Если помимо достижения традиционных показателей эффективности целью предприятия становится обеспечение устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе, подходы к управлению и критерии выбора корпоративных систем могут существенно трансформироваться. Некоторые заметки после конференций Oracle AppsForum 2004 и "Технология Balanced ScoreCard. Реальные проекты и первые результаты", проведенной компанией "Логика бизнеса".

Стремление серьезно подходить к решению бизнес-задач в той или иной отрасли бывает особенно заметно при проведении независимых форумов, посвященных управленческим концепциям, а также системам автоматизации бизнеса. Заметно потому, что именно совместное участие в них специалистов сразу исключает праздный интерес с их стороны как к управлению, так и к ИТ-поддержке этого процесса.

В этой статье мы будем говорить в основном об отечественной энергетической отрасли. На конференции Oracle AppsForum, посвященной вопросам внедрения Oracle E-Business Suite, в секции по энергетике приняли участие 70 представителей отрасли, что составило 11% общей аудитории Oracle AppsForum. Другая конференция - "Технология Balanced ScoreCard. Реальные проекты и первые результаты" - была проведена компанией "Логика бизнеса" сразу же после AppsForum и также собрала внушительную делегацию из предприятий отечественной энергетики.

Тесная взаимоувязка проектов по внедрению технологий сбалансированной системы показателей и ERP-систем в сочетании с некоторой спецификой, характерной для деятельности целого ряда предприятий отечественной энергетики, дает возможность более широко взглянуть на корпоративные системы, чем, быть может, это традиционно было принято до сих пор. Тем более что речь в данном случае идет вовсе не об узкой специфике отраслевых задач.

Не вдаваясь в вопросы реформирования энергетики, здесь, наверное, разумнее было бы ограничиться лишь несколькими тезисами, имеющими отношение к теме совместного развертывания технологий сбалансированной системы показателей и ERP. С одной стороны, согласно предписанной программе преобразований, предприятия энергетики вынуждены ориентироваться на классические механизмы оптимизации прибыли (снижение издержек производства, стимулирование энергосбережения и пр.), создавая тем самым базу для конкурентного рынка электроэнергии. Иными словами решать традиционные задачи оперативного управления в конкурентной среде. С другой - обеспечивать стабильное развитие отрасли и бесперебойное снабжение потребителей. Все это должно укладываться в этапы заранее спланированного долгосрочного процесса реформирования, рассчитанного, как известно, на 8 - 10 лет.

В терминах управления это означает наличие серьезного подхода к разработке стратегии и способах претворения ее в жизнь, а также необходимость уделять внимание не только традиционным показателя эффективности бизнеса (повышению себестоимости, снижению затрат и пр.), но и его устойчивости. При этом не только, и скорее даже не столько финансовой.

Разумно расставлять акценты на всех этих компонентах управления, думается, крайне важно для любых коммерческих предприятий. Вместе с тем такая ситуация вряд ли типична на сегодняшний день для российских корпоративных структур: основное внимание пока, наверное, уделяется показателям, связанным с получением прибыли, причем в относительно краткосрочной перспективе. Хотя, к примеру, представители ОАО "Пермская ГРЭС", в качестве реального заказчика принимавшие участие в обоих вышеупомянутых конференциях, полагают что комплексный подход к вопросам стратегии и тактики в настоящее время является достаточно типичным для передовых российских компаний. Но так или иначе именно подобная постановка задач корпоративного управления привела руководство Пермской ГРЭС к необходимости внедрения системы сбалансированных показателей.

Оставив в стороне специфику методологии и самого проекта, отметим лишь основные моменты, являющиеся непосредственным результатом внедрения BSC, которые, в свою очередь, могут существенно повлиять на требования, предъявляемые к ERP-системе.

В целом из совокупности сообщений "энергетиков" на форуме по BSC можно сделать вывод, что на стадии начального внедрения сбалансированной системы показателей попытка гладко "срастить" стратегию и тактику представляет собой скорее итеративный и творческий, чем детерминированный и четко расписанный по шагам процесс. "Отдельные KPI формируются сверху, при разработке стратегии всей компании. Ряд показателей результативности, наоборот, возникает при создании производственных бизнес-процессов нижнего уровня, - утверждает заместитель финансового директора Пермской ГРЭС Сергей Дурновцев, - В попытке сбалансировать тактическое и стратегическое развитие посредством количественных метрик становится ясно, что какие-то KPI "отмирают", какие-то появляются, а значимость существующих может изменяться".

На стадии же практического управления с использованием сбалансированной системы показателей, по его словам, также сохраняется определенная динамика управленческого процесса, а наличие обратных связей между различными уровнями и видами управления начинает играть заметную роль. Иными словами менеджмент становится теснее связан по управленческим горизонталям, а стратегические цели предприятия при изменении, скажем, внешней среды бизнеса могут начать реализовываться несколько видоизмененными алгоритмами расчета KPI. Причем то, насколько необходима корректировка стратегии, опять-таки должен показать текущий мониторинг уже разработанных метрик бизнес-процессов.

Каких функций (кроме, конечно, естественного требования наличия прямой ИТ-поддержки основных производственных и управленческих бизнес-процессов) в таких условиях целесообразно ждать от ERP-систем? Можно вполне предположить, что итеративный поиск оптимального состава ключевых показателей результативности, а также достаточно творческий и динамичный режим работы с ними на всех уровнях управления (о чем, собственно, и было сказано выше) диктуют необходимость наличия в корпоративной системе, например, тесно связанных между собой функций бизнес-аналитики и workflow. Они, по сути, и призваны образовывать единую подсистему поддержки формирования ключевых показателей. На обязательное наличие таких возможностей в составе информационной среды в виде слоя, лежащего над уровнем транзакционной поддержки бизнес-процессов (и ниже уровня ИС руководителя предприятия) указывает и Сергей Дурновцев, являющийся также руководителем центра ИТ Пермской ГРЭС. По его мнению, именно в нем происходит реальная работа с KPI, исходную информацию для автоматизированного формирования которых поставляют как нижележащая транзакционная, так и сама аналитическая системы. Для более формальной текущей работы с KPI руководство Пермской ГРЭС рассматривает модуль Oracle BSC, входящий в комплекс Oracle E-Business Suite. "Данный модуль позволяет заложить ключевые показатели в систему и построить на их основе очень "чувствительный" и быстрореагирующий механизм управления по отклонениям, - говорит заместитель финансового директора Пермской ГРЭС. - В случае же изменения ситуация внутри предприятия или в окружающей экономической среде можно быстро сформировать иные алгоритмы работы к KPI, получаемые, возможно из иных исходных данных так, или иначе накапливаемых в системе". Количество же исходных данных для формирования KPI, получаемых непосредственно из ERP-системы, по его словам, может достигать 80%.

В целом же наряду с уже названным функционалом, классифицируемым, как правило, как отдельные подсистемы внутри интегрированных корпоративных решений (аналитика, workflow, модули поддержки BSC), существуют и масса других, так или иначе способствующих принятию одной из основных идей Balanced ScoreCard - приведению к количественным метрикам оценки большинства бизнес-процессов предприятия. В том числе и трудно формализуемых. (Если уж разговор касается ERP-системы Oracle E-Business Suite, активно внедряемой на предприятии в настоящее время, можно было бы упомянуть такие модули как, Sales Intelligence или Oracle Quality, хотя к рассматриваемому проекту они пока отношения не имеют.) Неплохим примером привнесения культуры работы с нефинансовыми показателями может служить функционал управления людскими ресурсами, который на Пермсой ГРЭС как раз запланирован к внедрению: подготовка квалифицированного персонала является одной из ключевых задач реформирования электроэнергетики. Достаточно важная вещь в информационной поддержке управления с использованием сбалансированной системы показателей - это продуманная система визуализации данных.

Другими словами, если преимущественный акцент на традиционных показателях эффективности бизнеса в виде себестоимости, рентабельности и пр. заставляет корпоративного заказчика выделять из ERP-системы лишь функционал поддержки ключевых бизнес-процессов, то расширение потенциала управленческих технологий в область стратегии и обеспечение устойчивости бизнеса в длительной перспективе может существенно сместить критерии выбора ERP-систем. То, что еще вчера в лучшем случае относилось к области "вспомогательного" функционала, может теперь потребоваться в первую очередь. "При глубоком подходе к вопросам управления стратегией существенно возрастают требования к ERP-системе как решению, обеспечивающему очень разнообразную гамму управленческих функций, а не только прямую поддержку необходимых бизнес-процессов, - утверждает финансовый директор Пермской ГРЭС Вадим Карлинский. - Удобнее и дешевле при этом иметь все необходимые функции в одной ERP-системе, такой, например, как Oracle E-Business Suite. И как раз в этом аспекте зарубежные продукты данного класса пока существенно превосходят российские".