Вадим Розенберг, старший менеджер по маркетингу BEA Systems
Конвергенция
Основная тенденция рынка информационных технологий — это конвергенция, фокусировка разнообразных технологий, подобно сведению лучей в телевизоре. Мы видим интерес не просто к интеграции приложений друг с другом, но к созданию единых архитектур, в которых процессы и сервисы полностью автоматизированы и которые могут постоянно адаптироваться к меняющимся бизнес-требованиям. Если раньше считалось, что интеграция — это back-room, то сейчас узел интеграции может быть где угодно. Мы уверены, что корпоративные ИТ должны иметь архитектуру, основанную на событиях, поддерживать интерфейс с пользователями на уровне порталов, чего классическая интеграция не предвидела вообще.
Если у вас есть десять систем, которые интегрируют десять разных типов данных о клиенте или работнике, то можно объединить эти потоки информации жестко, создав один новый поток и выставив его в портал. А можно сделать это динамически: сам портал будет интегрировать их на уровне клиента, так что пользователь сможет менять вид информации, а не получать данные в «замороженном» виде. Если вы можете обеспечить интеграцию приложений на уровне портала, это даст возможность пользователю динамически переконфигурировать портал, изменяя степень интеграции в соответствии со своими потребностями.
Другой пример стремления к интеграции — использование Business Activity Monitoring, контроль за выполнением бизнес-процессов. Если нужно постоянно собирать статистику о происходящих в бизнес-процессах задержках, только платформа позволит увидеть эту картину целиком. Естественно, что такая платформа интеграции должна иметь средства для разработки портала.
Ситуация на рынке EAI
Развитие инфраструктуры будет идти именно в направлении единых архитектур и платформ для интеграции, что подтверждается нынешней ситуацией на рынке EAI. Традиционные вендоры интеграционных продуктов — Vitria Technology, SeeBeyond, TIBCO — в 2002 году демонстрировали отрицательный рост, в то время как поставщики интегрированных платформ, включающих средства разработки, базы данных и т. п., — IBM и BEA Systems продолжают наращивать продажи. IBM сегодня лидирует по количеству внедрений, но BEA набирает скорость роста гораздо быстрее: по данным IDC, в 2002 году наш доход от продажи лицензий и поддержки увеличился на 109%. Согласно оценкам Gartner, компания IBM занимает 23% рынка EAI, BEA Systems — 12%, причем аналитики Gartner считают, что у нас есть два-три года технологического опережения по сравнению с другими вендорами.
Рынок интеграции находится в фазе быстрого роста уже несколько лет. В начале развития этого рынка ситуацию определял экономический спад: предприятия не хотели разрабатывать новые системы и пытались связать старые друг с другом. Сейчас экономика начала улучшаться, увеличился спрос на интегрированные платформы, на что тут же отреагировали поставщики. Например, webMethods в последнее время приобрела ряд компаний, которые не являются интеграционными поставщиками в чистом виде, и таким образом рассчитывает стать платформенным игроком. Компании, никогда раньше не занимавшиеся инфраструктурными решениями, также стремятся предложить какие-то продукты для интеграции. Например, с выпуском NetWeaver свои претензии на EAI-рынок заявила SAP. Однако в компаниях с гетерогенными приложениями этот продукт SAP не может конкурировать с полностью независимыми платформами, так как предназначен для интеграции приложений SAP с ограниченным числом технологий, определенных самим вендором. Это инфраструктурное предложение центрично относительно других продуктов SAP. То же можно сказать и об Oracle, которая заинтересована в распространении, например, своих баз данных. А предприятиям сейчас реально необходима среда, не привязанная к поставщику одного из продуктов. Нужен поставщик инфраструктуры, в которой смогут «жить» решения самых разных вендоров. И такая платформа должна быть основана на стандартах.
Снижение затрат на инфраструктуру
Затраты на инфраструктуру могут составлять значительную часть общих ИТ-расходов компании. Снизить их можно, во-первых, за счет сближения процессов разработки и интеграции таким образом, чтобы разработчикам требовался меньший набор разных навыков. Краеугольный камень в этом процессе — объединение всех существующих типов ИТ-проектов под одним общим инструментом разработки, который необходимо знать программисту, разработчику, архитектору, бизнес-аналитику. Мы в BEA считаем, что инструментарий должен быть одинаков и для заказной разработки приложения внутри предприятия, и для интеграционного проекта, который связывает существующие или будущие структуры, и для создания портала иными словами, для всех типов проектов, которые сегодня требуют разного набора знаний и опыта. Использование единого инструмента разработки ускоряет поиск программистов и ведение самого проекта, снижает его стоимость.
Во-вторых, снизить затраты помогает модульная структура семьи продуктов, однако ее можно реализовать разными способами. Существует подход, объединяющий под общим брэндом продукты, изначально имевшие разное происхождение, основанные на разных технологиях и потому требующие дополнительной интеграции в ходе реального внедрения. Наше видение предполагает создание модульной структуры общей командой разработчиков, с использованием одной кодовой базы. Платформа должна быть глубоко интегрирована до того, как предприятие с ее помощью начнет решать свои проблемы. В этом наш подход соответствует взгляду Gartner на Application Platform Suites (APS). В представленных этой компанией в виде «магических квадратов» оценках игроков рынка APS BEA занимает верхнюю позицию.
Третий способ снижения расходов связан с переходом к сервисно-ориентированным архитектурам и использованием наиболее яркого воплощения этой идеи — Web-служб. До сих пор все распределенные системы с точки зрения программирования основывались на жестко связанных компонентах. Это справедливо не только для традиционной клиент-серверной архитектуры, но и для технологий CORBA или Enterprise Java Beans, которые, хоть и представляли собой попытку создать слабо связанную среду, на деле не привели к упрощению связей и внесения изменений.
Технология Web-служб позволяет гибко связать клиента и «поставщика» услуги. Предприятия интересует функциональность и легкий доступ к ней: если мне нужно, к примеру, проверить номер или баланс кредитной карты, я не хочу думать о том, на чем написан клиент — на Java, C, COBOL, какое серверное оборудование и ОС работают в системе. Сама Web-служба должна провести поиск в среде по разным критериям, найти несколько сервисов, которые эту услугу предоставляют, и выдать ответ. Все услуги, которые предоставляются платформой или разрабатываются заказчиком на ее основе, должны быть легкопереносимы и взаимозаменяемы без дополнительного перепрограммирования.
Web-службы — очень перспективное технологическое направление, которое может решить все интеграционные проблемы предприятия за счет того, что оно основано на давно существовавших стандартах — XML, SOAP и т. д. Если необходимо связать имеющиеся старые приложения, достаточно просто создать для них оболочку из Web-службы — и они будут предоставлять сервис как единое целое.
Однако только понимание и общая поддержка технологии Web-служб не помогут построить интегрированное предприятие и снизить затраты на разработку и интеграцию. Web-службы также нужно быстро и легко разрабатывать и интегрировать с уже имеющимися на предприятии ресурсами. Платформа должна предоставлять графические средства для быстрой разработки корпоративных Web-служб высокого уровня абстракции. По сравнению, например, с общеизвестными сервисами, такими, как сбор фондовых котировок, эти Web-службы должны быть гораздо более функциональны благодаря своей асинхронности, диалоговым возможностям, безопасности и надежности.
Выбор инфраструктуры — задача стратегическая
При выборе интеграционной платформы нужно прежде всего решить, собираетесь ли вы сохранять в корпоративном информационном пространстве разнородную среду или сфокусируетесь на одном вендоре и типе продуктов. Если вы полностью связали свою жизнь с Microsoft и Intel, то технология .NET будет для вас удовлетворительным решением. Но реально на рынке очень редко встречаются такие случаи. Для ИТ, особенно существующих в течение длительного времени, поддержка разнородности весьма важна.
Второй вопрос, возникающий в ходе выбора платформы, — это стандарты. J2EE поддерживается консорциумом поставщиков, изменения спецификации проходят через совместные обсуждения, что дает возможность влиять на происходящее и подготовиться к новому. Кроме того, между этими поставщиками, кооперирующимися в области стандартов, существует конкуренция на уровне реализации, от чего заказчики только выигрывают. И напротив, .NET — это спецификация от конкретного вендора, по сути, даже не стандарт, а продукт, доведенный до определенного уровня.
Мы думаем, что .NET будет существовать как неплохое решение для некоторых типов сред и бизнес-требований, и потому с ней необходимо интегрироваться, обмениваться информацией. Это справедливо и для старых систем, продуктов и технологий, таких как СОМ+, CORBA, Tuxedo, CICS, MQ Series и т. д. Сегодня весь этот мир приложений требует включения в единую среду, и интегрированная платформа должна предоставлять необходимые для этого средства интеграции. Тогда предприятия могут использовать и усилить потенциал технологий, накопленных в течение многих лет, вместо того чтобы внезапно переключаться с одной технологии на другую.
Конечные цели ИТ — предоставлять высокое качество сервиса вашему предприятию, пользователям и снижать затраты. От того, какую инфраструктуру вы выберете, зависит безопасность, надежность, масштабируемость и производительность корпоративных информационных систем. Непосредственно на бизнес-процесс эти характеристики не влияют, но, зная, что определенные элементы процесса стали более надежными, архитектор может проектировать бизнес-процессы с учетом повышенных требований.
Важно понимать, что, приобретая инфраструктуру, вы получаете еще определенный выбор решений, которые она поддерживает. Вокруг независимых платформ существуют огромные экосистемы партнеров, продукты которых вы сможете легко использовать в своей инфраструктуре. К примеру, на платформе BEA можно использовать базы данных Oracle, DB2, Sybase, Microsoft SQL Server, различные операционные системы, оборудование и другие корпоративные ИТ-ресурсы. Платформа, центричная по отношению к продуктам одного вендора, не дает такого широкого выбора. И если вам придется работать только с одной конкретной базой данных, причем довольно дорогой, волей-неволей вы будете проектировать свой бизнес-процесс так, чтобы использовать ее как можно меньше. И это несомненно повлияет на бизнес.
О России
На западном рынке основным двигателем EAI была необходимость связать множество уже существующих приложений. В России унаследованных систем не так много, и предприятия до сих пор не настолько богаты, чтобы вкладывать миллионы в ИТ. Но в ситуации, когда компании растут, объединяются или приобретают новые бизнесы, вложения в инфраструктуру и снижение затрат на нее реально влияют на прибыльность, на то, останется ли компания в бизнесе на следующий год.
Вопросы глубокой интеграции могут еще не стоять перед российскими предприятиями сегодня, но если они планируют расти и развиваться, эти проблемы рано или поздно возникнут. Российские предприятия находятся в преимущественном положении, потому что могут видеть пример Запада и учиться на чужих ошибках. Они могут понять необходимость интеграции уже сейчас, когда только начинают строить ИТ. От того, в какую инфраструктуру сегодня будут сделаны инвестиции, зависит легкость дальнейших изменений корпоративной структуры и возможности роста и развития.