В мире

Всего в 2005 году было продано, по данным IDC, 64,9 млн. ноутбуков. Поквартальная динамика приведена на рис. При этом фактическая реализация в количественном выражении оказалась выше прогнозных данных, которые несколько раз пришлось корректировать в сторону увеличения. Рост был отмечен на всех региональных рынках, как развитых, так и развивающихся.
Ноутбуки составили треть от общего объема рынка всех ПК. В некоторых странах, в частности в США, Италии, Германии и Японии, портативных систем было продано больше, чем настольных.

Реализация ноутбуков
по кварталам 2004—2005 годов, млн. штук

Следует также отметить, что продажи портативных и ультрапортативных систем росли быстрее, особенно в развитых регионах. Помимо зарубежного Дальнего Востока, который до недавнего времени был главным рынком сбыта такой продукции, довольно серьезно выросла реализация в США. Там, по информации газеты CRN, на ноутбуки массой 4 фунта (чуть более 1,8 кг) и меньше приходится около 20%, в то время как в 2004 году такие системы занимали лишь 6%. Появление UMPC также было хорошо встречено покупателями. Спрос даже оказался больше, чем ожидалось, так что ждать доставки уже оплаченной продукции часто приходилось по нескольку недель. Ажиотаж спал только к июлю. Вместе с тем в отношении UMPC большинство аналитиков сохраняет определенный скептицизм, и перспективы этого класса ПК оцениваются не слишком высоко.

Ноутбуки одинаково активно приобретали как корпоративные, так и индивидуальные пользователи. Однако продажи на потребительском рынке росли все же несколько быстрее, особенно в Северной Америке и Западной Европе, и в результате доля индивидуальных покупателей достигла 40%.

Между тем по мере роста продаж в количественном выражении снижалась прибыль на единицу продукции, и этот процесс продолжается, причем с явной тенденцией к усилению. Так, в 2005 году рост в количественном выражении, по данным IDC, составил почти 16%, в то время как в денежном — лишь 10,5%. Прогнозы Gartner на текущий год еще более обескураживающи: при количественном росте на 11% объем в денежном выражении и вовсе снизится. Впрочем, темпы снижения на текущий год пока ожидаются небольшие, меньше чем на полпроцента.

Плюс ко всему не на пользу рынку играют стагнационные процессы в экономике стран Западной Европы и Японии. Серьезным сдерживающим фактором в нынешнем году является и ожидание новых версий Windows и MS Office. Тем более, что аппаратные требования, необходимые для комфортной работы в этой среде, пока остаются неопределенными. А кроме того, очень многие откладывали покупку ноутбука до появления систем на двухъядерных 64-разрядных процессорах Intel и AMD, выход которых состоялся лишь в июле.

Вполне естественно, что такая ситуация ведет к концентрации рынка в руках крупнейших вендоров. Если в 2005 году «большая пятерка», куда вошли Acer, Dell, HP, Lenovo и Toshiba, контролировала 70% рынка в количественном выражении, то в 2006-м их продукция займет уже почти 90% (рис.).

Распределение долей основных производителей ноутбуков
в количественном выражении. Прогнозные данные на 2006 год

Однако производители микросхем, прежде всего Intel и AMD, пытаются поддерживать небольшие компании. Именно на это, например, направлена программа Intel по стандартизации комплектующих для мобильных систем, которая начала работать уже в нынешнем июле.

 

В России

Данные различных агентств по итогам продаж 2005 года довольно существенно различаются. Так, ITResearch оценивает объем отечественного рынка ноутбуков в 945 тыс. штук, что на 58% больше, чем годом ранее. А IDC считает, что было продано 1,2 млн. штук, то есть на 84% больше, чем в 2004 году. Практически не отличаются от данных IDC и оценки другого западного аналитического агентства — Gartner Group. Хотя удельный вес ноутбуков в общем объеме продаж ПК все три аналитические компании оценивают приблизительно одинаково: 18% по версии ITResearch и 19% по подсчетам IDC и Gartner.

Следует отметить, что результаты могли оказаться и выше. Однако действия таможенных органов привели к существенному дефициту, сопровождавшемуся ростом цен в ключевом IV квартале, на который приходится пик продаж. В результате этот рост цен, по оценке газеты CRN, в зависимости от вида продукции составил от 10 до 35%. А в текущем году в очередной раз были изменены правила игры, в результате чего существенно подорожала таможенная «очистка» товара — как минимум на 50%, а на некоторые товары даже втрое. Возросли также сроки прохождения через границу, из-за чего наиболее дорогие товары, в том числе и ноутбуки, могут еще более подорожать. При этом называются цифры до 30—40%. Пока же, надо отметить, цены в России остаются одними из самых низких в Европе.

Основными игроками на российском рынке ноутбуков являются Acer, Asus, HP, Fujitsu Siemens, Rover, Samsung и Toshiba (рис.). Однако в том, что касается состава пятерки лидеров, среди аналитиков единства нет. Состав же первой тройки сомнений не вызывает: все без исключения агентства называют Acer, Rover и Asus. Согласны все и с тем, что первое место оставляет за собой Acer.

Доли основных производителей в общем объеме продаж ноутбуков
(в количественном выражении) по итогам I квартала 2006 года


В целом же процессы на рынке ноутбуков, которые имели место в 2005 году, наиболее адекватно отражает заголовок «азиатское нашествие». Действительно, на протяжении всего года блокнотные ПК российских компаний интенсивно вытесняла продукция восточноазиатского происхождения. В результате «НКА Групп» (торговая марка iRu) была вынуждена просто уйти с рынка, а MaxSelect Technologies существенно уменьшила своё присутствие, сократив долю с 7 до 1,5%. Конкурировать в «ценовых войнах» с продукцией Acer оказалось практически невозможно, особенно в бюджетном сегменте.

Так что по большому счету из отечественных компаний своё положение сохранила только Rover. А в начале нынешнего года ей даже удалось выйти на второе место, потеснив Asus и практически вплотную приблизившись к лидеру Acer. Впрочем, первый квартал не является показательным, поскольку в это время обычно не реализуются крупные проекты и практически все продажи осуществляются через розничные сети. В результате компании, у которых большая часть продаж приходится на проектные поставки, в первой половине года сильно сдают позиции.

На российский рынок выходили и новые игроки. Так, в 2005 году начали продавать свои ноутбуки BenQ, MSI, NEC и Sony. Впрочем, продукция двух последних была довольно популярной у «серых» поставщиков, особенно компьютеры Sony Vaio. Что же касается систем MSI, то они поступали на рынок под лейблами других производителей. Эта компания является довольно крупным ODM-производителем, на базе платформ которого собирают свои ноутбуки многие фирмы, в том числе отечественные «Аквариус» и MaxSelect.

Активизировались и некоторые отечественные компании. Так, в 2005 году ноутбуки под своей маркой начала производить Desten. Расширила выпуск продукции Prestigio. Важно отметить, что в ассортименте этих компаний есть модели класса «тонкие и легкие». А Rover Computers освоила выпуск и субноутбуков.

Пока на нашем рынке преобладают бюджетные ноутбуки и системы класса «замена настольного ПК». На портативные и ультрапортативные компьютеры в 2005 году, по оценке Геннадия Сочилина, директора по развитию сети Tenfold, приходилось не более 10% от общего количества проданных ноутбуков. И пока нет оснований полагать, что эта доля будет расти. Так же малы и продажи планшетных ПК. Согласно оценкам самих компаний, общее число проданных в России «таблеток» и ноутбуков-трансформеров не превышает 5 тыс. штук, что составляет меньше чем полпроцента от всего объема продаж портативных ПК.