Каждая из госструктур решает специфические для себя задачи. МНС собирает налоги, Министерство здравоохранения призвано заботиться о здоровье граждан. В отличие от коммерческого предприятия, для госучреждения экономическая эффективность не является главной целью. Опираясь на это, скептики считают, что установка ERP-системы в государственном учреждении противоречит здравому смыслу, так как большая часть функционала ERP-систем изначально создавалась под бизнес-задачи, а потому не годится для решения задач госструктур.
Справедливости ради надо отметить, что раньше представители государства действительно не были заинтересованы в системе управления предприятием. Но изначально и сами поставщики ERP-решений ориентировались исключительно на обслуживание коммерческих компаний. Причем в случае с коммерческой организацией часто внедряется комплексная система управления предприятием, что порой приводит к изменению в бизнес-процессах самой компании. Хотя в госучреждении все процессы четко зарегламентированы и поэтому, казалось бы, гораздо проще поддаются автоматизации, проблема в том, что эти регламенты вовсе не обязательно совпадают с моделями тиражной ERP-системы. Ожидать же, что госучреждение ради автоматизации пойдет на смену своих внутренних процедур, вряд ли приходится. Кроме того, госструктурам не нужна довольно существенная часть возможностей стандартного ERP-решения -- например, модуль управления производством. Однако зарубежная практика показывает, что системы управления предприятием вполне успешно могут применяться и в госсекторе.
Несмотря на свои "некоммерческие" задачи, госучреждение функционирует еще и как хозяйствующий субъект. В его деятельности есть управление финансовыми и материальными потоками, человеческими ресурсами. Поэтому госструктуры вполне могут применить в своей работе если не всю ERP-функциональность, то как минимум отдельные модули ERP-системы. А в условиях экономической и административной реформы для органов государственного управления как раз становится актуальным вопрос повышения эффективности их работы. Использование системы управления предприятием позволяет построить единое информационное пространство, включающее как ERP, так и другие системы. Такое единое информационное пространство предполагает агрегацию данных, интеграцию существующих систем решающих специализированные задачи, консолидацию информации, обработку конфиденциальной информации на всех уровнях.
В качестве примера решаемых задач, которые госучреждение может решить с помощью ERP можно привести построение систем материально-технического обеспечения, что позволяет не только консолидировать информацию о запасах, но и оптимальным образом осуществлять закупки, а также контролировать их целевое использование. В целом применение ERP позволяет повысить оперативность и прозрачность органов власти и добиться экономии бюджетных средств. Об этом говорит зарубежный опыт функционирования систем управления предприятием в госсекторе.
Зарубежный опыт
По данным аналитической компании Input, федеральное правительство США собирается в ближайшие несколько лет увеличить расходы на внедрение ERP-систем почти на 40%. В 2009 году на внедрение ERP-систем будет выделено 7,7 млрд. долл. Особенно правительственные учреждения США заинтересованы отдельными модулями ERP-систем, такими как функции финансового управления или управление человеческими ресурсами. Вопрос не только в том, что системы управления предприятием дают потенциальные возможности для снижения расходов: они могут помочь обеспечить более качественное обслуживание граждан. Так, министерство обороны США запустило на продуктах Oracle систему учета медицинского персонала. Американское министерство транспорта также использовало приложения Oracle для централизации и стандартизации бизнес-процессов и объединения финансовых потоков в 12 агентствах, входящих в его состав. В Великобритании ERP-систему Oracle E-Business Suite использует в своей работе департамент окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства. Для региональных и муниципальных органов власти в США и Европе актуально использование ERP-функциональности по финансовому менеджменту, управлению персоналом, бизнес-аналитике.
Российские госучреждения
Может ли Россия копировать приемы автоматизации госструктур в других странах мира? Конечно, принципы работы европейского или американского госсектора отличаются от российских. За рубежом госучреждения больше схожи с коммерческими организациями. Однако снизить бюджетные расходы и оптимизировать работу административной системы стремится любое государство. В связи с этим интересно, что проекты внедрения в государственном масштабе систем планирования и учета (аналог ERP) существовали еще в советское время.
Конечно, в России есть свои особенности, которые приходится учитывать при внедрении корпоративные информационные системы в госсекторе. Это и территориальная распределенность -- 11 часовых поясов, и недостаточно развитая система коммуникаций -- слабое развитие инфраструктуры связи и недостаточное качество каналов связи, и лоскутность используемых информационных систем. В целом, в области применения средств автоматизации Россия на несколько лет отстает от Запада, и мировые тенденции приходят к нам с опозданием. Так, сейчас многие госучреждения заняты автоматизацией своего документооборота, созданием электронных регламентов, автоматизируют другие "базовые" участки своей деятельности, не задумываясь об объединении их всех в единую систему.
Говорить о том, что российский госсектор готов к полномасштабному внедрению ERP-систем еще рано. Но автоматизация с помощью модулей ERP, обеспечивающих деятельность многих ведомств вполне возможна уже сегодня. Это управление финансовыми ресурсами (финансы, финансовое планирование), управление материальными потоками (управление недвижимостью, нематериальными средствами), управление человеческими ресурсами (управление персоналом, расчет заработной платы, учет пенсионных отчислений). В дальнейшем, уже на основе этой базовой функциональности государственные учреждения смогут "донаращивать" ERP-функциональность. Для тех ведомств, основной деятельностью которых является учет доходов - МНС, Минимущества, ФТС, Минфина и др. - ERP-решения актуальны больше всего.
Важно помнить, что учреждению, в котором работает ERP-система в гораздо легче вести отчетность и анализ деятельности. А результатом внедрения информационной системы поддержки деятельности госучреждения являются улучшение управляемости и повышение эффективности, повышение оперативности сбора данных об исполнении управленческих решений и экономия бюджетных средств.
Новый подход к реализации системы исполнения бюджетамиЕще в начале 1990-х годов по рекомендации МВФ в Республике Казахстан (РК) началось реформирование бюджетного процесса, которое должно было повысить эффективность исполнения республиканского бюджета. Однако, использовавшийся тогда программный комплекс, созданный на заказ, уже не справлялся с задачами казначейской системы. На местах работали свои отдельные системы, что не позволяло оперативно получать информацию по всей республике. Кроме того, все эти системы приходилось отдельно обслуживать и поддерживать.Для решения этих проблем следовало разработать новую автоматизированную систему, обеспечивающую единую среду исполнения республиканского бюджета. Эта система должна соответствовать всем функциональным требованиям Казначейства Казахстана и рекомендациям Всемирного банка и МВФ, обеспечить автоматизацию основных процессов деятельности Казначейства Казахстана и стать центральным звеном управления государственными финансами. В 1998 году в результате тендера было принято решение создать решение в качестве новой системы Казначейства на базе комплекса приложений Oracle E-Business Suite. Разработка решения началась в октябре 1999 года, а непосредственно внедрение системы — в марте 2001 года. Основой нового механизма государственного финансового управления является подсистема главной книги Казначейства. Функциональность этого модуля используется для выполнения операций по планированию и распределению бюджетных средств бюджетов всех уровней, а также для формирования, в соответствии с законодательством РК, бухгалтерской, аналитической и оперативной отчетности об исполнении бюджетов. Контролировать расходование бюджетных средств и управлять кредиторской задолженностью можно с помощью функциональности модулей «Закупки» и «Кредиторы». В подсистеме учета доходов бюджетные поступления обрабатываются и распределяются в соответствии с бюджетной классификацией. Вся финансовая информация, поступающая из функциональных подсистем, консолидируется в главной книге Казначейства в виде бухгалтерских проводок. Тесная интеграция модулей программного комплекса позволяет автоматически обеспечить непротиворечивость, взаимосвязанность и целостность всех данных. Промышленная эксплуатация новой казначейской системы в комитете Казначейства МФ РК и городском управлении Астаны началась уже в апреле 2001 года. Сейчас количество пользователей системы — около 2 тысяч человек. МВФ и Международный банк реконструкции и развития подчеркивают важность этого проекта и предлагают его в качестве типового решения для казначейств стран СНГ. |