышем стала возможность встроить функциональность управления контентом в испытанные и проверенные временем старые системы.
Надо сказать, что компании, внедрившие у себя управление контентом на основе Webсервисов, по большей части являются технологическими или производственными, т. е. относятся к секторам, где давно была необходима интеграция между разными приложениями. В этих отраслях так же активно применяются программные инструменты, родственные ECM, например системы управления жизненным циклом продукции (product lifecycle management, PLM) или изменением конфигурации (configuration change management, CCM). И PLMсистемы вполне созрели для основанной на сервисах интеграции с функциональностью ECM.
***
Существует немало недорогих и хорошо себя зарекомендовавших специализированных систем по управлению контентом, которые хорошо решают определенные задачи на уровне подразделений. Но есть одна проблема, которой большинству организаций лишь предстоит заняться, — приведение в порядок огромных массивов контента, в данный момент никак не управляемых. Хотя поставщики ECM говорят о проектах внедрения масштаба предприятия, лишь очень немногие из них делают чтолибо в этом роде.
Растущие требования к простоте и выход на рынок таких гигантов, как Microsoft и Oracle, должны изменить облик управления контентом. Тогда мы сможем замаскировать рутинные операции, связанные с хранением, отслеживанием и извлечением документов, а бизнеспользователи получат более быстрый и простой доступ к содержанию этих документов в контексте своей работы. Это добрая новость, но ожидаются и трудности. Прежде всего — с выбором правильного подхода к упрощению и определением верной стратегии управления контентом, охватывающего все предприятие.