Мария Суханова
Выражение «мобильный офис» вошло в наш обиход в конце 90-х годов прошлого века в значении «комплект из ноутбука и мобильного телефона, обеспечивающий доступ в Интернет». Предполагалось, что ноутбук принадлежит фирме и используется для работы, а через Всемирную сеть абонент, оказавшийся вне офиса, обменивается с коллегами электронной корреспонденцией — доступные тогда скорости не позволяли рассчитывать на что-то большее. Время внесло в это представление свои коррективы.
Представление о ноутбуке как о «казенном» имуществе и исключительно рабочем инструменте безнадежно устарело. Сегодня нормально купить его за собственные деньги, после чего с полным правом смешивать на нем — точно так же, как и в своей сетевой активности, — «личное» и «служебное». Эта тенденция хорошо видна по результатам опроса, проведенного летом нынешнего года исследовательской компанией GfK NOP по инициативе корпорации Intel. Среди опрошенных пользователей ноутбуков из одиннадцати европейских стран, включая Россию, 83% ответили, что используют свои портативные ПК для личных целей чаще, чем для рабочих, и лишь 5% — что ограничиваются служебными задачами. Из российских респондентов 84% — собственники ноутбуков, 90% берут их с собой в поездки, причем 80% (из этих девяноста) — и для работы, и для развлечения, а по 10% — только для работы или только для развлечения.
Wi-Fi против GPRS
Опрос показал очень высокий коэффициент использования Wi-Fi, в том числе жителями
нашей страны. Конечно, многое в таких исследованиях зависит от формулировки
вопросов, а их составитель работал на Intel — главного апологета данной технологии,
— но успех Wi-Fi все равно поражает. В России 93% респондентов сообщили, что
из публичных зон беспроводного доступа (хотспотов) отправляют почту, 82% — что
болтают с друзьями (по-видимому, речь шла об обмене текстовыми сообщениями).
Из европейцев, как сказано в пресс-релизе Intel, «всего 3% опрошенных не хотят
пользоваться хотспотами ни при каких обстоятельствах».
В этом месте позволю себе небольшой комментарий (имеющий отношение к объективности
исследования), поскольку сама вошла в ту немногочисленную группу, которой авторы
исследования приписали полное неприятие Wi-Fi. В июне я отвечала на анкету GfK
NOP и честно сообщила, что широкополосным беспроводным доступом не пользуюсь.
Меня не спросили прямо, почему (что и понятно — ответы в свободной форме сложно
обрабатывать), а вместо этого осторожно попытались выяснить, насколько мне неловко
раскрывать ноутбук в общественных местах. В действительности же я ничего не
имею против хотспотов и, наверное, с удовольствием бы там работала, если бы
не одна досадная помеха: их попросту нет в тех местах, куда мне обычно доводится
приезжать с портативным ПК.
Совершенно естественно, что зоны беспроводного доступа создаются там, где есть достаточное количество потенциальных пользователей, и что с ростом продаж ноутбуков и КПК (с поддержкой Wi-Fi) количество таких мест растет. Сейчас технология Wi-Fi активно двинулась в российские регионы, и все же этот процесс только начинается. Во всем СНГ насчитывается примерно полтысячи общедоступных платных и бесплатных хотспотов (470, по данным Intel на начало года), которые распределены по нескольким десяткам населенных пунктов — главным образом это крупные города, хотя есть и исключения, в том числе деревни и села. На момент подготовки этого материала в онлайновом Каталоге публичных точек беспроводного доступа России и СНГ насчитывалось 66 географических названий. На всех остальных «просторах родины чудесной» основная технология беспроводного доступа — это GPRS, сменившая «Интернет по модему» (сотовый вариант коммутируемого телефонного канала): ее поддерживают все операторы «большой тройки» и многие местные, обеспечивая практически такое же покрытие, как и для голосовой связи.
Само покрытие сотовых сетей, правда, полным не назовешь — пресловутую «грань между городом и деревней» они определенно не стерли. В городах, где обычно в том или ином количестве присутствуют и другие способы доступа в Интернет, GPRS работает исправно, а стоит от них отъехать, как мобильная связь, а с нею и мобильный Интернет становятся «точечными». На снимке, сделанном в деревне Чурилово Пустошкинского района Псковской области, сфотографирован преподаватель Летней экспериментальной школы Александр Трусевич за чтением электронной почты. Деревня находится за пределами зоны покрытия ближайшей базовой станции, но неисправный комбайн, по-видимому, играет роль своеобразного усилителя — разговаривать с него можно довольно свободно, причем для всей «большой тройки» качество связи примерно одинаковое. Чтобы повысить устойчивость соединения, Александр поднял телефон повыше, примотав его к шесту.
На улучшение ситуации в местностях с низкой плотностью населения особо рассчитывать не приходится (хотя не исключено, что с приходом новых технологий это все же произойдет: эксперты возлагают определенные надежды на WiMAX). Сельские жители не очень интересуют операторов в качестве источника дохода, а на города наступает Wi-Fi. Остается ли у GPRS своя ниша? Безусловно, да, поскольку при хорошем покрытии такой вид связи обеспечивает постоянное соединение, и это его конкурентное преимущество можно использовать. Так, МТС и системный интегратор Softline в июне запустили услугу под названием «Офис Онлайн», заключающуюся в поддержке доступа по GPRS к корпоративной почте (и другим сервисам Microsoft Exchange) со смартфона или КПК. Мобильный терминал автоматически синхронизируется с сервером по заданному графику, т. е. пользователь не должен заботиться о «скачивании» информации (при необходимости эту функцию можно отключить и инициировать синхронизацию вручную). У «Билайна» также есть похожий сервис — он носит название «Корпоративная почта», и весной оператор вывел на рынок его новую версию с упрощенной настройкой и расширенными возможностями (появилась поддержка серверов, арендуемых у провайдеров и находящихся на хостинге).
Чуть раньше, в начале года, «Билайн» предпринял попытку соединить GPRS и Wi-Fi в составе новаторского решения со старым названием «Мобильный офис». Решение состоит из нового тарифного плана «GPRS-Интернет» и специальной PCMCIA-карты для ноутбука Sony Ericsson GS89, поддерживающей передачу данных по технологиям GPRS, EDGE, CSD и Wi-Fi. (Нечто подобное представлялось и на стенде МТС во время весенней выставки «Связь-Экспокомм».) Не очень ясно, насколько перспективен данный подход — ведь в продаже уже немало телефонов с GPRS/EDGE, а поддержка Wi-Fi встроена в большинство современных ноутбуков и пользователям вряд ли имеет смысл платить за нее еще раз. Но тарифный план, единый по всей стране, полезен в любом случае.
Такие подвижные
объекты
Чтобы установить собственные географические координаты, необходимо и достаточно
иметь спутниковый приемник (обычно GPS, хотя существуют и другие системы спутникового
позиционирования — см. врезку). Есть и другой вариант — воспользоваться GSM-позиционированием,
т. е. техникой, которая позволяет вычислить положение мобильного телефона, проанализировав
информацию с регистрирующих его базовых станций сотовой сети. Операторы, в частности
МТС и «МегаФон», обеспечивают с помощью этого метода ряд «услуг на основе определения
местоположения» (location-based services, LBS). GSM-позиционирование дешевле
и удобнее, поскольку для него не нужно приобретать и таскать с собой специальное
оборудование (мобильники и так у всех постоянно при себе). Правда, оно доступно
далеко не во всех GSM-сетях (не говоря уже о местах, где вообще нет сотовой
связи), а точность, сильно зависящая от плотности базовых станций, уступает
той, которую обеспечивает GPS, но плюсы оказываются сильнее минусов.
Но получить координаты — это, независимо от применявшегося способа, даже не
половина дела. Дальше их нужно совместить с картой, и если картографическая
система находится не у пользователя, а на сервере, то возникает необходимость
передавать координаты туда — естественно, в автоматическом режиме и беспроводным
способом. Спутниковая связь дорога, поэтому везде, где возможно, разработчики
решений стараются пользоваться для этой цели средствами сотовых сетей. В международной
логистической компании DHL применяется обмен данными по технологии GPRS: для
сбора информации о грузах курьерам служат мини-компьютеры с поддержкой GPS (и
GPRS), и установленная на них программа через каждые 15 минут связывается с
сервером. Однако сотовые операторы предпочитают использовать «старые добрые»
SMS-сообщения, которые дороже и медленнее, но зато в отличие от GPRS поддерживаются
абсолютно всеми моделями GSM-трубок.
«Мобильный офис»
на площадке неисправного комбайна —
не причуда,
а необходимость
После обработки данных на сервере клиенту LBS-службы должен быть передан результат, который в зависимости от конкретного сервиса может относиться как к его собственному, так и к чьему-то еще местонахождению. Первый вариант представлен такими услугами, как поиск ближайших к пользователю городских объектов (аптек, кафе, заправочных станций), сообщение о транспортных пробках на пути, прокладка оптимального маршрута. Второй — это всевозможное слежение: за детьми и престарелыми родственниками (для частных лиц), за грузами (для предприятий), за автомобилями (для тех и для других) и т. д. Для доступа к данным здесь подходят разные методы, причем мобильность требуется не всегда: скажем, диспетчеру, наблюдающему за движением грузов, самому никуда перемещаться не надо, и он может обмениваться информацией с сервером по фиксированному проводному каналу. Реально применяются и специфические технологии сотовой связи (SMS, MMS, WAP), и доступ через Интернет, который может осуществляться поверх различных транспортных сетей.
Первая в России коммерческая LBS-услуга была запущена под новый 2003 год совместно оператором «МегаФон» и системным интегратором Race Communication. Она базировалась на GPS-позиционировании, называлась WebLocator и предназначалась для контроля корпоративного автотранспорта. Название услуги отражало ее суть: абонент получал раздел на поддерживаемом Race центральном сервере и следил за своими объектами через Интернет, используя Web-интерфейс. Благодаря такому подходу контроль автотранспорта становился доступным для небольших компаний, не имеющих (в отличие от DHL) возможности приобрести и обслуживать собственную диспетчерскую систему.
Летом 2005 года те же партнеры ввели в эксплуатацию службу «WebLocator Лайт», основанную на GSM-позиционировании и предназначенную для массового потребителя. Разница между двумя «Локаторами» состоит только в технологии определения координат, вся остальная инфраструктура предоставления услуг совпадает. Системы способны работать в любой GSM-сети. Координаты объектов отправляются на центральный сервер как SMS-сообщения; для управления сервисами и получения информации доступно несколько способов, включая SMS, WAP и конечно же классический Web-интерфейс, который появился самым первым.
Развиваясь, «Локатор» постепенно интегрирует все новые и новые компоненты. Он стал доступен с SIM-картой не только «МегаФона», но и МТС, и татарстанского оператора «Татинком-Т». Появились сервисы с применением специализированных GPS-комплектов: на базе Weblocator BOX реализован контроль и мониторинг грузов, на базе «Лоджек Горизонт» — охрана автотранспорта и поиск угнанных машин. Для московских пользователей на электронной карте города теперь отображаются пробки, информацию о которых предоставляет информационное агентство «СМИлинк».
Когда внедрение LBS только начиналось, две технологии позиционирования казались отчетливо противопоставленными с точки зрения клиентской базы: GPS — для корпоративных пользователей, GSM — для частных. Но выясняется, что если отделить их от других составляющих услуги, то различия будут не такими уж серьезными. С одной стороны, небогатая фирма, если ей не требуется особо высокая точность, вполне может обходиться для своих нужд GSM-позиционированием, с другой — многим частным лицам (особенно автомобилистам) вполне по карману GPS-приемник, с третьей — информация, например, о пробках одинаково востребована водителями независимо от того, кто владелец машины. Как и в случае мобильного офиса, граница размывается.
GPS и другие: системы спутниковой навигации | |
Спутниковая навигация существует уже почти 40 лет. Так, система NVVS,
позднее переименованная в TRANSIT, вступила в эксплуатацию в 1967 году.
Первоначально она была предназначена для нужд военно-морских сил США,
но потом её открыли и для коммерческого использования. В СССР был реализован
проект аналогичного назначения под названием ЦИКАДА. На спутниковой навигации
базируется и ныне действующая международная система обнаружения терпящих
бедствие на море КОСПАС-SARSAT. Яков Шпунт |