Мария Суханова
Руководители государственного сектора во всем мире сегодня озабочены поиском новых решений для повышения качества услуг гражданам и представителям коммерческих структур со стороны государства. Исследования, проведенные IBM, помогают выявить новые тенденции развития.
Два отчета из IBM
Весной этого года служба IBM Global Business Services организовала по всему миру опрос руководителей предприятий с целью выяснить их отношение к инновациям, «выходящим за рамки традиционной сфокусированности на чистом изобретательстве и создании новых продуктов», а также проследить экономические, культурные и другие факторы, влияющие на развитие новых подходов. «Результаты, я считаю, получены интереснейшие,— пишет в предисловии к отчету о проведенном исследовании президент и исполнительный директор IBM Самюэл Пальмизано. — Целых 65% глав различных организаций утверждают, что в течение ближайших двух лет они должны будут произвести фундаментальные изменения в своем бизнесе».
Из 765 участников опроса 108 представляли государственный и общественный сектор — правительственные, медицинские и образовательные учреждения (соответственно 61, 32 и 7%), — и на основе их ответов сотрудник IBM Global Business Services Кришна Гири подготовил отдельный отчет. В данной сфере процент руководителей, ожидающих серьезных изменений, выше среднего — 77%; причем 53% (при среднем показателе 32%) оценивают свои предыдущие инновационные программы как успешные.
Несколько позже, в начале осени, другое подразделение IBM — Center for the Business of Government — опубликовало отчет, в котором сводятся воедино результаты 150 исследований, выпущенных им ранее. В отчете, озаглавленном «Шесть тенденций, меняющих государственное управление» (Six Trends Transforming Government), рассматриваются главным образом Соединенные Штаты, хотя некоторые выводы справедливы и для других стран. Тенденции, выделенные экспертами, таковы.
1. Изменение правил — административные учреждения, перенимая лучший опыт общественных организаций и частных предприятий, радикальным образом меняют основные методы работы.
2. Применение управления эффективностью — руководители административных учреждений постепенно склоняются к тому, чтобы оценивать прогресс не по затраченным усилиям, а по конечному результату, с применением специализированных методик измерения эффективности.
3. Появление конкуренции, выбора и стимулов — государственные ведомства всех стран все больше продвигаются в сторону инициатив, исходящих из частного сектора и имеющих рыночный характер.
4. Доступность по первому требованию — граждане желают, чтобы правительство было столь же доступно, сколь и частные предприятия, ведущие бизнес в Интернете (а также ряд государственных агентств).
5. Вовлечение граждан в управление — такая потребность растет, причем Европа лидирует в этом процессе, а США движутся за ней.
6. Использование сетей и партнерских отношений — современные запросы очень часто выходят за рамки традиционных схем оказания услуг, и руководители ищут новых форм сотрудничества между государственными, частными и некоммерческими организациями.
Развитие этих тенденций, согласно отчету, происходит в значительной степени благодаря техническому прогрессу, следствием которого являются серьезные изменения в операционной деятельности предприятий как частного, так и государственного сектора. Технологии, считают авторы, стали сейчас для правительственных учреждений не только основным инструментом предоставления услуг, но и проводником внутренних изменений в методах работы.
Диаграмма 1.
Важнейшие области инноваций
Но вернемся к опросу руководителей. Согласно его данным, для глав государственных и общественных учреждений наиболее важны три аспекта инновационной деятельности: расширение существующих возможностей и разработка новых бизнес-моделей; сотрудничество как проводник инноваций; интеграция бизнеса и технологий на уровне стратегии. Рассмотрим их по порядку.
Новые бизнес-модели
В вопросе о важнейшей области инноваций голоса руководителей из государственного/общественного сектора распределились почти равномерно между всеми тремя предложенными вариантами, с легким перевесом в сторону новых продуктов, услуг и рынков (см. диаграмму 1), причем доля тех, кто выделил бизнес-модели, оказалась выше, чем в среднем по выборке (для операционной деятельности соотношение аналогичное — правда, с меньшим разрывом). Разумеется, все три области тесно взаимосвязаны. «Модели бизнеса и предприятия нужны для поддержки продуктов, услуг и рынков», «эффективные операции являются обязательным условием для работы всякой модели предприятия» — так комментировали респонденты свои ответы.
Диаграмма 2.
Важность и степень сотрудничества
Однако
лидеры предприятий, наиболее успешных в финансовом отношении, вдвое чаще акцентировали
внимание именно на бизнес-модели, чем те, у кого дела шли не так хорошо. Интересно,
что при этом главным фактором, толкающим их на внедрение инновационных решений,
выступал дефицит бюджетных средств — это он заставляет учреждения искать способы
более эффективной организации своей деятельности. В числе таких способов назывались
следующие:
• новые подходы к оказанию услуг — выбор поставщиков на конкурентной основе,
сотрудничество государственного и частного секторов, ваучеры на оказание услуг;
• альтернативные подходы к предоставлению внутренних услуг в пределах государственных
учреждений — совместно используемые сервисы, предоставление грантов на конкурентной
основе, оплата по результату;
• усовершенствованные подходы к установлению нормативных правил и расценок —
аукционы, возобновляемые фонды.
Диаграмма 3.
Выгоды от сотрудничества
Вопросы сотрудничества
Руководители государственного сектора придают сотрудничеству с другими организациями
большее значение, чем руководители частного, и на практике сотрудничают более
активно (см. диаграмму 2). Распределение ответов на вопрос о конкретных выгодах,
полученных благодаря сотрудничеству и партнерству, приведено на диаграмме 3.
Тем не менее разрыв между желаемым и действительным в данной группе респондентов
довольно существенен (16%), хотя и не достигает среднего по выборке. Отмечено
также, что правительственные учреждения при поиске новых идей сравнительно мало
сотрудничают непосредственно с населением (см. диаграмму 4), — среди всех участников
опроса доля тех, кто в качестве одного из важнейших источников идей указал клиентов,
намного выше: 37% (разрешалось указать до трех источников). Автор видит в области
сотрудничества следующие главные тенденции:
• смещение от «информирования, консультаций» к «участию, сотрудничеству» — голосование
граждан в некоторых районах Бразилии по определенным вопросам местного бюджета,
консультации по вопросам политики в Канаде;
• переход к непосредственному взаимодействию между гражданами и правительством;
• использование Интернета для организации сотрудничества.
Диаграмма 4.
Внешние и внутренние источники новых идей
По словам одного из участников опроса, «...руководство прививает своим сотрудникам подход, ориентированный на потребности граждан/потребителей, и чтобы ему соответствовать, необходимо менять культуру и поведение». Другой говорил о том, что нужно «понимать ожидания общества и рассматривать технологию как важное средство для создания необходимых условий».
Бизнес плюс технологии
Значимость интеграции бизнеса и технологий признают большинство руководителей,
и в государственном/общественном секторе процент тех, кто так считает, даже
несколько выше, чем в среднем по выборке. А вот в практике интеграции этот сектор
серьезно отстает, так что разрыв между желаемым и действительным огромен (см.
диаграмму 5). Это серьезная проблема, в качестве источников которой в отчете
перечисляются следующие обстоятельства:
• продолжается использование устаревших систем, которые снижают гибкость и ограничивают
возможности сотрудничества;
• сложно найти специалистов, разбирающихся одновременно и в бизнесе, и в технологиях;
• дефицит кадров (в том числе менеджеров проектов) затрудняет и замедляет модернизацию
бизнеса;
• программы, относящиеся к сферам технологии и бизнеса, часто финансируются,
а значит, и ведутся независимо и без всякой связи друг с другом.
Диаграмма 5.
Важность и степень интеграции бизнеса и технологий
«Несомненно, руководители государственного сектора сегодня озабочены поиском инноваций, способных поддержать значительные организационные перемены и позволить лучше обслуживать граждан, — отметил Джон Найланд, управляющий партнер по решениям для государственного сектора службы IBM Global Business Services. — Теперь необходимо понять, каким образом можно трансформировать в практические действия приверженность руководителей высшего звена инновациям в области моделей ведения бизнеса, или процессов обслуживания, или управленческого поведения и предоставлять инновационные решения, оказывающие влияние на качество деятельности государственных учреждений».