IP-телефония, появившись семь-восемь лет тому назад почти как случайное изобретение, постепенно превратилась в одну из основных движущих сил мирового телекоммуникационного прогресса, как на операторском, так и на корпоративном рынке. Правда, теперь речь идет скорее об IP-коммуникациях, которые подразумевают передачу по пакетным сетям не только речевых сообщений, но и данных, а также видео и ТВ в реальном масштабе времени.
IP-телефония началась с очень простой идеи — поставить шлюзы VoIP для обхода дорогостоящих традиционных сетей с коммутацией каналов по более дешевым сетям передачи данных. Сегодня эта концепция породила весьма сложное образование, с многочисленными технологическими и бизнес-направлениями. Данная сфера охватывает абонентские и транзитные системы, центры обработки вызовов, IP-УАТС, IP-Сentrex, IP-телефоны и многое-многое другое. Ниже речь пойдет только о сегменте IP-телефонии, связанном с корпоративными решениями. Эта тема активно обсуждалась на круглых столах во время Шестого IT-форума (http://www.it-forum.ru), организованного ИД «СК Пресс», а также Восьмой конференции по IP-телефонии, которую проводила компания CompTek (http://www.comptek.ru).
IP-телефония и бизнес
По мнению многочисленных производителей, интеграторов и аналитиков, корпоративная IP-телефония давно достигла зрелости, и наиболее актуальные проблемы отрасли сегодня связаны не с технологическими аспектами, а с организацией бизнеса и просвещением пользователей. Хотя преимущества решений на базе IP-телефонии для организации крупных территориально-распределенных масштабируемых отказоустойчивых корпоративных сетей связи давно очевидны специалистам, пользователи далеко не всегда выбирают такие решения. Причина этого кроется даже не в воспоминаниях о низком качестве и надежности первых систем — давно преодоленных «детских болезнях» IP-телефонии вообще и IP-УАТС в частности. В первую очередь клиентов останавливают высокие начальные инвестиции — по сравнению с традиционными телефонными системами здесь зачастую требуются в несколько раз большие затраты, и разница особенно существенна для небольших предприятий. Поэтому специалистам по продажам УАТС все меньше приходится говорить о технических и функциональных возможностях новой телефонии, а больше оперировать понятиями ROI (возврат или окупаемость инвестиций), TCO (общая стоимость владения) и другими экономическими терминами.
Впрочем, фирмы, ориентирующиеся на долгосрочную перспективу и крайне заинтересованные в новых функциональных возможностях, уже знакомы с достоинствами IP-коммуникаций — зачастую они сразу и в полном объеме переходят на IP-телефонию. В России пока это в основном фирмы среднего масштаба с числом сотрудников от 100 до 300 (по данным Cisco). Крупные фирмы предпочитают внедрять IP поэтапно, оснащая IP-телефонами сначала рабочие места наиболее "продвинутых" и ценных сотрудников.
Наверное, некоторые помнят "свалку" традиционной телефонии, которую Cisco устроила на CeBIT'2000. На ней шло беспощадное массовое уничтожение обычных телефонов, причем занятые этим рабочие призывали публику последовать их примеру. Но, как показало время, очень мало кто способен на такие радикальные шаги, и ожидаемого лавинообразного перехода на IP-телефонию пока не произошло. Впрочем, успехи Cisco на пути к светлому IP-будущему действительно впечатляют — только за прошлый год компания продала миллион IP-телефонов, т. е. столько же, сколько за все предыдущие годы. И более 10 тыс. этих систем нашли своих хозяев в России. Во всем мире число клиентов, использующих решения IP-телефонии от Cisco, достигло 10 тыс., а число установленных шлюзов VoIP превысило 13 млн.
Итак, в прошлом году Cisco была безусловным лидером во всех основных секторах рынка IP-телефонии. Однако по итогам первой половины 2003 года, как утверждают аналитики из компании Synergy Research, в корпоративном секторе на первое место вышла Avaya с рыночной долей около 20%. Кроме того, вплотную к бывшему лидеру, на долю которого приходится около 18%, приблизилась компания Nortel (16%). Успехи остальных традиционных поставщиков корпоративной телефонии на поприще IP пока не так значительны, хотя все они, безусловно, осознали, что будущее принадлежит этой технологии, и быстрыми темпами отвоевывают упущенные позиции.
Популярность IP-решений возрастает, но и число продаваемых портов традиционной телефонии также продолжает расти, хотя и медленно. Дело в том, что далеко не всем пользователям сейчас нужна полная функциональность IP-телефонии. Тем не менее клиенты хотят иметь возможность перехода к таким решениям в будущем без существенных затрат. Пока же они, как правило, не готовы платить более 150 долл. за IP-телефон на каждом рабочем месте. По этой причине возросла популярность так называемых конвергентных (IP-enabled) решений, в которых поддерживаются и традиционные TDM-линии, и новые IP-порты. По данным Avaya, в поставляемых клиентам УАТС на долю IP пока приходится лишь около 20% портов, а остальные 80% могут быть со временем замены на IP с помощью достаточно щадящей операции замены некоторых системных плат. Пока же IP-порты в основном используются для межстанционных связей (транков) и для организации удаленных рабочих мест.
Недавно о схожей стратегии, предусматривающей миграцию к IP, объявило подразделение Enterprise Networking компании Alcatel (см. "IP-телефония a la carte", Intelligent Enterprise No 20’2003, с.9). Эта французская компания, по данным аналитиков Synergy Research, контролирует 7—8% рынка и делит c компаниями Siemens и Mitel 4—6 места в общемировой IP-гонке. Два года назад эти гиганты традиционной телефонии контролировали в сфере корпоративной IP-телефонии не больше 3—4%. Но сейчас руководители Alcatel Enterprise Networking приводят данные аналитиков из Dataquest и Dell'Oro по отдельным кварталам 2003 года и отдельным секторам, свидетельствующие, что Alcatel лидирует по поставкам IP-портов, IP-УАТС и IP-центров обработки вызовов. Конечно, статистику можно собирать и толковать по-разному, но ясно одно: такого господства Cisco и 3Сom, какое они имели на рынке корпоративной IP-телефонии два-три года назад, больше не будет. "Тяжеловесы" корпоративной телефонии постепенно подтянулись и начинают догонять вырвавшихся вперед.
Впрочем, как отметил Георгий Санадзе, представитель Avaya, будущее торжество новой телефонии над традиционной все время отодвигается. Сначала, в 2000 году, на волне Интернет-бума предполагалось, что новая технология окончательно победит в 2003 году, но год-полтора назад этот срок отодвинули до 2005-2006 годов, а по последнему прогнозу Gartner Group, который был опубликован в августе нынешнего года, количество портов IP-телефонии превысит число традиционных телефонных портов только в 2007 году. В целом говорить о закате эры классической телефонии пока рано, в ближайшем будущем будут доминировать конвергентные системы.
Технологический аспект
Хотя революционного перехода к IP пока не наблюдается, Cisco, оставаясь технологическим лидером IP-телефонии, продолжает оснащать телефонными функциями все новые и новые традиционные сетевые устройства, а также совершенствовать функциональность уже существующих IP-коммуникаторов. Недавно компания представила продукт CallManager Express (CCME) — ПО, которое "заливается" в маршрутизатор и превращает его в офисную мини-АТС (прежде такая система должна была функционировать на специальном корпоративном сервере). Если небольшая компания-заказчик не использует выделенный сервер, но активно пользуется Интернетом, то, как правило, она использует маршрутизатор для доступа в сеть. Теперь это устройство можно использовать для поддержки телефонной связи, не приобретая телефонную станцию.
Cisco также участвует в разработке стандарта и продвижении технологии передачи питания по информационной проводке (Power over Ethernet, PoE). Эта технология позволит IP-телефонам, как и обычным, не использовать внешние источники питания. Кроме того, производители разрабатывают беспроводные (Wi-Fi) и видео-IP-телефоны. Впрочем, производством IP-телефонов занимаются уже многие компании, устройства данного типа постепенно превращаются в массовый коммерческий продукт и стремительно дешевеют.
Другое перспективное направление, которое, по прогнозам Gartner, может стать актуальным в течение ближайших лет, — системы IP-Centrex. Традиционные системы Centrex, в которых оператор управляет услугами (например, голосовой почтой или маршрутизацией звонков) и поддерживает необходимое для их реализации оборудование, уступили пальму первенства в 70-80-х годах прошлого века УАТС. В 1990-е годы они оставались довольно популярными, особенно в Западной Европе, но их доля в организации услуг телефонии для корпоративных пользователей не превышала 20%. Между тем Наталья Коробкова, директор по маркетингу компании MERA Networks, утверждает, ссылаясь на данные исследовательской фирмы Research First, что "…60% компаний малого и среднего бизнеса желают получить от сторонних организаций услуги по организации офисных телекоммуникаций".
В будущем на базе технологии IP должна появиться некая гибридная система, которая будет чем-то средним между IP-УАТС и IP-Centrex. При этом некоторыми функциями (например, организацией связи с удаленными офисами, маршрутизацией звонков и биллингом) сможет управлять оператор, некоторыми — клиент (организация конференций, голосовая почта, мониторинг звонков), а администрирование системы будут проводить обе стороны.