Говоря об автоматизации того или иного направления бизнеса, в России обычно приходится вспоминать, как развивалась базовая отрасль еще с советских времен, каким получился сценарий ее перехода к рыночной экономике. Почти ритуальной темой считается рассказ о фазе пресловутой лоскутной автоматизации (или, в более общем случае, — об унаследованных системах). И наконец, речь, как правило, идет о том, каким образом, учитывая всю предысторию, наложить на зрелый бизнес современные продукты корпоративного уровня, претендующие на учет детальных особенностей управления и лучшую практику информационной поддержки бизнес-процессов.
В эту схему все же с трудом можно уложить тему автоматизации складской деятельности. Дело в том, что, пытаясь говорить о так называемых системах планирования и управления деятельностью склада класса WMS (Warehouse Management System), мы сразу вынуждены переходить к складскому бизнесу, в большей мере строящемуся на новом фундаменте, а не развивающемуся от некогда небольшого и неприспособленного хранилища.
Все дороги ведут на склад
Какая связь между организацией складского бизнеса и его автоматизацией? Для российской компании BSE, деятельность которой в значительной мере сосредоточена на разработке и продвижении собственного программного продукта класса WMS, принципиально важно, хранит склад имущество одного лица или оказывает услуги разным лицам. Во втором случае разнообразие технологий и алгоритмов работы существенно шире, чем при едином собственнике. В компании i2 СНГ, активно продвигающей на российский рынок одну из наиболее известных в мире WMS-систем EXceed, немаловажным с точки зрения автоматизации критерием считают подразделение складских комплексов на дистрибуционные и консолидационные центры. Первые ориентированы на формирование небольших отгрузок нужной комплектации по различным организациям конечных потребителей (например, розничные гипермаркеты, входящие в торговую сеть), собираемых на основе ряда крупных однородных поставок. Вторые — соответственно на создание крупных отгрузочных партий на основе агрегации большого количества более мелких поставок, что может иметь место, к примеру, в портовом терминале.
Вице-президент по инжинирингу BSE Елена Юденко косвенно связывает категорийную классификацию складов, принятую на российском рынке, с потенциальным успехом от внедрения WMS. «Склад категории А, к примеру, должен быть одноэтажным, иметь не более строго определенного количества опорных колонн не единицу площади, располагать числом отгрузочных пандусов, строго привязанным к числу палетто-мест, и обладать целым рядом других характеристик, принятых еще на этапе формирования проекта, — утверждает она. — На первый взгляд, это проблемы строительства склада или по крайней мере его оснащения. На самом деле потенциальный эффект от внедрения технологий автоматизации на таком складе заметно выше, чем на том, где погрузочной технике просто негде развернуться». Заметим, что все эти (а также некоторые другие) вопросы классификации складского бизнеса встают именно в контексте внедрения систем планирования и управления складом, а не систем складского учета.
Следующим достаточно важным тезисом опосредованной связи между организацией складского бизнеса и его автоматизацией Елена Юденко считает то, что на складской бизнес сильно влияют коммерческие задачи, традиционно трактуемые как «первичные». «Огромное количество складов сейчас страдает от «диктата» со стороны коммерции, — утверждает Елена Юденко. — Факт приобретения крупной партии необходимого товара по низкой цене у нас по определению считается успешной сделкой. И никто не задумывается о том, как со всем этим будет справляться склад».
Еще одно замечание, которое уместно было бы привести здесь, также касается складского бизнеса в целом. «Сегодня при наличии денег современный склад можно без особых проблем построить месяцев за восемь—десять, а затем использовать с очень большой выгодой, — говорит Денис Степин, руководитель группы внедрения WMS компании i2 СНГ. — Однако логистический бизнес в России пока сильно отстает от общемирового, и пока у нас плохо понимают, как управлять логистикой вообще и складом в частности».
Фактически возможности «физического» строительства складов существенно опережают в России степень зрелости культуры управления крупными складскими запасами как в самом складском бизнесе, так и в окружающих склад логистических и производственных направлениях. И в этом отношении управление складом резко отличается, скажем, от менеджмента в российской промышленности, который в подавляющем большинстве случаев вынужден развиваться в тесной привязке к существующей инфраструктуре и традициям работы отрасли еще с дорыночных времен. Роль процессов управления складом может и должна быть осознана как внутри данного бизнеса, так и со стороны тесно примыкающих к нему отраслей: промышленности, торговли, транспорта и так далее. Компаниям, работающим в складском бизнесе, необходимо в полной мере представлять себе потенциал современных технологий управления складскими запасами при всех практически реализуемых ситуациях на входе и на выходе. Бизнес, взаимодействующий со складом, в свою очередь должен понимать, что складским технологиям присущи своеобразные механизмы управления и вполне определенные ограничения независимо от того, сосредоточено ли управление складскими запасами внутри самой компании или является независимым. И если следовать по цепочке движения товара от производителя к потребителю, то ни промышленности, ни торговле, ни транспорту обойти эти вопросы не удастся. Из данных тезисов, по сути, и следует исходить в разговоре о том, какими характеристиками должны обладать WMS-системы.
Локаторы и автоматизаторыВ литературе по автоматизации складов (Warehouse and Distribution Automation Handbook/ Nicholas D. Adams…, McGraw-Hill, 1996) определены две основные группы задач, решаемые WMS.1. WMS должна создавать, отслеживать и отгружать товарные запасы со склада. 2. WMS должна автоматизировать технологические процедуры, связанные с созданием, отслеживанием и отгрузкой товарных запасов со склада. Системы, решающие только первую часть задач, относятся к классу контролирующих систем, или «локаторов». Системы, решающие оба класса задач, среди которых собственно автоматизация управления технологическими процедурами имеет решающее значение, являются полнофункциональными системами управления складом. Принципиальное отличие между двумя классами складских систем состоит в том, что «локаторы» являются, по сути, помощниками складского персонала в выполнении основных складских технологических операций. Их задача — контроль состояния товарных запасов и выработка рекомендаций по приему, размещению, сборке заказов и отгрузке товаров со склада. При этом принятие решений в большинстве ситуаций и выбор способа действий сохраняется за складским персоналом. Основным отличием WMS-систем от «локаторов» является автоматизация функций оперативного управления складом. Именно WMS непосредственно формирует задания и управляет складским персоналом и техникой в автоматическом режиме, оставляя за менеджерами склада функции наблюдения за ходом технологического процесса и разрешения проблемных ситуаций. Другим важным отличием систем WMS от «локаторов» является то, что данные системы основаны на принципах работы не с товарами, а с грузами. Под грузом понимается определенный набор товарного запаса с собственными характеристиками и уникальным номером, позволяющим отличить его от прочих грузов.
|
Лучшие практики
Итак, надо полагать, что WMS-система в немалой степени должна демпфировать образующийся на российском рынке зазор между реальным потенциалом складского бизнеса (или, иными словами, возможностями физического возведения соответствующих объектов и реально существующей на рынке нормой прибыли от их эксплуатации) и дефицитом навыков управления. Значит, заказчику необходимо очень аккуратно и вдумчиво относиться к этому внедрению.
В этой связи в компании i2 СНГ полагают, что, прежде всего, не стоит говорить о системе автоматизации склада как о некоем самоценном продукте. «Написать с нуля даже полноценный программный продукт управления складом, адекватно перенеся в информационную систему все сегодняшние представления руководства о функционировании бизнеса, можно за несколько месяцев. От силы за год, но эта система будет пригодна только для данного предприятия, — говорит руководитель группы внедрения WMS компании i2 СНГ Денис Степин. — В современных же WMS-решениях, предлагаемых на рынке в качестве специализированных коммерческих продуктов, заложены так называемые «лучшие практики» компаний различной отраслевой принадлежности, которые нужны как раз для того, чтобы учесть все варианты развития складского бизнеса в перспективе. Всего этого можно достигнуть путем адекватных настроек».
Тут необходимо отметить, что WMS-системы, в отличие, скажем, от более обсуждаемых систем автоматизации в промышленности (которые зачастую способны применяться лишь на производстве определенного типа), несколько более универсальны. С одной стороны, из совокупности мнений самих поставщиков получается, что не существует систем, одинаково хорошо работающих, к примеру, как со штучным и тарным грузом, так и с мерным и весовым. С другой стороны, любую WMS-систему, по их мнению, можно действительно настроить на работу практически любого склада, если не за два дня, то за вполне приемлемый промежуток времени. Можно предположить, что для заказчика это означает некоторое перераспределение рисков. Они несколько снижены на этапе выбора системы, а при ее внедрении, наоборот, способны возрасти.
Существенным этапом в становлении складского бизнеса вообще и в его информационной поддержке в частности Елена Юденко считает разработку так называемого логистического проекта склада. «Он фиксирует сегодняшнее состояние бизнеса и описывает его развитие на ближайшие несколько лет, — утверждает она. — Прорабатываются топология склада, рассчитываются грузопотоки и так далее. Исходя из этого инсталлируют и настраивают систему. Если потом выяснится, что вместо контейнеров с молочными продуктами склад будет заниматься отпуском мяса на вес, то «выкидывать» систему, может, и не придется. Однако всю не однодневную и дорогостоящую работу по настройке и внедрению придется начинать с нуля». В компании i2 СНГ, говоря об успешности важнейшего этапа первоначальной настройки системы, склонны акцентировать внимание на целевых ключевых показателях (KPI), выделяемых при планировании бизнеса. По словам Дениса Степина, в результате грамотного внедрения WMS-системы должны улучшиться практически все параметры работы склада. Однако все равно кто-то пытается сосредоточиться на увеличении оборачиваемости, кто-то — на минимизации занятого на обработке грузов персонала, кто-то — на снижении запасов. И процесс внедрения системы очень чувствителен к подобным акцентам.
Ближе к реальному времени
Итак, внедрение WMS-системы должно повысить эффективность работы самого склада как независимого бизнеса (если не с финансовой, то уж точно с логической точки зрения), и кроме того, максимально способствовать улучшению работы всей цепи поставок, в которой склад является лишь отдельным звеном. В этой связи небезынтересно отметить, что WMS-система, по мнению ряда российских поставщиков, по своей идеологии более близка к системе реального времени, нежели традиционные системы корпоративного управления. Как утверждает Елена Юденко, WMS — это система непрерывного цикла, поддерживающая процесс в режиме 7х24х365. WMS не допускает остановок в работе, ее архитектура позволяет справляться с ситуациями, когда временные ограничения предельно жестки. По словам Елены Юденко, на практике получается, что внедрение продукта класса WMS может быть оправданно лишь на крупных предприятиях с большим количеством специализированной техники и средств беспроводной связи (погрузчиков, транспортеров, лифтов, считывателей штрихкода и пр.). Речь идет именно об оперативном управлении техникой и людьми. Если искать аналогии, то получается, что в этом отношении WMS-системы более близки, например, к динамичным системам цехового управления в промышленности, чем к продуктам класса ERP, реализующим «долгоживущие» процессы управления основными средствами, производственными мощностями или персоналом. Хотя применяются эти процессы фактически к тем же ресурсам — персоналу и оборудованию. И это также приближает WMS к категории ПО реального времени.
Безусловно, WMS-система не должна при этом полностью игнорировать консолидирующие показатели, характеризующие работу бизнеса за определенный период, вопросы составления отчетности и прочие традиционные моменты. Вместе с тем, по мнению Елены Юденко, особенность складского управления и его ИТ-поддержки в том, что акцент на агрегированной финансовой оценке бизнеса здесь гораздо слабее. «Склад в значительно большей мере оперирует такими категориями, как интенсивность грузопотоков или стоимость трудозатрат на те или иные операции внутри склада. Именно на тщательное исполнение подобных функций в основном направлены WMS-системы», — говорит она.
Все это демонстрирует тот факт, что система складской автоматизации, формально оставаясь в классическом ряду транзакционных управленческих систем, все же несколько дистанцируется от них по ряду параметров. А это, в свою очередь, должно прямо или косвенно способствовать выделению складского бизнеса как логически (и вовсе не обязательно юридически) независимого. Денис Степин даже прямо считает развитие независимой (так называемой 3PL) логистики в России фактором, который позволяет WMS-системам раскрыть все богатство их потенциала. Однако думается, что и в контексте 3PL, и в случае зависимого складского хозяйства, принадлежащего торговой, производственной или транспортной компании, проблема эффективности логистического бизнеса должна во многом стоять на стыке работы склада с тем или иным пограничным направлением. А поставщики ПО планирования и управления работой склада практически единодушно утверждают, что складские модули даже самых известных ERP-систем никак не могут заместить собой функционал WMS-продукта. Если принять это во внимание, то на первый план выходят пресловутые задачи информационной интеграции.
Бизнес-интеграция — понятие конкретное
На сегодняшний день набор технологических приемов для решения данной проблемы достаточно широк и продолжает обогащаться день ото дня. Судя по публикациям, исходящим от компаний, специализирующихся на WMS-системах (в частности санкт-петербургской компании Solvo), в отношении технологий их связи с комплексными системами корпоративного управления предпочтение больше отдается XML и тесно связанным с ним спецификациям. И, скорее всего, не только благодаря их формальной популярности в настоящий момент. Применение ассоциируемых с XML-стандартами не жесткой связи приложений, позволяющих в процессе интеграции вовсе не касаться внутренней логики функционирования отдельных продуктов, действительно представляется выигрышным в случае попытки связать системы со значительными различиями в архитектуре и методах эксплуатации (о чем было сказано выше). Но главное – по причине этих различий выходят на первый план проблемы интеграции на уровне бизнес-процессов. Елена Юденко утверждает, что за многолетнюю практику работы в России ей известен лишь один случай, когда в ERP-системе были реально введены ограничения на прием заказов в том случае, если связанная с ней WMS-система «сигнализировала» о невозможности оперативного выполнения складских операций по этим заказам. Хотя ясно, что похожие решения по идее должны быть практически типовыми. Также ясно, что подобная задача элементарно решается как с точки зрения технологий, так и с позиций возможной корректировки бизнес-процесса. И данный пример показывает, что резервы повышения эффективности логистического бизнеса в России будут раскрываться уже после грамотной постановки складского бизнеса и успешного развертывания WMS-системы. То есть по мере осознания полноценных возможностей управления складом со стороны всех бизнес-направлений, примыкающих к складу со стороны «входа» и «выхода».