Мы живем в эпоху обработки данных с помощью мобильных устройств. Чтобы повысить производительность умственного труда, были созданы сети и мобильные ПК. Их использование стало характерным признаком современной ИТ-архитектуры предприятия. Благодаря сочетанию мощных процессоров и беспроводных средств связи мобильность приблизилась к тому идеалу, который хотят видеть компании, стремящиеся к бесшовному соединению информационных хранилищ и средств ввода. Это гигантский шаг для служащих, мечтающих вырваться из плена письменного стола.
Преимущества мобильной работы кажутся очевидными. Сотрудники получают возможность быстрого доступа к документам, корпоративной почте и серверным хранилищам из любой точки мира и соответственно могут полноценно работать из удаленных офисов или из офисов заказчика. Благодаря этому многие проблемы можно решить на месте, не уходя от клиента. Организованная в офисе беспроводная сеть дает возможность проводить любые переговоры и совещания в любой точке офиса. Кроме того, исчезает необходимость организовывать дополнительные стационарные рабочие места для сотрудников, приезжающих из удаленных офисов. В результате сегодня компании по всему миру столкнулись с реальностью мобильной среды, о которой им постоянно твердили аналитики на протяжении последних пяти лет.
Человеческий фактор
Стоит обратить внимание, что за бумом мобильных технологий стоят не только вышеприведенные общеизвестные преимущества неограниченного доступа к информации из любого места. Раньше пользователи компьютеров всячески старались развить ловкость рук. Теперь же мобильные устройства позволяют объединить преимущества малого размера с эффективными, и почти естественными, методами ввода информации. Эта эволюция функции и интерфейса позволила даже очень скептически настроенному пользователю обратить внимание на те усовершенствования аппаратных и программных средств, которые обеспечивают интуитивный подход к обработке данных. Например, сегодня программные средства распознавания рукописного ввода достигли уровня, позволяющего справиться с самой небрежной манерой письма. Скотт Эккерт, CEO компании Motion Computing, производителя tablet PC, так описывает эволюцию ПК: "В своей основной форме ПК развивались от элементарной формы интерфейса "человек-машина" к превращению сбора и управления данными во второразрядную функцию повседневной деятельности". Исследования показывают, что не просто легкий и мобильный, но интуитивный ввод данных -- реальная потребность пользователей. Именно это движет рынком tablet PC.
Эффективен ли труд служащих?
Но всегда ли возможность легкой связи дает преимущества? Ведь сам по себе доступ
к нужной информации и возможность коммуникаций еще не означают повышения производительности
труда. Так ли уж возрастает производительность? Если одни пользователи твердо
говорят "да", то другие не совсем уверены в этом. Чтобы уверенно отвечать
на этот вопрос, надо уметь измерять производительность за определенный промежуток
времени при работе с данными на мобильном ПК с тем же промежутком времени, когда
мобильный ПК в работе не используется. Чтобы оценить изменение эффективности,
достигнутое благодаря использованию мобильных технологий, экономисты часто используют
концепцию измерения, известную как TFP (total factor productinty). Бюро трудовой
статистики США в течение многих лет наблюдало за влиянием технологии на продуктивность
и за последнее десятилетие собрало большой объем информации. Для нас важно,
что на вопрос об эффективности труда, использующего мобильные ПК, эти данные
не дают однозначного ответа: оценки колеблются от увеличения к уменьшению. Однако
при этом данные самых последних лет говорят о том, что служащие, использующие
мобильные средства, приспосабливаются к такой работе достаточно хорошо, и это
изменение положительно влияет на деловые операции.
Результаты исследования работы заказчиков, которые провела компания OMNI Consulting
Group, показали рост в 11,3% в TFP у служащих, которые для выполнения основных
рабочих заданий использовали комбинацию беспроводных речевых средств и средств
обработки данных. Проще говоря, это означает предельный выигрыш во времени около
4,5 часов в неделю (при 40-часовой рабочей неделе). Только подумайте, сколько
можно сделать с дополнительными 4,5 часами в неделю. Это огромная цифра. Если
экстраполировать ее на работу каждого служащего в компании, получится значительное
повышение производительности компании в целом.
Но это только половина ответа. Каким образом служащие добиваются улучшения, и выполнение каких задач способствуют этому больше всего? Как ни печально, исследования дают такой ответ: информационные технологии способствуют повышению эффективности выполнения некоторых задач, в то время как выполнение других задач затрудняют. Например, использование мобильных устройств действительно увеличивает интенсивность использования электронной почты. С одной стороны, это приводит к повышению эффективности -- электронная почта широко используется для передачи информации, и большинство функциональных обязанностей типичного служащего в большой степени зависят от нее. Однако есть и обратная сторона. Время, затрачиваемое на нее, скоро достигнет точки отрицательного эффекта, когда пользователи будут перегружены спамом или шумом ненужной почты. И излишки информации могут резко снизить производительность труда.
Аналогичная ситуация наблюдается и в области телефонии. Сотовая связь доказала свою экономическую пользу, поскольку обеспечивает общение между информационными агентами в реальном масштабе времени. Однако и здесь ситуация осложняется потоками ненужной и неподготовленной информации, паразитными звонками, которые отвлекают нас во время обдумывания важных решений, излишним использовании связи слишком "беспокойными" менеджерами и так далее. Сотовая связь тоже может достигнуть точки отрицательного эффекта.
Можно считать очевидным тезис о том, что мобильные решения позволяют изменять бизнес-процессы в компании. А вот оптимизируются ли они? Насколько мобильные решения способствуют их оптимизации? Вопрос на сегодняшний день остается открытым. Поэтому основная задача CIO -- понять, какая степень связанности нужна служащему для выполнения его конкретного задания. Нужны ли MMS или беспроводная электронная почта каждому служащему? Скорее всего, нет. Очевидные примеры: выездным инженерам для более высокой производительности требуется совместное использование данных, тогда как агенту по продажам для работы с потребителем требуется комбинация данных и голоса. И какие именно из мобильных устройств подходят для соответствующего сотрудника организации, понять не так просто.
Безопасность или скорость
Кроме того, распространение мобильных устройств, безусловно, приносит с собой и проблемы. Большое беспокойство вызывает вопрос о безопасности информации - это главная из проблем. Чувствительные данные в портативных компьютерах стали серьезным камнем преткновения для ИТ-менеджеров, с одной стороны, и пользователей, с другой. Это часть непрекращающейся войны между IT-отделом, который стремится контролировать доступ к информации и защищать данные от хакеров, и пользователями, которые зациклены на производительности и пользуются любыми доступными средствами для повышения своей эффективности. Достижение равновесия между контролем со стороны ИТ-отдела и разумным участием пользователей в управлении собственными данными -- то, над чем следует работать обеим сторонам.
Увы, в условиях высокой активности хакеров безопасность естественно становится навязчивой идеей. ИТ-менеджеры и пользователи должны вместе работать, чтобы обеспечить защиту цифровой собственности независимо от ее физического или мобильного статуса. И здесь применение межсетевых экранов и антивирусных программ играет стратегически важную роль в управлении входными и выходными потоками данных. Прогнозы показывают, что трудностей на пути обеспечения безопасности будет еще больше.
Рабочий инструментНаиболее популярное устройство для выполнения работы удаленно от офиса -- ноутбуки, приобретающие все большую популярность в сравнении с рынком настольных ПК. Это подтверждают и сравнительные данные IDC по продажам ноутбуков и настольных ПК в 2004 году. По данным исследовательской компании, в Западной Европе рост рынка ноутбуков за 2004 год составил 29,8%, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель для рынка настольных ПК (10,6%). Что касается российского рынка мобильных ПК, то, по данным исследовательской компании Dataquest, в течение 2004 года произошло его удвоение. При этом если в 2003 году доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004 года она выросла до 13,7%. По оценкам Dataquest, в текущем году объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 миллиону штук. А согласно отчету, подготовленному компанией J'son & Partners для корпорации Intel, продажи ноутбуков в России в 2008 году составят уже около 1 млн. 800 тыс. штук (10% из них -- это Wi-Fi-ноутбуки). И какой бы процент из этих ноутбуков ни использовался для рабочих целей, тенденция ярко демонстрирует рост мобилизации пользователей. |
***
Говоря о значении мобильности, трудно оценить все "за" и "против". Но если отбросить в сторону споры об экономических факторах, трудно отрицать, что мобильная обработка данных в огромной степени способствует конвергенции информации и сокращает отрезок времени, в котором теперь можно реагировать и действовать. Уже одно это подталкивает предприятие к внедрению мобильных решений. И сегодня спор идет о том, сколько свободы действий можно предоставить пользователям, чтобы они не вышли за пределы разумного.
Для пользователей критической точкой умеренности будет насыщение информацией и связью. Надо не пропустить момент, когда мобильность уже мешает выполнению определенного набора задач. Как для пользователя, так и для ИТ-отдела компании основная задача - с помощью мобильных технологий уравновесить существующий риск с ощутимым повышением эффективности.
Хот-споты в РоссииС Когда ростом растет числа число используемых портативных устройств, увеличивается спрос на беспроводные сети, как общедоступные, так и локальные. Если верить аналитикам, то в настоящее время в мире используются 700 миллионов мобильных устройств и более 80 миллионов беспроводных сетей.Сегодня получили широкое распространение так называемые хот-споты (точки беспроводного доступа). Чтобы проследить скорость распространения хот-cпотов, приведем некоторые цифры из отчета компании J’son & Partners. За третий III квартал прошлого года количество хот-спотов в России увеличилось на 80% по сравнению с предыдущим кварталом. К концу 2004 года их число приблизилось к 200. Согласно J’son & Partners, число хот-спотов в России будет расти большими высокими темпами: в 2005 году – — 341, в 2006 – — 694, в 2007 – 985, в 2008 – — 1256 (речь идет о коммерческих хот-спотах, см. рис.). Таким образом, более 1200 коммерческих хот-спотов будут организованы в основных российских городах (миллионниках), при этом число пользователей пользующихся этой услугой достигнет 25—30 тысяч в 2008 году. И хотя на сегодняшний день подавляющее большинство точек беспроводного доступа организовано в Москве и Санкт-Петербурге, аналитики J’son & Partners уверенно прогнозируют распространение хот-спотов в других городах, прежде всего в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Тольятти, Самаре и Таганроге. |