Среди аналитических компаний, специализирующихся на исследованиях рынка, IDC - одна из самых влиятельных. О процессах, происходящих на российском рынке информационных технологий (ИТ), и о тенденциях его развития мы побеседовали с Робертом Фаришем, главой представительства IDC в России и странах СНГ, и Еленой Семеновской, аналитиком IDC по рынку программного обеспечения.
Прежде всего, эксперты отмечают, что темпы роста российского рынка ИТ, как и в прошлые годы, остаются весьма высокими: 27% в 2003 и 2004 годах. Однако некоторое снижение ожидается уже в 2005 году, когда рост предположительно будет на уровне 20%.
Причины бурного роста очевидны. Так как Россия сильно отставала в развитии инфраструктуры, сейчас относительно благоприятная экономическая ситуация позволяет стремительно наверстывать упущенное. В этом году, по данным IDC, наша страна - мировой лидер по темпам роста инфраструктуры. Но разрыв по сравнению со странами Западной Европы еще очень велик (рис. 1). По мнению Роберта Фариша, российский рынок и через пять лет все еще сохранит структуру, характерную для рынков развивающихся стран. Затраты на оборудование в России превосходят остальные статьи расходов на ИТ, тогда как в других странах Восточной Европы (например, в Чехии и Венгрии) они лишь ненамного меньше затрат на услуги. В то же время доля закупок оборудования постепенно снижается: в 2001 она составляла 72%, а в 2004 - 66%. Соответственно растут объемы продаж услуг и ПО, причем темпами, опережающими рост рынка в целом: 28% в 2004 и 27% в 2005. Немного уступает этим показателям и рост компьютерного парка: в 2004 он составил 29%, в 2005 - 23%. Интеграторы отмечают, что еще два-три года назад основные запросы заказчиков были связаны с созданием инфраструктуры. Теперь акцент сместился на решение бизнес-задач. Изменение существенное, считает Роберт Фариш, но по этой дороге нам предстоит еще далекий и долгий путь.
Мобильность
Принципиальная особенность нашей страны - взрывной рост рынка мобильной связи. За 2004 год, по прогнозам IDC, число абонентов мобильной связи удвоится - c 30 млн. (2003 год) до 60 млн. Уже в 2004 году объем рынка мобильной связи был 4 млрд. долл., а в 2005 году он превысит объем всего рынка ИТ. И здесь российские тенденции в значительной мере повторяют мировые, среди которых, возможно, важнейшей является мобильность. Объемы данных, передаваемых или получаемых мобильными устройствами, во всем мире растут экспоненциально. Согласно прогнозам исследователей, к 2007 году объем данных, переданных мобильными устройствами (используемых как для развлечения, так и в коммерческих целях), сравняется с объемом данных, порождаемых традиционными стационарными ПК.
Из этого с очевидностью следует, что большая часть компаний во всем мире в будущем будет очень активно исполыьзовать технологии, которые сегодня относятся к классу мобильных. Мобильная телефония станет основным двигателем и российского ИТ-рынка. Численность мобильных телефонов уже превосходит число компьютеров в частном владении, а через два-три года, по прогнозам IDC, GPRS-совместимых мобильных устройств будет больше, чем персональных компьютеров. В 2004 году уже 11 млн. телефонов работали с GPRS, в следующем году их может оказаться более 20 млн.
По мнению экспертов, быстрое распространение мобильных устройств породило тенденцию конвергенции: независимые пока рынки мобильных телефонов и мобильных компьютеров постепенно начинают объединяться. Причем Роберт Фариш считает, что их полное слияние произойдет достаточно быстро. Процесс взаимопроникновения уже идет - у части телефонов есть компьютерные функции, а часть мобильных ПК поддерживают работу с голосом. Эксперты склоняются к выводу, что собственно мобильные устройства просуществуют еще несколько лет, но спрос на них не будет расти. Развитие этого рынка пойдет в направлении портативных компьютерных устройств, работающих с мобильными телефонными сетями. Спрос на смартфоны и мобильные устройства корпоративного назначения будет расти очень быстро, а сегмент обычных карманных ПК останется стабильным. Определяющими станут, видимо, 2004 и 2005 годы.
Возможности применения мобильных устройств для автоматизации процессов компаний стремительно вырастут. Как ожидает Роберт Фариш, в нефтяной отрасли уже очень скоро будут использовать мобильные устройства для мониторинга. Проекты на базе мобильных ПК выполнялись в России ив прошлом, и в нынешнем году, но пока это скорее исключения, чем общепринятая практика.
Промышленные КПК (в терминологии IDC - "вертикальные мобильные устройства"), пока слишком дороги для широкого применения, но аналитики полагают, что по мере увеличения функциональности обычных КПК подешевеют в несколько раз и их промышленные версии. Это станет толчком к массовому применению КПК в самых разных отраслях. Такой подход заметно скажется на построении инфраструктуры ИТ: например, будет постепенно сокращаться объем работ, связанных с прокладкой кабельных сетей.
Есть и несколько факторов, сдерживающих активное наступление мобильных устройств. Первый их них - психологический. По мнению Роберта Фариша, российские руководители очень подозрительно относятся к мобильным устройствам и вообще к удаленному доступу к сети. Не нравятся им ноутбуки, которые сотрудники могут унести из офиса и потерять. Не любят они КПК, на которые можно записать приложения и данные для передачи третьим лицам. Потребуется еще много усилий, считает Роберт Фариш, чтобы наладить адекватное управление процессами, учет, контроль и безопасность.
Другой, весьма серьезный сдерживающий фактор - необходимость сертификации техники, работающей в радиодиапазоне, а главное - лицензирования частот, на которых она работает. Этот процесс в России оказывается очень непростым, идет ли речь о Wi-Fi, или о WiMax, или RFID. Топ-менеджеры Intel, выступая в России на форумах и конференциях, не раз изящно намекали: кроме нефти, газа и умных, образованных людей у вас есть еще один природный ресурс - частотный спектр. Научитесь же, наконец, использовать его на коммерческой основе, это позволит вам быстрее и проще решить многие вопросы построения инфраструктуры, да и социальные проблемы поможет сдвинуть с места.
Пока никаких глобальных изменений на этом фронте не отмечается. Однако те компании, которые уже ощутили острую необходимость использовать беспроводную связь и мобильные устройства, внедряют соответствующие системы и находят пути решения государственных проблем.
Консолидация инфраструктуры ИТ
Но не мобильностью единой будут определяться серьезные изменения на российском рынке ИТ. Существует тенденция консолидации ресурсов корпораций. Она активно развивается на мировом рынке и в ближайшее время останется актуальной. В России, по мнению IDC, она поддерживается двумя особыми обстоятельствами.
Во-первых, определенная стабильность экономики позволяет планировать и проводить масштабные долгосрочные проекты. Федеральные ведомства поставили задачу унификации своих средств ИТ. В качестве примера Роберт Фариш привел долгосрочный проект для Государственного казначейства. Руководители проекта считают, что для его выполнения могут потребоваться ресурсы всех крупных интеграторских компаний страны.
Второе обстоятельство связано с процессами слияний и укрупнением компаний. Сокращаются дублирующиеся службы, объединяются различные структуры ИТ. Стоит заметить, что, по мнению экспертов, консолидация инфраструктуры ИТ - только первая фаза более общего процесса объединения информационной системы компании на всех уровнях. Следующая будет состоять в разделении совместимых ресурсов, а третья - в совместном использовании всех ресурсов, консолидации на уровне сервисов компании.
Кадры
Эксперты IDC отмечают еще одну тенденцию - острую нехватку квалифицированных ИТ-специалистов, способных внедрять действительно сложные проекты. Причем наблюдается дефицит не технических знаний, а умения провести техническую экспертизу, опираясь на бизнес-мышление. "Проблема не с теми, кто умеет программировать, - замечает Роберт Фариш. - Проблема с теми, кто понимает, для чего это все нужно". Причем недостаток подобных специалистов наблюдается как у подрядчиков, так и у заказчиков.
Естественно, эта проблема касается и высшей категории ИТ-сотрудников - ИТ-директоров. В IDC полагают, что руководители ИТ-департарментов российских фирм должны быть шире вовлечены в принятие бизнес-решений, они должны научиться мыслить бизнес-категориями. Однако в большинстве своем это технические специалисты, занятые только поддержанием инфраструктуры ИТ в рабочем состоянии. Об этом свидетельствует опрос пятисот с лишним руководителей ИТ-подразделений российских компаний, проведенный IDC в 2004 году (рис. 2). Для 80% компаний именно поддержка - основная задача и по значению, и по расходам. Внедрение прикладных систем и интеграционные проекты называют одним из трех своих самых важных дел менее 40% участников опроса, немногим более 20% отмечают в качестве основной задачи тренинги, меньше 5% - аутсорсинг.
Отношение к аутсорсингу, по мнению Фариша, вскоре кардинально изменится. Нужно увидеть несколько успешных проектов, которые бы показали, что "это работает". Именно и только они убедят многих пойти именно таким путем, тем более что к этому все сильнее подталкивает усиливающаяся конкуренция. И такой перелом возможен уже в будущем году. Более того, из всего спектра ИТ-услуг аутсорсинг в ближайшее время будет самой востребованной (рис. 3). Косвенно о степени распространении "бизнес-взгляда" свидетельствуют и другие данные, собранные IDC во время опроса (рис. 4). На вопрос "Рассчитывала ли ваша компания окупаемость вложений в ИТ-ROI?" 63% участников опроса ответили отрицательно. Только 4% привлекают для такой работы внешних консультантов.
Российские компании будут активно участвовать в консалтинговых проектах, связанных с различными аспектами построения информационных систем. Опрос также показал, что российские ИТ-директора стараются ускорить решение кадровых вопросов и активно инвестировать в подготовку и обучение специалистов ИТ.
Консалтинг
По мнению экспертов, не менее остро стоят проблемы бизнес-консалтинга и технического консалтинга. Если дело касается внедрения продукта или платформы, то ситуация проще, таких специалистов можно найти. Но когда выбирают платформу или готовятся к принятию действительно принципиальных решений, нужна независимая и очень глубокая экспертиза. Таковой, по мнению аналитиков IDC, в России просто нет. Заполнят ли эту нишу западные консультанты? Вопрос сложный, так как, по мнению Роберта Фариша, российский рынок услуг имеет особенность: крупные заказчики не работают с вендором или с консультантами, они работают с интегратором. А это не та ситуация, к которой привыкли международные консалтинговые компании. Кроме того, напоминает Роберт Фариш, в России уже был опыт привлечения западных консультантов, и он оказался не очень успешным. У многих клиентов сложилось впечатление, что консультанты берут очень много денег и очень малого добиваются. Так что, видимо, процесс взаимодействия западных консультантов и российских компаний в оценке стратегических ИТ-инициатив будет сложным. Более тесно работать с западными компаниями смогли бы российские системные интеграторы, создавая, например, объединенные команды, чтобы партнеры лучше понимали реальности российского рынка. Такие примеры есть уже сейчас, и их становится больше.
Среди менее заметных тенденций Роберт Фариш отмечает "assets management", системы учета и управления фондами, имуществом. По его мнению, в некоторых случаях простой учет может окупить подобный проект за несколько дней. Кроме того, опрос IDC показал, что ИТ-подразделения российских компаний среди приоритетных выделяют проекты, связанные с решением задач управления ИТ-ресурсами, хранением данных, бизнес-аналитикой и защитой информации (рис. 5).
Тенденции на рынке бизнес-аналитикиЕсли внимательно посмотреть на рисунок 5, то можно заметить, что третьим приоритетом среди задач ИТ-отделов российских компаний идет построение решений для бизнес-аналитики (BI – business intellegense). До сих пор интерес к продуктам этого класса в России был весьма ограниченным, и только в последние год-два ситуация начала меняться. Рисунок 6 По данным IDC четко показывает смену приоритетов в этой области. Наиболее общей тенденцией можно назвать стремление принимать решения в динамике, а не опираясь на некие статичные данные. Спрос на продукты класса BI стимулирует усиление конкуренции, постоянно происходящие слияния и поглощения компаний реального сектора, а так же усиление активности вендоров ПО в этом направлении. Отметив возросший спрос поставщики бизнес-приложений стали включать соответствующие функции в свои пакеты и теперь во многих продуктах класса ERP есть аналитические возможности. Сказывается и растущий интерес к интеграции через веб-сервисы, что делает более реальным и экономичным процесс сбора и анализа данных из многих источников.Возможно, такие потребности могут показаться только перспективными, но никак не насущными. Однако темпы роста рынка бизнес-аналитики в России, по данным IDC, в этом году составили 36%. У нас, как и во всем мире, усложнение инфраструктуры и увеличение объемов данных требуют специальных средств мониторинга и анализа. Однако проекты по BI часто следуют за внедрением ERP, что усложняет обоснование затрат, да и сроки внедрения таких продуктов и возврат инвестиций с их помощью – дело не менее сложное, чем аналогичные показатели для самих ERP. |