Мария Суханова

Выражение «мобильный офис» вошло в наш обиход в конце 90-х годов прошлого века в значении «комплект из ноутбука и мобильного телефона, обеспечивающий доступ в Интернет». Предполагалось, что ноутбук принадлежит фирме и используется для работы, а через Всемирную сеть абонент, оказавшийся вне офиса, обменивается с коллегами электронной корреспонденцией — доступные тогда скорости не позволяли рассчитывать на что-то большее. Время внесло в это представление свои коррективы.

Представление о ноутбуке как о «казенном» имуществе и исключительно рабочем инструменте безнадежно устарело. Сегодня нормально купить его за собственные деньги, после чего с полным правом смешивать на нем — точно так же, как и в своей сетевой активности, — «личное» и «служебное». Эта тенденция хорошо видна по результатам опроса, проведенного летом нынешнего года исследовательской компанией GfK NOP по инициативе корпорации Intel. Среди опрошенных пользователей ноутбуков из одиннадцати европейских стран, включая Россию, 83% ответили, что используют свои портативные ПК для личных целей чаще, чем для рабочих, и лишь 5% — что ограничиваются служебными задачами. Из российских респондентов 84% — собственники ноутбуков, 90% берут их с собой в поездки, причем 80% (из этих девяноста) — и для работы, и для развлечения, а по 10% — только для работы или только для развлечения.

Wi-Fi против GPRS

Опрос показал очень высокий коэффициент использования Wi-Fi, в том числе жителями нашей страны. Конечно, многое в таких исследованиях зависит от формулировки вопросов, а их составитель работал на Intel — главного апологета данной технологии, — но успех Wi-Fi все равно поражает. В России 93% респондентов сообщили, что из публичных зон беспроводного доступа (хотспотов) отправляют почту, 82% — что болтают с друзьями (по-видимому, речь шла об обмене текстовыми сообщениями). Из европейцев, как сказано в пресс-релизе Intel, «всего 3% опрошенных не хотят пользоваться хотспотами ни при каких обстоятельствах».
В этом месте позволю себе небольшой комментарий (имеющий отношение к объективности исследования), поскольку сама вошла в ту немногочисленную группу, которой авторы исследования приписали полное неприятие Wi-Fi. В июне я отвечала на анкету GfK NOP и честно сообщила, что широкополосным беспроводным доступом не пользуюсь. Меня не спросили прямо, почему (что и понятно — ответы в свободной форме сложно обрабатывать), а вместо этого осторожно попытались выяснить, насколько мне неловко раскрывать ноутбук в общественных местах. В действительности же я ничего не имею против хотспотов и, наверное, с удовольствием бы там работала, если бы не одна досадная помеха: их попросту нет в тех местах, куда мне обычно доводится приезжать с портативным ПК.

Совершенно естественно, что зоны беспроводного доступа создаются там, где есть достаточное количество потенциальных пользователей, и что с ростом продаж ноутбуков и КПК (с поддержкой Wi-Fi) количество таких мест растет. Сейчас технология Wi-Fi активно двинулась в российские регионы, и все же этот процесс только начинается. Во всем СНГ насчитывается примерно полтысячи общедоступных платных и бесплатных хотспотов (470, по данным Intel на начало года), которые распределены по нескольким десяткам населенных пунктов — главным образом это крупные города, хотя есть и исключения, в том числе деревни и села. На момент подготовки этого материала в онлайновом Каталоге публичных точек беспроводного доступа России и СНГ насчитывалось 66 географических названий. На всех остальных «просторах родины чудесной» основная технология беспроводного доступа — это GPRS, сменившая «Интернет по модему» (сотовый вариант коммутируемого телефонного канала): ее поддерживают все операторы «большой тройки» и многие местные, обеспечивая практически такое же покрытие, как и для голосовой связи.

Само покрытие сотовых сетей, правда, полным не назовешь — пресловутую «грань между городом и деревней» они определенно не стерли. В городах, где обычно в том или ином количестве присутствуют и другие способы доступа в Интернет, GPRS работает исправно, а стоит от них отъехать, как мобильная связь, а с нею и мобильный Интернет становятся «точечными». На снимке, сделанном в деревне Чурилово Пустошкинского района Псковской области, сфотографирован преподаватель Летней экспериментальной школы Александр Трусевич за чтением электронной почты. Деревня находится за пределами зоны покрытия ближайшей базовой станции, но неисправный комбайн, по-видимому, играет роль своеобразного усилителя — разговаривать с него можно довольно свободно, причем для всей «большой тройки» качество связи примерно одинаковое. Чтобы повысить устойчивость соединения, Александр поднял телефон повыше, примотав его к шесту.

На улучшение ситуации в местностях с низкой плотностью населения особо рассчитывать не приходится (хотя не исключено, что с приходом новых технологий это все же произойдет: эксперты возлагают определенные надежды на WiMAX). Сельские жители не очень интересуют операторов в качестве источника дохода, а на города наступает Wi-Fi. Остается ли у GPRS своя ниша? Безусловно, да, поскольку при хорошем покрытии такой вид связи обеспечивает постоянное соединение, и это его конкурентное преимущество можно использовать. Так, МТС и системный интегратор Softline в июне запустили услугу под названием «Офис Онлайн», заключающуюся в поддержке доступа по GPRS к корпоративной почте (и другим сервисам Microsoft Exchange) со смартфона или КПК. Мобильный терминал автоматически синхронизируется с сервером по заданному графику, т. е. пользователь не должен заботиться о «скачивании» информации (при необходимости эту функцию можно отключить и инициировать синхронизацию вручную). У «Билайна» также есть похожий сервис — он носит название «Корпоративная почта», и весной оператор вывел на рынок его новую версию с упрощенной настройкой и расширенными возможностями (появилась поддержка серверов, арендуемых у провайдеров и находящихся на хостинге).

Чуть раньше, в начале года, «Билайн» предпринял попытку соединить GPRS и Wi-Fi в составе новаторского решения со старым названием «Мобильный офис». Решение состоит из нового тарифного плана «GPRS-Интернет» и специальной PCMCIA-карты для ноутбука Sony Ericsson GS89, поддерживающей передачу данных по технологиям GPRS, EDGE, CSD и Wi-Fi. (Нечто подобное представлялось и на стенде МТС во время весенней выставки «Связь-Экспокомм».) Не очень ясно, насколько перспективен данный подход — ведь в продаже уже немало телефонов с GPRS/EDGE, а поддержка Wi-Fi встроена в большинство современных ноутбуков и пользователям вряд ли имеет смысл платить за нее еще раз. Но тарифный план, единый по всей стране, полезен в любом случае.

Такие подвижные
объекты

Чтобы установить собственные географические координаты, необходимо и достаточно иметь спутниковый приемник (обычно GPS, хотя существуют и другие системы спутникового позиционирования — см. врезку). Есть и другой вариант — воспользоваться GSM-позиционированием, т. е. техникой, которая позволяет вычислить положение мобильного телефона, проанализировав информацию с регистрирующих его базовых станций сотовой сети. Операторы, в частности МТС и «МегаФон», обеспечивают с помощью этого метода ряд «услуг на основе определения местоположения» (location-based services, LBS). GSM-позиционирование дешевле и удобнее, поскольку для него не нужно приобретать и таскать с собой специальное оборудование (мобильники и так у всех постоянно при себе). Правда, оно доступно далеко не во всех GSM-сетях (не говоря уже о местах, где вообще нет сотовой связи), а точность, сильно зависящая от плотности базовых станций, уступает той, которую обеспечивает GPS, но плюсы оказываются сильнее минусов.
Но получить координаты — это, независимо от применявшегося способа, даже не половина дела. Дальше их нужно совместить с картой, и если картографическая система находится не у пользователя, а на сервере, то возникает необходимость передавать координаты туда — естественно, в автоматическом режиме и беспроводным способом. Спутниковая связь дорога, поэтому везде, где возможно, разработчики решений стараются пользоваться для этой цели средствами сотовых сетей. В международной логистической компании DHL применяется обмен данными по технологии GPRS: для сбора информации о грузах курьерам служат мини-компьютеры с поддержкой GPS (и GPRS), и установленная на них программа через каждые 15 минут связывается с сервером. Однако сотовые операторы предпочитают использовать «старые добрые» SMS-сообщения, которые дороже и медленнее, но зато в отличие от GPRS поддерживаются абсолютно всеми моделями GSM-трубок.

«Мобильный офис»
на площадке неисправного комбайна —
не причуда, а необходимость

 

После обработки данных на сервере клиенту LBS-службы должен быть передан результат, который в зависимости от конкретного сервиса может относиться как к его собственному, так и к чьему-то еще местонахождению. Первый вариант представлен такими услугами, как поиск ближайших к пользователю городских объектов (аптек, кафе, заправочных станций), сообщение о транспортных пробках на пути, прокладка оптимального маршрута. Второй — это всевозможное слежение: за детьми и престарелыми родственниками (для частных лиц), за грузами (для предприятий), за автомобилями (для тех и для других) и т. д. Для доступа к данным здесь подходят разные методы, причем мобильность требуется не всегда: скажем, диспетчеру, наблюдающему за движением грузов, самому никуда перемещаться не надо, и он может обмениваться информацией с сервером по фиксированному проводному каналу. Реально применяются и специфические технологии сотовой связи (SMS, MMS, WAP), и доступ через Интернет, который может осуществляться поверх различных транспортных сетей.

Первая в России коммерческая LBS-услуга была запущена под новый 2003 год совместно оператором «МегаФон» и системным интегратором Race Communication. Она базировалась на GPS-позиционировании, называлась WebLocator и предназначалась для контроля корпоративного автотранспорта. Название услуги отражало ее суть: абонент получал раздел на поддерживаемом Race центральном сервере и следил за своими объектами через Интернет, используя Web-интерфейс. Благодаря такому подходу контроль автотранспорта становился доступным для небольших компаний, не имеющих (в отличие от DHL) возможности приобрести и обслуживать собственную диспетчерскую систему.

Летом 2005 года те же партнеры ввели в эксплуатацию службу «WebLocator Лайт», основанную на GSM-позиционировании и предназначенную для массового потребителя. Разница между двумя «Локаторами» состоит только в технологии определения координат, вся остальная инфраструктура предоставления услуг совпадает. Системы способны работать в любой GSM-сети. Координаты объектов отправляются на центральный сервер как SMS-сообщения; для управления сервисами и получения информации доступно несколько способов, включая SMS, WAP и конечно же классический Web-интерфейс, который появился самым первым.

Развиваясь, «Локатор» постепенно интегрирует все новые и новые компоненты. Он стал доступен с SIM-картой не только «МегаФона», но и МТС, и татарстанского оператора «Татинком-Т». Появились сервисы с применением специализированных GPS-комплектов: на базе Weblocator BOX реализован контроль и мониторинг грузов, на базе «Лоджек Горизонт» — охрана автотранспорта и поиск угнанных машин. Для московских пользователей на электронной карте города теперь отображаются пробки, информацию о которых предоставляет информационное агентство «СМИлинк».

Когда внедрение LBS только начиналось, две технологии позиционирования казались отчетливо противопоставленными с точки зрения клиентской базы: GPS — для корпоративных пользователей, GSM — для частных. Но выясняется, что если отделить их от других составляющих услуги, то различия будут не такими уж серьезными. С одной стороны, небогатая фирма, если ей не требуется особо высокая точность, вполне может обходиться для своих нужд GSM-позиционированием, с другой — многим частным лицам (особенно автомобилистам) вполне по карману GPS-приемник, с третьей — информация, например, о пробках одинаково востребована водителями независимо от того, кто владелец машины. Как и в случае мобильного офиса, граница размывается.

  GPS и другие: системы спутниковой навигации
 

Спутниковая навигация существует уже почти 40 лет. Так, система NVVS, позднее переименованная в TRANSIT, вступила в эксплуатацию в 1967 году. Первоначально она была предназначена для нужд военно-морских сил США, но потом её открыли и для коммерческого использования. В СССР был реализован проект аналогичного назначения под названием ЦИКАДА. На спутниковой навигации базируется и ныне действующая международная система обнаружения терпящих бедствие на море КОСПАС-SARSAT.
В конце 70-х годов практически началось развертывание систем нового поколения — американской GPS (Global Positionig System, система глобального позиционирования) и советской ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Американская GPS признана годной к использованию в 1995 году, хотя практически эксплуатировалась и раньше. К примеру, она довольно активно функционировала во время военной кампании 1991 года в Персидском заливе, ее широко применяли и сугубо гражданские ведомства, а также предприятия и частные лица. Сейчас исключительно военными, по данным Министерства обороны США, является лишь 2% приемных устройств. Платные услуги, выручка от которых составляет миллиарды долларов, позволяют существенно снизить бюджетные затраты на поддержание орбитальной группировки в работоспособном состоянии. А снятие в 2000 году всех ограничений на снижение точности GPS-приемников гражданского назначения дало новый толчок развитию соответствующих сервисов и оборудования. Приемники «похудели» до карманных размеров, а цена их снизилась до 100 долл. и даже ниже. Плюс ко всему с 2002 года наличие систем спутниковой навигации стало обязательным для любых морских и воздушных судов. К владельцам автомобилей такое требование пока не предъявляется, но использование подобных систем и в этом секторе распространяется все шире. Причем применяются они не только для навигационных задач как таковых, но и, скажем, в «продвинутых» противоугонных системах.
Советская (а потом российская) ГЛОНАСС была принята заказчиком в 1993 году, а четыре года спустя начала применяться и для гражданских целей. Однако неурядицы в экономике и отсутствие финансирования привели к тому, что к 1999 году из 24 спутников годными к эксплуатации оказались лишь шесть. Сейчас на орбите находится 16 аппаратов, а полное восстановление группировки намечено на 2009-й. В результате ГЛОНАСС заметно уступает GPS по точности. К тому же имеющиеся приемники довольно громоздки и не очень удобны в работе, что обусловлено плачевным состоянием отечественной электронной промышленности. Надо отметить, что несмотря на общие принципы функционирования GPS и ГЛОНАСС существенно различаются в практической реализации. Тем не менее создание совмещенного приемника для работы и с той и с другой вполне возможно, а по мнению целого ряда экспертов, даже необходимо. Особенно после того, как в марте 2006 года было выпущено постановление Правительства Российской Федерации об открытии ГЛОНАСС для использования зарубежными потребителями из 37 стран. Надо отметить, что их список составлен довольно странным образом. Так, например, в нем значатся Грузия и Украина, но отсутствуют Белоруссия и Казахстан, отношения с которыми у России куда лучше. Но именно ГЛОНАСС остается единственной более-менее работоспособной системой спутниковой навигации. Европейская GALILEO и китайская «Большая медведица» пока находятся на начальной стадии своего развития.
Основным тормозом в развитии спутниковой навигации в России остаются устаревшие нормативные акты, прежде всего связанные с необоснованной секретностью геодезических данных, картографических материалов и космических снимков. Это делает любую навигационную систему практически неработоспособной, потому что не позволяет создать рынок карт ни для GPS, ни для ГЛОНАСС. Причем для последней, по мнению экспертов, последствия будут хуже, чем для первой, поскольку в таких условиях просто невозможна коммерциализация системы. А вот противодействие ГЛОНАСС по отношению к GPS будет затратно и малоэффективно.
Не все гладко и с оборотом приемников. Контролирующие и правоохранительные органы до сих пор не могут определить, подпадают эти устройства под Постановление Правительства РФ № 643 от 5 июня 1994 года или нет. Напомним, что оно регулирует оборот высокочастотных радиоэлектронных средств, к которым до 2000 года причислялись и мобильные телефоны. По утверждению Связьнадзора, разрешений на использование приемников спутниковой навигации не требуется, в то время как сотрудники правоохранительных органов придерживаются противоположного мнения.

Яков Шпунт