Наталия Ечкалова
Ведущий эксперт IBS, к. э. н., член Всероссийского научного страхового общества

У российского страхового рынка, в последние годы переживающего стремительный рост, нашлось немало точек соприкосновения с ИТ-отраслью. Это и автоматизация страхования, и страхование бизнеса информационных технологий, и совместная работа, к примеру, страховых и ИТ-компаний для создания продукта страхования информационных потоков. Автоматизация страхования -- пожалуй, наиболее интересная система взаимоотношений отраслей. О ней и пойдет речь в статье.

Десять лет спустя

За прошедшее десятилетие российский страховой рынок, можно сказать, развивался по синусоиде -- за взлетом следовало падение. Так, очень существенный этапы его развития -- 1995--1997 гг., в течение которых страховой рынок развивался равномерно. Последовавший за этим кризис пришелся на 1998--1999 гг. В течение 2000--2001 гг. объемы рынка страхования увеличились на более чем 50%, в 2002 г. наступил период стагнации, а с 2003 года снова начался рост (см. диаграмму 1).

Несмотря на все эти кризисы и спады, тенденция связана все же с ростом такого экономического показателя страхового рынка, как совокупной страховой премии: по сравнению с 1995 годом этот показатель увеличился в четыре раза и приблизился к рекордным 18 млрд долларов США. Потенциал роста страхового рынка на этом не исчерпан и это особенно хорошо видно на примере объемов страхования в восточноевропейских странах -- к примеру, в Словении за прошлые годы собранная страховая премия на душу населения в восемь раз превышает аналогичные показатели по России. При этом доля страховой премии в ВВП России в 2004 году составляла немногим менее 3%, тогда как в Словении она стремится к 6%.

Национальная страховая премия зарабатывается фактически первой сотней страховых компаний из 1206 зарегистрированных на текущий момент страховщиков. За прошлый год на долю этих компании пришлось 84% премии без учета ОМС. Этот показатель подразумевает очень высокую концентрацию отечественного страхования в центральном федеральном округе, на который приходятся 60% премий и 65% выплат в общегосударственном масштабе (см. диаграмму 2).


ИТ для страхования

Прямое следствие общего роста страхового рынка -- активизация страховщиков в сфере ИТ. Крупные компании -- Росгосстрах, АльфаСтрахование, УралСиб и пр. -- стали проводить тендеры по выбору ERP-систем. Одновременно возник и новый для страховщиков консалтинговый продукт -- профессиональное проведение конкурсов по выбору страховых, финансовых, бухгалтерских и прочих информационных систем для заказчика. Первыми консультационные услуги начали предлагать компании "большой четверки", вслед за ними на эту отрасль обратили внимание и менее капиталоемкие российские консультанты, составив достойную конкуренцию западным коллегам.

С ростом филиальной сети страховые компании стали чаще приобретать современные системы бюджетирования или, точнее сказать, полнофункционального финансового планирования, анализа и контроля. Практикующееся до недавних пор планирование средствами Microsoft Excel постепенно сошло на нет из-за больших объемов обрабатываемых данных и низкой скорости их сбора и контроля. У промышленных систем бюджетирования появляется обширная рыночная ниша в виде финансовых департаментов крупных российских страховщиков.

Не без помощи консалтинга

На фоне роста совокупной страховой премии число страховых компаний сократилось, но при этом повысилась эффективность их деятельности. Во многом это связано с изменениями в управлении: реструктуризациями и корректировками стратегии развития. Поэтому в последние годы со стороны страховых компаний заметен спрос на стратегический и операционный консалтинг.

Консалтинговые и ИТ-компании оказывают ощутимую помощь руководству страховщиков в области стратегии поведения на рынке и в вопросах построения бизнес-процессов и их автоматизации. Так, популярной услугой является создание ИТ-стратегии, которая помогает топ-менеджменту не только верно выстроить процесс принятия долгосрочных и среднесрочных решений в сфере ИТ, но и решить многие практические задачи по оптимизации бизнес-процессов.

Еще одна тенденция страхового рынка -- очищение от "серых" финансовых схем, также проводимое с помощью консалтинговых компаний. Наблюдение структуры страховой премии в динамике дает картину постепенного вытеснения страхования жизни (самого "схемного" вида страхования в России) обязательным и добровольным имущественным страхованием (см. диаграмму 3).

Страхование завтрашнего дня

Тенденция очищения позволяет строить прогнозы об экономически оправданном развитии страхового рынка и дальнейшем "оздоровлении" страховой отрасли. Невероятно популярные сегодня имущественные виды страхования, такие, например, как авиа- и автострахование, страхование грузов, морское страхование, страхование имущества в классическом понимании (от огня и других опасностей) и другие, покрывают большинство рисков хозяйственной деятельности. При этом в перечне обязательных услуг страхования практически 99% принадлежит ОМС и ОСАГО (см. диаграмму 4), как социально значимым видам страхования.

В свою очередь, проблемы автоматизации страхования жизни могут стать актуальными лишь в отдаленной перспективе. Портфель накопительных договоров страхования жизни, постепенно формирующийся у лидеров рынка, не доминирует в бизнесе и не играет решающей роли в их процессе (даже у крупных страховых компаний уровня РОСНО и ВСК). Поэтому страховщики пока не готовы покупать информационные системы, автоматизирующие бизнес-процессы по страхованию жизни. Соответственно из-за отсутствия спроса российские ИТ-компании не торопятся создавать соответствующее программное обеспечение.

Впрочем, на развитых рынках Европы (в Германии, Австрии, Польше и др.) существует целый спектр решений для автоматизации страхования жизни: от решений на базе Microsoft Access до полнофункциональных систем на промышленных платформах. К сожалению, без адаптации и локализации подобные решения невозможно использовать в России. В ближайшие годы можно ожидать, что деятельность российских ИТ-компаний в поиске, покупке и локализации решений для страхования жизни станет активнее.

Стандартизация вместо коробочных продуктов

Универсализация страхового бизнеса предъявляет особые требования к автоматизации. "Коробочные" продукты для учета одного вида страхования уже не интересны рынку. Функциональные и технологические требования к страховым системам становятся детализированными и содержат до 1000 позиций -- таким требованиям удовлетворяет далеко не каждый продукт. Огромную роль в выборе системы играет наличие так называемого "генератора страховых продуктов", позволяющего без дополнительного программирования, а лишь средствами настройки создать в системе от 100 и выше (как правило, именно такое количество страховых продуктов распространяют крупные страховщики) стандартных и комбинированных (комплексных) страховых продуктов.

Обязательные виды страхования, помимо почетной социальной миссии, служат популяризации страхования среди населения. Так, ОСАГО влечет за собой дополнительные массовые виды страхования: ДМС, НС, КАСКО, страхование имущества физических лиц и страхование жизни. Иначе говоря, необходимо стандартизировать страховые продукты, создавать типовые правила страхования и разрабатывать общие требования к системам автоматизации различных страховщиков.

В условиях стандартизации продуктовой линейки страховщиков и выхода на массового страхователя особую роль играют операторские центры. За время, прошедшее после введения ОСАГО с 1 июля 2003 г., вместе с ростом клиентской базы и количества контактов со страхователями страховые компании стали усиленно присматриваться к контакт-центрам западных вендоров, а некоторые крупные страховщики уже успели обзавестись собственным.
Резюмируя сказанное, отметим, что спрос на ИТ-услуги и сегодня, и в обозримом будущем зависит от реального положения дел на отраслевом рынке.