Александр Пронин
Руководитель дивизиона
информационных технологий,
компания «Систематика»

Руководители компаний давно осознали роль автоматизации ключевых бизнес-процессов в повышении эффективности работы предприятия. Однако внедряются информационные технологии, как правило, постепенно, что приводит к так называемой «лоскутной» автоматизации, когда в рамках одного предприятия функционируют различные информационные системы.

Работа разнородных и обособленных бизнес-приложений вызывает в компаниях острые проблемы, связанные с их взаимодействием в области передачи, обработки, публикации и хранения данных. Как правило, имеющиеся приложения не способны к такого рода взаимодействию между собой. Продукты для межсистемной интеграции существуют не первый десяток лет, однако они решают проблемы не в полной мере или же требуют значительных инвестиций в создание и развитие. Как правило, им не хватает гибкости в управлении, мониторинге и изменении электронных регламентов межсистемного взаимодействия.

Эволюция задач интеграции

Но дело не только в том, что традиционные подходы к интеграции устарели. Вопрос глубже: сама задача и цель интеграции сильно эволюционировала, продвинувшись от простой интеграции на уровне передачи данных к комплексной бизнес-интеграции на нескольких уровнях взаимодействия систем. Сейчас в рамках задач по обеспечению сквозных бизнес-процессов приходится решать проблемы интеграции данных (получаемых из приложений и других источников) с людьми и процессами, причем участвуют в такой интеграции не только внутренние процессы компании, но и те, что затрагивают несколько предприятий. Традиционные рамки интеграции сегодня сильно раздвигаются, и можно выделить пять основных ее направлений.

  1. Интеграция опыта пользователей — обеспечение прозрачности информации и доступа к бизнес-функциям (процессам, приложениям и данным) с учетом пользовательских ролей.
  2. Интеграция информации — объединение оперативных и аналитических данных для формирования интегрированного представления о бизнес-деятельности и для поддержки принятия решений.
  3. Интеграция приложений — формирование единой операционной среды из «лучших в своем классе» готовых приложений и собственных разработок предприятия.
  4. Интеграция бизнес-партнеров — поддержка коллективной работы бизнес-партнеров и совместного выполнения бизнес-процессов.
  5. Интеграция процессов — обеспечение взаимодействия пользователей, приложений, источников данных и бизнес-партнеров в рамках интегрированных бизнес-процессов.

Именно этого теперь требует бизнес, и такие задачи ставятся перед ИТ-директорами.

Новый подход к интеграции

Нетрудно понять, что в таких условиях традиционные подходы к интеграции не работают. Таким образом, возникает необходимость в некотором унифицированном, масштабируемом, надежном, управляемом и гибком решении по межсистемному взаимодействию и бизнес-интеграции в целом. В результате постепенно выкристаллизовался новый подход к интеграции, или комплекс технологий и решений — EAI/BPM.

Этот комплекс решает не только традиционные задачи повышения эффективности систем за счет объединения не связанных на технологическом уровне, но работающих в рамках одного бизнес-процесса приложений. Существенно, что EAI/BPM формирует технологическую базу, позволяющую решить целый пласт новых бизнес-задач, возникающих в связи с развитием компании, открытием новых направлений бизнеса, изменением ее структуры и налаживанием партнерских связей между предприятиями.

В рамках концепции EAI/BPM существует довольно обширный спектр технологий и программных решений в области системной интеграции, предназначенных для моделирования, реализации и мониторинга сложных сценариев межсистемного взаимодействия, а также обеспечивающих гарантированную синхронную и асинхронную передачу данных между приложениями в интеграционной среде. Для этих целей используются технологии, основанные на концепциях МОМ (Messaging Oriented Middleware) и SOA (Service Oriented Architecture).

МОМ, или системы очередей сообщений — технология передачи данных между разнородными приложениями, реализующая промежуточный транспортный слой в интеграционной среде. Системы, основанные на МОМ-технологиях, решают задачи асинхронного метода взаимодействия программ, не требуя установления между ними прямой связи.

SOA, или cервисно-ориентированная архитектура — технология, базирующаяся на использовании сервисов для построения сложных распределенных информационных систем. Главное, что SOA-технологии реализуют стандарты межсистемного взаимодействия на основе идеологии сервисов, играющих роль своего рода адаптеров к внешним системам или являющихся независимыми программными компонентами. Представление бизнес-процессов как цепочки отдельных сервисов — это фундаментальный момент, принципиально меняющий старые методы работы как ИТ-руководителей, так и бизнес-менеджеров.

Как вообще ИТ могут создать программную инфраструктуру, которая была бы, с одной стороны, стабильной, а с другой — гибкой, поддающейся изменениям и инновациям? Мировой опыт управления дает один ответ: необходима ориентация на услуги. С точки зрения бизнеса услуги — дело привычное. Сервисный подход позволяет топ-менеджерам компаний видеть эффективность бизнеса глазами клиентов, позиционировать ресурсы таким образом, чтобы самые важные клиенты всегда оставались в центре внимания. Аналогичные преимущества, только уже для ИТ-директора, несут в себе ИТ-сервисы.

Таким образом, основными преимуществами концепций EAI/BPM и SOA при создании интеграционных решений являются системная платформонезависимость, сервисно-ориентированная архитектура построения общего интеграционного пространства, быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка, более полный контроль и сокращение расходов функционирования бизнеса в целом, а также упрощение и унификация внутри- и межкорпоративного информационного взаимодействия. Все это решает основные современные проблемы бизнес-интеграции, с которыми сталкиваются современные предприятия.

МОМ и SOA: некоторый комментарий. Как таковой конкуренции между этими технологиями нет. Это два комплекса решений отвечающих за две разные задачи и дополняющих друг друга в предлагаемой интеграционной платформе. МОМ отвечает за транспортировку данных, их гарантированную синхронную/асинхронную единоразовую доставку в определенной среде. Со своей стороны, SOA позволяет адаптировать работу приложений путем описания их функциональности и моделей входных и выходных данных через Web-сервисы, которые служат своего рода переходниками или точками доступа к этим приложениям и позволяют безболезненно соединять их в единой интеграционной среде под контролем системы управления бизнес-процессами.

  Интеграционный слой в проекте «Социальная
карта жителя Свердловской области»
 

Бюджеты разных уровней, а также внебюджетные фонды ежегодно выделяют значительные средства на помощь льготным категориям граждан. В настоящее время льготы предоставляют различные организации и ведомства, однако невозможно точно определить, какой объем помощи получил каждый гражданин или социальная группа, оценить реальный уровень их жизни с учетом льгот. Регулярно возникает потребность обмена и сверки информации о гражданах, в том числе и о полученных ими льготах. Некоторые организации, оказывающие льготные услуги, например железнодорожные и авиакомпании, представляют персональные данные об оказанных услугах на основе льгот. Однако из-за отсутствия единого идентификатора проблемы с достоверностью информации возникают даже внутри одного ведомства, в частности, из-за ошибок в написании фамилий, имен и номеров документов.

Цель проекта «Социальная карта жителя Свердловской области» — организовать персонифицированный учет льгот и услуг, а также наладить обмен информацией между различными учреждениями с использованием единой базы данных жителей области и таким образом увеличить их достоверность и сократить затраты на получение гражданами справок из разных организаций.

В рамках проекта «Социальная карта жителя Свердловской области» компанией «Систематика» создается подсистема управления бизнес-процессами, которая должна сыграть роль того самого связующего и управляющего слоя по обмену информацией в единой интеграционной схеме между распределенными межведомственными системами и единой базой данных жителей области. Она строится полностью в соответствии с интеграционной концепцией EAI/BPM на основе SOA- и МОМ-архитектур с использованием программных продуктов IBM. Для реализации сервисного подхода к управлению бизнес-процессами и их взаимодействию применен сервер IBM WebSphere Business Integration, в качестве транспортной среды — IBM MQ Series.