Питер Перрегаард, старший вице-президент по технологиям Oracle EMEA
IE: Каковы тенденции рынка приложений для предприятий? В каком направлении идет развитие информационной поддержки бизнеса?
Питер Перрегаард: Стратегия нашей компании, определяемая исходя из анализа современных тенденций развития рынка, имеет два четко выраженных направления. Одно их них связано с информационной поддержкой предприятий малого и среднего бизнеса, другое — с автоматизацией различных аспектов деятельности крупных корпораций. Сейчас в Европе и Америке бизнес, связанный с продажей и внедрением корпоративных систем, в значительной степени сосредоточен в секторе средних предприятий (SMB). Именно по этой причине вышеупомянутая классификация, скорее всего, отражает не только стратегию Oracle, но и объективные тенденции самого рынка на ближайшее будущее.
На рынке SMB стоимость и простота решения — ключевые преимущества. Развитие семейства продуктов Oracle 10g идет по пути существенного упрощения установки и настройки продуктов. Много внимания уделено реализации возможности устанавливать продукт по предельно упрощенному сценарию. Многие поставщики программных решений, пытаясь отвечать запросам SMB, предлагают заранее сконфигурированные (при этом отчасти упрощенные) варианты продуктов и их комбинаций. Это общая тенденция, которую, безусловно, учитываем и мы.
Что касается больших корпораций, то отсутствие роста означает лишь невозможность автоматизировать соответствующие предприятия «с чистого листа», что, конечно, не подразумевает стагнации. Здесь приоритетные направления — это, с одной стороны, возможность сокращения затрат, а с другой — способность генерировать дополнительную прибыль за счет использования ИТ и внедрения перспективных, с точки зрения окупаемости инвестиций, приложений. В качестве примера можно назвать системы бизнес-анализа или ПО автоматизации цепочек поставок. Для решения этих задач как раз приходит на помощь технология grid, практическим аспектам применения которой Oracle в настоящее время уделяет большое внимание.
IE: За счет чего может быть достигнуто сокращение затрат?
П. П.: Хорошо известно, что большая часть бюджета крупных компаний в настоящее время расходуется на поддержку существующих систем, и лишь 35% (по данным Gartner Group) — на интеграцию. Даже если абсолютные величины ИТ-бюджетов компаний не возрастут, то в ближайшей перспективе указанная пропорция должна заметно измениться: на разработку и внедрение новых приложений и их интеграцию (что, в свою очередь, позволит находить новые возможности получения прибыли) будут тратиться значительно большие суммы. В частности, нашим откликом на эту тенденцию как раз и стали технологии enterprise grid (корпоративной сети распределенной обработки данных) и наш сервер приложений.
IE: Это должно существенно трансформировать смысл понятия «комплексная информационная система» в крупном бизнесе…
П. П.: Думаю, да. В ИТ-инфраструктуре крупных компаний всегда большую роль играли в той или иной степени стандартизованные решения — финансовые пакеты, системы поддержки продаж или ПО класса ERP. Это общеизвестно. Они сохранят свое значение и в будущем — имеется в виду, что, вопреки некоторым прогнозам, они не будут заменены совокупностью Web-сервисов, это было бы слишком сложно. Но у таких решений всегда были и остаются существенные ограничения. Во внедренной ERP-системе, к примеру, не будет подсистемы бронирования билетов. Если организация имеет возможность и сочла необходимым заняться предоставлением телекоммуникационных услуг, ей потребуется система для расчетов стоимости разговоров.
Дело в том, что сегодня динамичен не только малый и средний, но в значительной мере и крупный бизнес. Вчера компания внедрила ERP-систему, а завтра большое количество бизнес-решений приходится принимать на основе анализа транзакций, осуществляемых вне ее, — и все же, скорее всего, в том числе и на основе данных, содержащихся и в ERP-системе. В результате компании требуется быстро, надежно и с минимальными затратами создать интегрированное решение, полностью соответствующее конфигурации ее бизнеса. Это типичный пример ИТ-задачи, которые в обозримой перспективе будут доминировать в крупных компаниях.
Техническим инструментом интеграции будут служить серверы приложений, которые в ближайшее время начнут использоваться преимущественно для этой цели, в то время как сейчас они в основном применяются для создания порталов и внутренних Web-сервисов. И об этом тоже можно говорить как об общей тенденции. С ней, в свою очередь, связаны будущие приоритеты партнеров крупных мировых поставщиков ПО и независимых разработчиков. Мы думаем, что они в ближайшее время сфокусируют свое внимание на тех или иных отраслевых разработках и узких функциональных «нишах» для того, чтобы достраивать ту же ERP-систему до уровня «персонального» для конкретного заказчика комплексного решения. И именно такие, уже в своем роде уникальные для каждого клиента системы станут рычагом в конкурентной борьбе.
IE: Это означает, что в будущем предприятия перейдут к таким конфигурациям информационных систем, в которых границы между неким «ядром» автоматизации основных бизнес-процессов и приложениями, традиционно относящимися к инфраструктурной поддержке (бизнес-анализ, управление контентом и т. п.), будут исчезать? Появятся ли на базе этого слияния какие-либо новые возможности, которые трудно или невозможно реализовать сейчас?
П. П.: Что касается исчезновения явных границ — безусловно, да. Косвенно я уже сказал об этой тенденции. Что касается новых возможностей информационного сервиса для корпораций, сейчас много говорят о важности анализа, единой информационной базы, используемой в масштабах всей компании, необходимости отслеживать долгосрочные тенденции в бизнесе. Мы, в свою очередь, уже на протяжении ряда лет успешно создаем для решения этих проблем системы хранилищ данных. Все такие решения востребованы, но что намного интереснее именно сейчас, что может создать условия для генерации прибыли — это так называемый бизнес-анализ реального времени. Например, крупнейшие розничные сети Walmart и Metro в настоящее время активно экспериментируют с технологией частотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID. — Прим. ред.), которая позволяет сокращать запасы (а значит — и издержки), привлекать новых клиентов (а значит — получать прибыль). Но для того, чтобы все это работало, как раз необходим тот функционал, о котором я говорю.
Подобный анализ, осуществляемый мощными средствами BI, проводится непрерывно на основе оперативных данных из ERP-систем, а также, что вполне вероятно, еще и неструктурированной информации, систематизируемой посредством ПО управления контентом. На его основе также непрерывно принимается масса решений, важных для ежедневной работы. И характерно, что этот качественно новый вид анализа можно получить только на основе очень глубокой интеграции всех названных категорий продуктов. Если все это достижимо, то сокращение издержек и возможность генерации дополнительной прибыли налицо. Я думаю, что именно такие решения и будут определять конкурентоспособность крупного бизнеса в перспективе.