Автоматизация бизнес-процессов сегодня стоит на повестке дня у многих российских машиностроительных предприятий. И причин тому несколько. Во-первых, очевидно, что активный процесс реструктуризации и образования новых интегрированных структур требует информационного обеспечения новых бизнес-связей. Во-вторых, конкуренция на рынках сегодня заметно возросла. И чтобы ее выдержать, предприятия вынуждены сокращать издержки и повышать качество продукции. Именно в этом и лежат главные причины интереса машиностроительных предприятий к ERP-системам. "Стратегическая цель создания информационной системы управления (ИСУ) ОКБ Сухого - повысить производительность, эффективность и качественные характеристики процессов управления ОКБ за счет внедрения и использования системы управления, основанной на верифицированных технологиях управления жизненным циклом изделий и интегрируемой в информационную, процессную и технологическую среду управления ОКБ", - говорит Галина Львова, главный конструктор ИСУ ОКБ Сухого. По результатам тендера специалисты ОКБ Сухого выбрали решение на основе Oracle E-Business Suite.
Безусловно, в России есть целый класс предприятий, которые даже при сильном износе фондов способны выдерживать конкуренцию на рынке, выпуская востребованную продукцию благодаря опережающему технологическому заделу, созданному в советский период (в основном это предприятия ВПК). Но жесткие условия рынка диктуют предприятиям главное требование обеспечения их конкурентоспособности: предлагать потребителям продукцию высокого качества в короткие сроки. Чтобы решить эту задачу, когда возможности традиционных методов управления уже исчерпаны, предприятия вынуждены переходить к новым методам управления, соответствующим наступившей эпохе информации, используя для этого современные ERP-системы.
Необходимость унификации подходов к организации ИТ-поддержки бизнеса - к описанию бизнес-процессов и принципам интеграции различных приложений была одной из главных задач проекта по внедрению ERP-системы в ОКБ Сухого. "Важнейшие системообразующие факторы создания системы: единая система НСИ, единый принцип и технология описания бизнес-процессов и интеграции унаследованных, вновь внедряемых функциональных подсистем, единый принцип и технология разработки и сопровождения вновь создаваемых подсистем и приложений, - отмечает Галина Львова. - Также требовалось организовать единый принцип доступа пользователей к корпоративной информации, единую систему ключевых показателей, единую систему поддержки принятия решений".
Качество и "бережливость"
Как решать противоречащие друг другу задачи снижения издержек и повышения качества продукции? Для этого менеджеры машиностроительных предприятий могут использовать целый ряд концепций, моделей и методов управления, выработанных в результате развития мировых практик управления. Наиболее интересные среди них - всеобщий менеджмент качества (TQM) и "бережливое производство" (Lean Manufacturing).
Идеи TQM заключались в переносе управленческого акцента с машин на людей и на бизнес-процессы, включая процессы взаимодействия поставщиков и потребителей. Благодаря этой методологии пришло осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, менеджеров, сотрудников, потребителей и общества).
Подход, получивший название "бережливое производство", ориентирован на борьбу с потерями всех видов и во всех сферах деятельности предприятий. Родоначальник этого подхода - компания Toyota, которая в результате добилась выдающихся результатов на пути устранения потерь. Реализация принципов "бережливого производства" влечет за собой определенные нововведения в организации бизнеса, например, командную работу, интенсивный открытый обмен информацией, эффективное совместное использование ресурсов и четкий контроль всех потерь. Важно то, что для реализации всех принципов "бережливого производства" необходимо наличие отлаженного информационного потока. В целом концепция "бережливого производства" тесно связана с управлением предприятием на основе методологии MRPII и теории ограничений, используемых при создании ERP-систем.
Ярким примером использования принципов "бережливого производства" является компания Ducati (см. врезку "Бережливое производство Ducati"), а опыт таких мировых корпораций, как Boeing и Bolinger Shipyards, Sony и Thales Group, Ducati и Changan Automotive, показывает, что ERP-системы действительно помогают вывести предприятия на новый уровень конкурентоспособности.
Управление жизненным циклом изделия
Проблема эффективного управления жизненным циклом изделий особенно актуальна для предприятий ВПК, участвующих в международном военно-техническом сотрудничестве, а также для крупных гражданских предприятий, занятых в международной кооперации при создании новейшей продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Особенно наглядно это видно в аэрокосмической отрасли - например, проект по созданию самолета RRJ на базе АХК "Сухой", с участием международных корпораций Boeing и Snecma. При этом российским предприятиям приходится максимально подстраиваться под требования мирового рынка. А для этого им необходимо решать следующие задачи:
- обеспечивать срочное выполнения заказов и повышение скорости проектирования и производства, а также предоставлять качественное сервисное обслуживание;
- гарантировать соответствие изделия, продаваемого на мировом рынке, стандартам CALS, которые делают "прозрачным" для заказчика процесс создания, обслуживания в период эксплуатации и утилизации изделия.
"От ИСУ ОКБ ожидается ускорение возврата инвестиций в НИОКР за счет снижения затрат и времени разработки изделия, а также последующей максимизации экономического эффекта на других стадиях жизненного цикла", - подтверждает эти выводы Галина Львова.
Как показывает практика, управление жизненным циклом изделия, включая послепродажное обслуживание, сервис и ремонт произведенной продукции, успешно обеспечивают современные ERP-системы. Информация о составе изделия передается в них из специализированных систем конструкторско-технологического проектирования - CAD/CAM/CAE. Затем эта информация становится основополагающей для производственной части, используется для управления производством, планирования, финансовых расчетов и т. д. Крупные ERP-системы имеют в своем арсенале еще и средства для отслеживания местонахождения изделий переданных в эксплуатацию, планирования и исполнения сервисных и ремонтных работ (включая составление и отслеживание графиков проведения работ, изготовления и поставки запасных частей, а также историю проведения всех работ). А специальные решения, созданные для управления сложными, в том числе капитальными, ремонтами и техобслуживанием, позволяют управлять производственным процессом ремонтных подразделений и предприятий аэрокосмической и оборонной промышленности.
Отраслевые особенности автоматизации
В настоящее время российские машиностроительные предприятия переживают переход от традиционных методов управления так называемой "индустриальной эпохи" к современным методам управления "эпохи информации". Новые отношения привели к устареванию многих фундаментальных положений конкуренции, сформировавшихся в индустриальную эпоху. Способность предприятия мобилизовать и эффективно эксплуатировать свои материальные и нематериальные активы становится в эпоху информации гораздо более важной, чем инвестиции и управление активами. При этом на первое место выходит задача быстрого и четкого реагирования на запросы узкой группы потребителей, выдвигающей свои требования к выпускаемой продукции. Реализовать эту задачу можно, только если предприятие использует эффективную информационную систему планирования своей деятельности в соответствии с реальным потребительским спросом.
К сожалению, как показывает практика внедрения ERP?систем на российских машиностроительных предприятиях, практически нигде не реализовано полнофункциональное управление производственным планированием. Одной из главных сложностей здесь зачастую оказывается несоответствие имеющейся на предприятии нормативно-справочной информации (НСИ) об изделиях требованиям ERP-системы. При этом используемая на предприятии НСИ содержит огромное количество наименований узлов и деталей, имеет довольно глубокую иерархическую вложенность. Хранится она, как правило, в разрозненных информационных системах, которые практически не интегрированы между собой, что создает серьезные барьеры для построения единого информационного пространства.
Решение задачи может быть достигнуто за счет создания единого хранилища информации (PDM) и интеграции ERP-системы с используемыми на предприятиях системами конструкторско-технологической подготовки производства. А это потребует адекватной технической архитектуры ERP-системы с максимальным использованием технологических возможностей СУБД. Например, бизнес-приложения Oracle используют функциональные и технологические возможности своих платформ (СУБД) в полной мере, что в конечном итоге может значительно сократить совокупную стоимость владения информационной системой.
Следующая задача, решаемая с помощью современных ERP?систем, - это управление незавершенным производством на уровне цехов и рабочих участков. Сокращение запасов в незавершенном производстве может привести к значительному сокращению издержек, а получение точных данных о фактической себестоимости произведенной продукции предоставляет дополнительные возможности для управления эффективностью деятельности предприятия.
Кроме того, российским машиностроительным предприятиям в наследство от советской экономической модели достались несовершенные структуры: на одном предприятии работают практически все основные типы производств. Современные расширенные ERP-системы имеют в своем составе функциональные подсистемы и модули, с помощью которых предприятия могут управлять всеми типами производств. Например, на предприятиях автопрома средствами Oracle E-Business Suite можно организовать управление: сборочным производством (конвейером) по системе Канбан - в подсистеме "поточное производство" (Flow Manufacturing), производством автокомпонентов - в подсистеме "дискретное производство" (Discrete Manufacturing), литейным или гальваническим производством - в подсистеме "непрерывное производство" (Process Manufacturing), опытным производством - в подсистеме "проектное производство" (Project Manufacturing).
Обеспечение информационной безопасности - важнейшее требование предприятий ВПК к системам управления. Чтобы соответствовать этому критерию, все крупные международные ERP?системы, представленные в России, прошли соответствующую сертификацию в нашей стране и могут в полном объеме использоваться для обработки конфиденциальной информации. При этом следует учитывать, что, как правило, такие системы поставляются конечному пользователю с открытыми исходными программными кодами, что позволяет предприятиям дополнительно контролировать вопросы безопасности.
Единая интегрированная информационная система, построенная на предприятии, создает единое информационное пространство для принятия оперативных и стратегических решений руководством предприятия. Управление эффективностью деятельности - одна из самых важных функций предприятия, успешно реализованная в ERP-системе. Среди ее инструментов - аналитические системы поддержки принятия решений для руководителей компании, система ежедневного бизнес-анализа (BI), система сбалансированных показателей деятельности (BSC), система корпоративного финансового планирования и бюджетирования и т. д.
Вообще, внедряя ERP-систему, предприятие должно реально ощутить результаты не позднее, чем год после начала внедрения. Поэтому логично, решив часть задач и получив результат, в дальнейшем "погружать" ERP-систему все глубже в деятельность предприятия. Наиболее гибкие ERP-системы позволяют реализовать поэтапное внедрение, при котором стоящие перед предприятием задачи решаются в соответствии с определенными приоритетами. При этом для каждого этапа определяется набор подсистем в зависимости от поставленных задач. Таким образом, например, из 170 модулей полнофункциональной системы Oracle предприятие всегда может выбрать нужные средства для автоматизации своих бизнес-процессов.
Бережливое производство DucatiОснованная в 1926 году компания Ducati сегодня стала одним из крупнейших производителей мотоциклов в мире. Переход на "бережливое" производство последовал после приобретения Ducati компанией Texas Pacific Group (TPG). Новый менеджмент компании поставил целью увеличить объемы производства с 12 до 40 тыс. мотоциклов в год за пять лет, сохраняя существующие размеры завода и количество работников. В результате внедрения методов "бережливого производства" на основном производстве Ducati удалось:
Все это Ducati сделала до того, как выбрать программное обеспечение, которое позволило бы сделать "бережливый" подход универсальным, повторяемым и измеримым. "Мы хотели сначала попробовать "бережливый" подход, а потом уже найти ПО, которое бы подходило под нашу стратегию и могло бы ее реализовать", - говорит Управляющий директор Ducati Consulting Джованни Контино. В качестве такой системы Ducati выбрала Oracle E-Business Suite. В 2004 году был закончен первый этап проекта в отделении Ducati в Северной Америке. Oracle E-Business Suite играет важную роль в применении принципов "бережливого производства". "Oracle дает нам инструменты, чтобы делать тонкую работу, - комментирует Джованни Контино. - Система чрезвычайно быстра. Это обеспечивает хорошую интеграцию с поставщиками и превосходные деловые возможности". Результаты такой работы более чем впечатляющи: издержки производства снизились на 25%, время пропускной способности уменьшилось на 50%, качество производимых мотоциклов улучшилось на 75%, и на столько же увеличились объемы доставки. |