Под зонтиком Fusion
Без рассмотрения технологий промежуточного программного обеспечения (middleware) сейчас трудно представить себе какую-либо публикацию, прямо или косвенно посвященную направлениям, по которым идет развитие корпоративных систем. Другое дело, что сама эта концепция распадается на целый ряд отдельных направлений. Со временем их становится все больше. Именно в последний год идеи Oracle Fusion Middleware приобрели четкое содержательное толкование. По определению самой Oraclе, термин Fusion является "зонтичным" для целого ряда в общем известных и ранее продуктов.
По сути, на сегодня Fusion - самая содержательно богатая концепция промежуточного ПО, поскольку она относит к этому классу максимально полный набор функций, которые в принципе можно приписать продуктам middleware. (В данную категорию попали даже никогда к ней не относимые средства разработки.) Платформа сервера приложений, средства коллективной работы и отчасти Business Intelligence - уже вполне классический фундамент middleware. Разумеется, в качестве самостоятельной ветви общего направления промежуточного ПО сейчас все чаще выделяются построение и поддержка сервисориентированных систем, в большей мере выступающих в роли инструментов, связывающих ранее эксплуатируемые в организации программные продукты. Все эти вещи есть и во Fusion Middleware.
Однако важно, что в рамки традиционной концепции Fusion Middleware Oracle вводит и другие функции. Прежде всего, это достаточно новая идеология Data Hub, позволяющая синхронизировать данные из различных систем, вплоть до унаследованных. Продукты семейства Data Hub, как известно, строятся компанией Oracle строго по функциональному признаку (для информации о клиентах, о продуктах, финансовой информации) и представляют собой реализацию технологий интеграции данных. Сюда же следует отнести и Content Services, имея в виду интеграцию данных в области неструктурированного контента.
Другим новым, нетрадиционным для программного обеспечения этого класса, направлением в рамках Fusion стало средство управления доступом и идентификационными данными пользователя (Identity and Access Management - IAM). Продукты данного класса, предлагаемые (не очень, правда, активно) на российском рынке, и ранее подавались как системы обеспечения информационной безопасности. В основном они ориентированы на то, чтобы вопросы идентификации и доступа к корпоративным данным и приложениям как со стороны сотрудников внутри компании, так и со стороны внешних партнеров решались бы на единой основе. На технологическом уровне мы имеем дело с информацией, содержащей имена и пароли доступа к различным системам, а также со службой корпоративных каталогов.
На американском рынке необходимость в подобном функционале связывают со стандартами, гарантирующими следование организации внутренним правилам работы с информацией, соблюдение федеральных актов в области контроля доступа к информационным ресурсам, а также адекватное обеспечение и документирование этих процессов. Это небезызвестные стандарты HIPPA, Сарбанеса-Оксли, GBLA и пр. На российском все это больше ассоциируется с управлением персональными данными.
Но в любом случае здесь мы имеем дело не с технологией интеграции приложений (то есть с интеграцией бизнес-логики выполнения программ), а с интеграцией данных. Причем практически на системном уровне в терминах работы корпоративных приложений, что продуктам, относимым к middleware, до последнего времени было отнюдь не свойственно. Характерно, что к этому же Fusion Middleware согласно классификации Oracle относится и небезызвестная технология Grid, которая, как известно, тесно ассоциирована с понятием, столь же стремительно набирающим популярность на ИТ-рынке, - виртуализацией вычислений и консолидацией аппаратных платформ. Другими словами, Grid стремятся повысить эффективность использования вычислительных ресурсов организаций за счет более гибкого и динамичного их использования в условиях существования определенной конфигурации бизнес-задач и самих ресурсов. То есть, речь, по сути, идет о задачах управления инфраструктурой.
Подытожим сказанное выше. Если рассматривать развитие технологий middleware, ориентируясь на позиции Oracle, можно смело сказать, что за последний год она обогатилась инструментами интеграции и управления на уровне системных ресурсов. Интеграция на уровне данных в этом классе продуктов также стала присутствовать более акцентированно. И еще один интересный факт. Связан он с деятельностью Oracle вообще и развитием Fusion Middleware в частности, сказать трудно, но тем не менее отметим его. В уходящем году основатель Oracle Ларри Эллисон вложил 150 млн. долл. в компанию Pillar Data Systems, занимающуюся разработкой и производством систем хранения данных.
Идеи те же - решения другие
Посмотрим теперь, какая ситуация складывается вокруг деятельности других известных на ИТ-рынке компаний, чья деятельность несколько меньше ассоциировалась с программными системами для поддержки бизнеса, а следовательно, и с концепцией middleware. Характерный пример - компания EMC, известная, наоборот, прежде всего как производитель систем хранения. В результате слияния компании с Documentum в ее арсенале появилась очень богатая палитра программных систем управления неструктурированными данными. Как известно, особое внимание в последнее время EMC уделяет концепции Information Lifecycle Management (ILM), позволяющей управлять всем жизненным циклом разнообразного корпоративного контента как целого. ILM направлена на то, чтобы решать задачи логической связи любых элементов информационных ресурсов предприятия, а также гибко управлять стоимостными и функциональными параметрами их хранения в соответствии с сиюминутными и перспективными задачами бизнеса. Иными словами, речь идет об уже упоминавшейся интеграции данных на верхнем уровне, где очень велика зависимость стратегии управления информацией от текущей структуры бизнеса, его отраслевых особенностей и так далее.
Вместе с тем в линейке Documentum есть и некоторые специфические продукты. Один из характерных примеров - Records Manager. Записи (records) трактуются в данном случае как некие "атомарные" части корпоративного контента, отражающие документарное фиксирование любых совершаемых в организации бизнес-операций. Точно так же как и IAM, системы класса RM (Record Management) продвигаются в тесной связи с уже упоминавшимися законодательными актами типа HIPPA, Сарбанеса-Оксли и пр. Оба класса продуктов представляют собой попытку структурировать и объединить корпоративную информацию на достаточно низком уровне функционирования информационных систем.
В текущем году EMC приобрела компанию VMWare - небезызвестного поставщика программных решений в области виртуализации вычислений и консолидации серверных ресурсов. Для управления и виртуализации систем хранения у EMC и ранее были решения для сетей типа SAN. В 2005 году с приобретением компании Rainfinity эта линейка расширилась уже для устройств хранения класса NAS. Вся эта деятельность, наверное, напрямую не сравнима с развитием той же Grid-технологии, но ключевые идеи здесь общие - это явное отделение логики использования серверов и систем хранения от зачастую весьма сложной физической структуры данных ресурсов и адаптация этой логики к бизнес-задачам.
Три уровня middleware
В результате деятельности многих ведущих мировых компаний постепенно складывается инфраструктура, которую можно было бы назвать неким "расширенным" промежуточным ПО. Не важно даже, применяется ли "зонтичный" термин middleware к той или иной технологии. Помимо технологических приемов объединения логики информационных систем (через объектную модель компонентов, с помощью адаптеров, асинхронных сообщений, XML, Web-сервисов и т. д. - с каждым годом они становятся все разнообразнее) к этой области начинают относить технологии интеграции корпоративного контента. Их, в свою очередь, можно подразделить на интеграцию контента верхнего уровня (как в случае ILM и Data Hub или Content Services), когда стратегия интеграции сильно зависит от бизнес-процесов работы компании, и нижнего уровня (как в случае RM или IAM).
В последнем случае зависимость от бизнес-процессов проявляется не столь явно, а больше имеются в виду вопросы безопасности, простоты администрирования и аудита данных о пользователях и элементарных бизнес-операциях. Это, в свою очередь, оказывается весьма важным в случае, если организация по тем или иным причинам вынуждена следовать жестким стандартам работы с информацией либо связана с реализацией масштабных государственных, региональных или отраслевых программ.
И наконец, опускаясь еще на ступеньку ниже, мы видим, что к middleware тяготеют технологии управления, виртуализации и консолидации серверов и устройств хранения, опять-таки развиваемые, как мы видим, в разных формах. Формируется подобная концепция "расширенного" middleware в явной форме, если речь идет об Oracle Fusion Middleware, или же не в явной, если просто анализировать действия, предпринимаемые в последнее время той же EMC. Если опять-таки опираться на деятельность этих двух компаний, можно сказать: все перечисленное привносится вендорами, идущими от классического middleware "вниз", равно как и компаниями, развивающими данные подходы "снизу" - то есть со стороны управления инфраструктурными решениями.
Впрочем, вряд ли здесь стоит замыкаться только на рассмотренных поставщиках. HP, например, давно представлена на рынке своим ПО в области управления ИТ-инфраструкурой, решениями в сфере виртуализации и консолидации вычислительных платформ. Может быть, менее известно то, что она является одним из активных апологетов ILM и имеет в своем арсенале соответствующие решения. В текущем году HP приобрела две других компании - AppIQ и Peregrine Systems, работающие соответственно в области управления системами хранения и ПО класса Identity Management, тем самым наращивая собственный арсенал систем именно из того набора, о которых мы говорим.
Почему те тенденции, о которых мы говорим, активно проявляются именно сейчас? Об актуальности проблемы интеграции логики бизнес-приложений (в том числе унаследованных) говорят давно и справедливо. В основном в связи с этой проблемой и развивается "классическое" направление middleware. Вместе с тем не стоит забывать, что количество корпоративных данных при этом растет на 60-70% в год, рынок устройств хранения и серверов также растет очень быстрыми темпами, а технологии их создания год от года совершенствуются. Все это также требует адекватного и единого подхода с точки зрения управления корпоративной информацией, тем более что XML-стандарты позволят подходить к этому процессу единообразно, имея дело как с реляционными, так и с неструктурированными данными. И очевидно, что подходы эти уже вырисовываются все более явно.