Формирование любого коллектива - задача непростая. Если же речь идёт о создании
ИТ-команды, то здесь существуют свои особенности, которые следует принимать
во внимание: современный ИТ-отдел далек от неформальной "тусовки компьютерщиков",
ИТ-профессионалы часто чувствуют себя самодостаточной единицей, и поэтому ими
сложно управлять, а руководство компании нужно постоянно убеждать в важной роли
ИТ-отдела для бизнеса.
Управлять профессионалами - особенно трудно
Сотрудники ИТ-отдела - это квалифицированные профессионалы. А как известно,
людьми, которые считают себя профессионалами и таковыми действительно являются,
управлять непросто. "Поэтому именно в сфере ИТ отмечается высокая мобильность
и текучесть кадров", - уверен Игорь Морозов, ректор Академии АйТи. Он считает,
что при руководстве ИТ-командой нельзя ориентироваться только на стандартные
методы управления. Зачастую перед ИТ-руководителем стоит задача создания собственного
своеобразного "инкубатора" талантов, в котором можно выращивать весь
необходимый набор способностей и экспертиз, поскольку сейчас даже самый простой
бизнес все более зависит от технологий.
Андрей Васильев, директор Учебно-консультационного центра ФОРС, обращает внимание
на психологические особенности формирования ИТ-отдела, так как по своему менталитету
ИТ-специалисты обычно отличаются от сотрудников других профессий. "Например,
программист, как правило, является интравертом, и его нужно разговорить, чтобы
определить его пригодность", - говорит Васильев.
Кроме того, нельзя забывать, что ИТ-отдел - не обособленная автономная организация,
а часть предприятия. Поэтому, как и любая другая внутренняя структура, он формируется
на основе общей культуры управления персоналом в организации. "Я считаю,
что невозможно сформировать эффективно работающее ИТ-подразделение в компании,
где отсутствуют предпосылки для эффективной работы других подразделений. ИТ-отдел
по определению не может быть сформирован как идеальная система, абсолютно отделенная
от основной структуры", - поясняет Владимир Соколов, руководитель ИТ-службы
консалтинговой группы "Борлас". Он убежден, что широкие перспективы
для построения эффективно работающей ИТ-структуры открываются лишь в том случае,
когда руководство компании осознает, что необходимо не только повышать эффективность
работы производственных подразделений, но и обеспечить своевременную организацию
сопровождения основных бизнес-процессов.
Еще одна особенность формирования ИТ-отдела состоит в том, что сегодня эта структура, как правило, представляет собой большое по численности подразделение компании с очень разной специализацией сотрудников. Усложнение информационных систем приводит к появлению разнесенных по функционалу зон ответственности в рамках одного ИТ-подразделения. "Сейчас уже невозможна ситуация, особенно для крупных компаний, когда в лице одного человека уживаются и системный администратор, и программист, и технический специалист", - утверждает Владимир Соколов. И тут, если не рассматривать традиционную нехватку штатных позиций в ИТ-службе, перед руководителем встает не столько проблема подбора квалифицированных кадров, сколько проблема правильного построения схемы взаимозаменяемости сотрудников и удержания хороших работников. Сложность же удержания ИТ-специалиста заключается в том, что он ожидает от работы не только достойного финансового вознаграждения, но и удовлетворения своих профессиональных амбиций; поэтому одной из основных забот руководителей становится построение мотивационных схем нематериального стимулирования труда.
Без лишнего "командостроительства"
Сегодня "умение играть в команде", "командный дух" и прочие
термины, обозначающие способность эффективно работать вместе с коллективом,
часто преподносятся как обязательные качества хорошего работника. В случае с
ИТ-специалистами это, как выясняется, верно далеко не всегда. "Командный
дух - весьма распространенное заблуждение менеджеров по персоналу, в современной
России критерий умения работать в команде выводится как одна из непреложных
составляющих характера работника при найме практически на любые должности. Однако
большинство сотрудников кадровой службы затруднится с ответом на вопрос, что
же это такое", - говорит Владимир Соколов. По его мнению, под этим, как
правило, понимается элементарная вежливость по отношению к коллегам и следование
правилам деловой этики в повседневной работе. "Принципы же формирования
ИТ-подразделения давно известны и описаны в специальной литературе. Это, например,
теория управления ИТ-подразделениями, известная как IT Service Management, -
полагает он. - Достаточно лишь следовать рекомендациям и адаптировать теорию
к реальной практике. В частности, опыт показывает, что хорошие показатели работы
ИТ-отдела достигаются при разделении сотрудников на два уровня в соответствии
с двумя уровнями организации службы сопровождения ИТ. Первым является уровень
интерфейса с пользователями (HelpDesk), и тут, возможно, имеет смысл говорить
о командной работе. На втором же уровне, как правило, находятся весьма разнящиеся
по функционалу сотрудники - "звезды", аналитики, программисты, инженеры,
- сама специфика работы которых предполагает в основном индивидуальный труд".
Игорь Морозов уверен, что ИТ-сотрудники работают эффективно, когда перед ними
стоят четкие задачи с конкретными сроками и ожидаемыми результатами: "И
не стоит здесь уделять так много внимания поддержанию командного духа. Как говорится
в одном популярном фильме, "делом надо заниматься"…". Основной
чертой всех успешных команд независимо от сферы их деятельности он считает силу
личных качеств и способностей, причём особенно сильно успех ИТ-команды зависит
от личных качеств её лидера - руководителя ИТ-службы. Согласен с ним и Андрей
Васильев, также утверждающий, что с командным духом успех работы ИТ-отдела связан
не всегда. "При работе ИТ-подразделения важно персонально каждому члену
команды создать очень комфортные условия работы, - говорит он. - Например, если
программисты работают под давлением, совершенно не обязательно достигается максимальная
производительность команды".
Действительно, ИТ-специалисты часто склонны не к командной, а к индивидуальной
работе, так как они сами являются высокообразованными и самодостаточными сложными
"системами". "Здесь важна способность руководителя не мешать
подобной "системе" работать, вмешиваясь в повседневную деятельность
только в случае крайней необходимости", - думает Владимир Соколов. А лидер,
по его мнению, не тот, кто утомляет своих сотрудников ненужным вниманием или
"командостроительством", а тот, чье воздействие на подразделение незаметно,
но четко организовано для достижения поставленных целей.
Некоторые руководители ставят во главу угла корпоративность внутри ИТ-отдела, однако тут есть опасность вознести честь мундира выше обоснованной необходимости построения прозрачной и открытой системы. "Современный ИТ-специалист - это уже не тот юноша начала 90-х в вытянутом свитере, который между заменами картриджей сводит годовой баланс вместе с бухгалтером. Сегодня это уверенный, знающий себе цену профессионал, рассматривающий свою деятельность не как плохо оплачиваемое хобби, а как уважаемую профессию, источник средств к благополучию. Поэтому для таких специалистов все больше характерно ровное, уважительное отношение друг к другу, к знаниям и навыкам своих коллег, помощь и взаимозаменяемость, а не "тусовочный дух" на работе и противопоставление себя недалеким "юзерам". А командная игра, повторюсь, это фетиш кадрового менеджмента, калька с западных технологий управления, будущее же, по моему глубокому убеждению, не за управляемой "тусовкой", а за сплоченным коллективом таких индивидуумов, работающих по четко определенным правилам, основой для которых является нацеленность на конечный результат", - говорит Владимир Соколов.
Из сисадминов - в менеджеры
С ростом ИТ-отдела его работа становится более бюрократизированной, появляется
полный спектр квалификаций в соответствии с наукой управления проектами: отдельно
выделяются технические писатели, тестировщики и т. д., функции которых могут
совмещаться или отсутствовать, если ИТ-отдел маленький. "Даже задания программистам
становятся более точными. Такая точность не всегда нужна, когда над проектом
работают два-три программиста", - поясняет Андрей Васильев. Разумеется,
появляется и потребность в менеджерах среднего звена. Чем больше сотрудников
в ИТ-отделе, тем сильнее вероятность того, что там есть потенциальный менеджер.
"Выращивание ИТ-менеджеров из сисадминов - это длительный и трудоемкий
процесс, - вторит ему Игорь Морозов. - Помимо расширения профессионального кругозора
ИТ-специалисту придётся овладеть менеджерскими навыками и теми профессиональными
знаниями, которые нужны управленцу: управление закупками и поставками, управленческий
и финансовый учет, маркетинг, управление персоналом и т. д. Научиться всему
этому быстро не получится, и надо подготовиться к тому, что обучение сотрудника
будет процессом постоянным и длительным".
"Если из числа системных администраторов можно выделить человека с амбициями руководителя, лидера, способного повести за собой других сотрудников, то можно говорить о том, что организации, в структуре которой есть такой человек, повезло, ведь он четко представляет себе специфику именно этой компании, знает ее болевые точки и возможные пути решения сложных ситуаций", - говорит Владимир Соколов. Однако такое бывает не всегда, и порой ИТ-руководителям приходится обращаться за помощью к "варягам", выросшим в других компаниях, но по каким-то причинам не имеющим возможности реализовать себя в качестве руководителя среднего звена на своей работе.
Разделять, чтобы управлять
К важнейшим проблемам роста относится проблема, когда руководитель уже не может
контролировать в одиночку весь круг вопросов так, как он делал это раньше. Значит,
нужно создавать в ИТ-службе определенные "контуры управления" с тем,
чтобы вопросы решались напрямую, а он, как руководитель, контролировал ситуацию
и концентрировал свою деятельность на решении стратегических задач.
При этом надо помнить: после того, как численность функциональной группы увеличивается до пяти человек, ее производительность обычно начинает снижаться. Именно поэтому рабочие группы, ответственные за решение определенных задач, должны быть минимальными. "В ИТ-отделе необходимо четко определить все роли. Они могут возникнуть и оформиться в процессе формирования группы, а могут быть определены руководителем. Если определение ролей недостаточно четко, то будет бесполезно тратиться время, дублироваться усилия и возникать конфликтные ситуации", - считает Игорь Морозов.
Набрать вес
Количественный рост ИТ-подразделения далеко не всегда ведёт к повышению его
роли в глазах руководства компании. "Увеличение веса ИТ-подразделения напрямую
связано с готовностью руководителя исполнять обязанности грамотного PR-менеджера.
Промоушн работы своих людей - одна из основных его обязанностей" - таково
мнение Владимира Соколова. Исторически сложилось, что об ИТ-подразделении вспоминают
только тогда, когда происходит какой-либо инцидент в зоне его ответственности,
и тут очень важно постоянно работать над тем, чтобы до сведения руководства
и конечных пользователей доносилась информация о каждодневной деятельности подразделения
по построению эффективной, работающей системы и минимизации ее отказов.
Руководитель ИТ-отдела должен стараться постоянно улучшать работу компании
с помощью доступных ему средств и выходить с соответствующими предложениями.
"Если это будут чувствовать высшие менеджеры компании и все сотрудники,
ИТ-отдел станет чем-то большим, чем "служба техподдержки"", -
уверен Андрей Васильев. И предпосылки для этого у многих ИТ-подразделений есть.
"Бизнес зачастую сам не может сформулировать свои ожидания от ИТ-сопровождения
производственных процессов, и здесь ИТ-подразделение может и должно выступать
не с позиций разнорабочего ("могу копать, могу не копать"), а, напротив,
проявляя инициативу подсказывать бизнесу пути расширения и оптимизации производства",
- говорит Владимир Соколов.
И эти усилия все чаще приводят к нужному результату: в последнее время заметна тенденция к более серьезному участию ИТ-специалистов в бизнес-процессах компании. У руководства предприятий постепенно изменяется отношение к ИТ-специалистам, которые уже не воспринимаются исключительно как сотрудники поддерживающей структуры. Вот комментарий по этому поводу Владимира Соколова: "Подобная ситуация связана с тем, что ИТ-специалисты не меньше, а зачастую и больше основных бизнес-игроков понимают тонкости производства. При этом они обладают большим кругозором в смежных областях, имеют возможность оценить, где, как и в каком объеме необходимо изменить бизнес-процесс или технологию, чтобы компания могла получить рыночное преимущество".
Таким образом, современная структура ИТ-службы, близкая к идеальной, - это
многоуровневая система организации сопровождения пользователей и сервисов компании,
осуществляемая высококвалифицированными профессионалами, имеющими возможности
для реализации собственных амбиций в рамках общего дела. Во главе этой службы
находится руководитель, который, во-первых, хорошо разбирается в основном бизнесе
компании, во-вторых, обладает навыками построения неочевидных решений по развитию
инфраструктуры, направленных на достижение конкурентных преимуществ на рынке
и в-третьих, неустанно работает над формированием положительного имиджа подчиненного
ему подразделения.