Сегодня российским компаниям для проведения презентаций и переговоров уже недостаточно одних лишь изображений. И хотя требования к системам вывода изображения выросли, рост российских компаний однозначно сказался на спросе более сложных решений. "Сегодня ситуация изменилась существенным образом, - комментирует генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. - По мере роста экономики растут материальные возможности заказчиков, повышается спрос на системы отображения информации не только как на элементы, "составляющие образ", но прежде всего как на средства, позволяющие оперативно и коллегиально принимать стратегические для бизнеса или производства решения, улучшать информированность заказчиков".
Как правило, средние и крупные коммерческие фирмы обращаются за решениями по оборудованию переговорных комнат, тренинговых центров, кабинетов руководителей, демозалов. Крупные государственные и полугосударственные компании индустриального профиля проявляют интерес к решениям по оснащению крупных залов заседаний и диспетчерских, органы государственного управления заинтересованы в оборудовании крупных залов заседаний и ситуационных центров. Есть интерес к этим решениям и со стороны индустрии развлечений.
Самые маленькие проекты по-прежнему ограничиваются проектором и экраном. Более сложные решения предполагают наличие коммутационных устройств, аудиосистем, систем управления, позволяющих централизованно управлять всем инсталлированным оборудованием с помощью сценариев и т. д. Довольно часто возникает необходимость в процессорах для создания многооконного режима отображения информации. Весьма востребованными сегодня становятся проекционные видеокубы для создания "больших" экранов коллективного пользования (их высокая информационная емкость полезна для диспетчерских и других служб, информационных и рекламных табло и т. п.), светодиодные дисплеи для решений на открытом воздухе и в помещениях, профессиональные многофункциональные проекторы. "В диспетчерских и ситуационных центрах система отображения, как правило, строится на видеостенах, а не на проекторах, - говорит региональный менеджер в России и странах СНГ по презентационному оборудованию компании Mitsubishi Electric Михаил Невзоров. - Из смежного оборудования часто возникает потребность в документ-камерах, системах видеоконференцсвязи, интерактивных досках".
Особенности проектов
Большинство проектов по построению систем отображения похожи. Все проекты начинаются с тщательного предпроектного обследования объекта, инженерных расчетов и разработки полного комплекта проектной документации в соответствии с действующими стандартами. "Почти обязательной частью больших проектов становятся интегрированные системы управления, - утверждает Елена Новикова. - Устанавливаемые проекционные комплексы являются сложными многофункциональными системами, решающими в разные отрезки времени очень разные задачи. Быстро перенастроить их вручную практически невозможно, именно поэтому системы управления становятся необходимой частью таких решений".
Во времена становления российского бизнеса основной задачей являлась экономия бюджетных средств, сейчас же для многих компаний важным является выигрыш во времени. Российские компании по большей части проявляют интерес к приобретению не просто презентационной техники, а к готовым решениям, выполняемым единым подрядчиком. Однако довольно часто при построении комплексных систем управления используется субподряд и помощь сторонних организаций. На исполнителя могут возлагаться задачи как по разработке дизайна и технической функциональности помещения, так и по интегрированию реализуемого технического решения в существующий (либо ранее разработанный) дизайн.
Что касается финансовой стороны таких проектов, то, по мнению директора компании "Делайт 2000" Анны Зуевой, сегодня большинство компаний находятся на переходном этапе, когда желание иметь качественную переговорную, конференц-зал и т. п. уже сформировалось, а деньги отпущены только на оборудование. На начальных этапах одна из самых больших сложностей зачастую связана с тем, чтобы определить и сформулировать потребности заказчика как таковые. Затем осуществляется разработка проекта. На этом этапе к работе продавцов необходимо подключать отдел проектирования. "Но вот именно за техническую экспертизу заказчик и не готов платить, тем самым создавая возможные будущие проблемы, - рассказывает Анна Зуева. - Желание, чтобы "все выглядело", часто не связано с пониманием того факта, что подобная экспертиза гарантирует высокое качество и надежность системы, увеличивает скорость реализации проекта".
Далее следует этап согласования, на котором также приходится сталкиваться с трудностями. В первую очередь потому, что зачастую проект надо согласовывать не с менеджером выделенного проекта, а с группой лиц, включающей дизайнера, финансиста, технического специалиста. Каждый их них преследует свои интересы, часто противоречащие интересам других. Более того, в завершение этого этапа (а иногда и в момент принятия системы) в проект вмешивается ответственное лицо, которое может отменить всю предыдущую работу либо добавить новые требования к проекту.
Наконец начинается выполнение самого проекта. Постоянно возрастающие требования на этапе согласования проекта и сложные процедуры утверждения приводят к тому, что на непосредственную реализацию остается очень мало времени. А этот этап включает подбор оборудования (иногда у десятка поставщиков), его поставку, тестирование, доставку заказчику, монтаж. Если помещение еще не прошло чистовую отделку, то реализация проекта может значительно растянуться во времени и вылиться в многоэтапную работу - потребуется закладка кабелей, монтаж потолочных креплений, экрана, установка и коммутация оборудования. Кроме того, как отмечает руководитель отдела маркетинга компании "Русский стиль" Ольга Измайлова, для этих проектов характерна еще и поэтапная оплата, которая производится по факту завершения работ на каждом из этапов.
Стоит также отметить, что презентационные решения год от года становятся все более серьезными, они включают очень сложную технику, и потому все сложнее обходиться без предварительного обучения пользователя. К тому же компания-поставщик сама заинтересована в правильном, грамотном использовании установленного оборудования, поскольку берет на себя сервисные обязательства, ответственность за рабочее состояние системы.
Несколько примеров внедрений
Небезынтересно посмотреть на несколько примеров установки систем отображения в разных компаниях и демонстрирующих различие решаемых задач. В Центральной избирательной комиссии при участии компании Polymedia установлен комплекс, использующий ультратонкие проекционные дисплеи Mitsubishi DDP-60 и являющийся частью единой системы передачи, распределения и отображения информации. Этот общий проект был выполнен под общим руководством ФГУП НИИ "Восход" в сотрудничестве с фирмой КРОК и группой "Меркатор". В ЦИКе используется комплекс средств автоматизации, обеспечивающих во время подготовки и проведения выборных кампаний передачу, обмен и обработку огромных потоков информации. Отображение этих данных потребовало разработки нескольких подсистем, образующих единый комплекс и позволяющих распределять визуальную информацию в нужных направлениях для оперативного контроля за ходом выборов.
Еще один интересный проект Polymedia показывает востребованность проекционных технологий в достаточно неожиданных местах. Компания провела инсталляцию комплекса аудиовизуального оборудования в демонстрационном зале временного офиса компании, управляющей строительством бизнес-парка "Крылатские холмы". В соответствии с пожеланиями заказчика исполнители предложили решение с использованием пленочного голографического экрана, а также мультимедийного проектора - благодаря зеркальному лифту проектор удалось расположить за уровнем подвесного потолка. Таким образом, вся электронная начинка проекта оказалась скрытой от глаз посетителей, у которых создается впечатление, что фрагмент стеклянной офисной перегородки зала воспроизводит изображение самостоятельно. Внутри самого зала установлен большой масштабный макет будущего центра, подсвечивающийся со всех сторон. На одной из стен установлена плазменная панель, позволяющая детально ознакомиться с информацией по интересующим арендаторов вопросам. Все источники сигнала расположены в другом помещении, и управление ими осуществляется при помощи единого интегрированного пульта управления.
Существуют проекты, включающие создание сразу двух и более презентационных залов. К примеру, в компании "Росгосстрах" после переезда головного отделения в новый офис были оборудованы две отдельные переговорные. В малой переговорной специалисты "Делайт 2000" установили плазменную панель c акустической системой, а в большой переговорной - портативный проектор и экран с электроприводом. Кроме того, в комплексе использованы акустическая система, усилитель, микшер и процессор подавления акустической обратной связи.
Иногда - с целью экономии офисной площади или просто из дизайнерских соображений - заказчики выражают интерес к решениям с возможностью объединения двух переговорных комнат в одну. Подобный проект специалисты из фирмы "Русский стиль" выполнили в офисе компании McKinsey, где одна большая комната разделена на два равных отсека с помощью раздвижной перегородки. Это позволяет использовать помещение либо как единый большой зал, либо как две небольшие переговорные. В каждой из двух переговорных установлен свой экран и свой проектор, в обоих залах использовалась потолочная акустика.
Таким образом, спрос на презентационные решения, прежде сдерживавшийся ограниченными возможностями корпоративных заказчиков, недостаточной осведомленностью о возможностях предлагаемых решений и невысокими имиджевыми запросами, сегодня более чем ощутим. А бурное развитие проекционных и презентационных технологий влечет за собой значительное расширение круга компаний, которые могут позволить себе серьезные системы.