В рамках одной статьи вряд ли удастся охватить все тенденции, наблюдавшиеся на рынке корпоративного ПО, даже наполовину. И потому поставим вопрос следующим образом: как за последний год трансформировалось понятие «комплексная информационная система» (КИС). Эта трансформация отражает если не все, то по крайней мере большую часть, казалось бы, независимых друг от друга изменений на рынке корпоративной автоматизации.
С помощью самой грубой классификации можно выделить ряд независимых и одновременно связанных друг с другом направлений, имеющих отношение к термину КИС. Это транзакционные системы поддержки основных бизнес-процессов (в том числе ERP), инфраструктурное ПО (аналитика, управление контентом и т. д.), интеграция приложений и заказные и внутрикорпоративные разработки.
Внутри ERP-систем
Что касается первого направления, то формального (или скорее, количественного) роста за последний год здесь практически не наблюдалось. Ежегодное появление на SofTool двух-трех новых отечественных систем можно по опыту прошлых лет считать «естественным приростом». Соответственно тот же опыт говорит о том, что преждевременно делать какие-либо выводы об их значимости на рынке — существует и «естественная убыль».
Что же касается развития уже давно известных на рынке систем, эта сфера оказалась более богата событиями. С одной стороны, явно просматривалась попытка поставщиков ERP-систем в разных формах осваивать «новые территории» автоматизации — как в отношении новых алгоритмов управления, так и в плане углубленной работы в отраслевых нишах. Здесь можно было бы привести примеры реализации новых для российского рынка алгоритмов расширенного производственного управления APS (в проектах внедрения, к примеру, SyteLine или Oracle E-Business Suite) или систем исполнения производства MES (в проектах внедрения infor:com). Из примеров ухода в ниши можно привести партнерство «Интеллект Сервис» c Microsoft Business Solutions по созданию специализированного решения для автодилеров. Появление на рынке единого решения на основе интеграции ERP-системы Scala c системой управления проектами Spider Project (пока ориентированного на строительную индустрию) — событие того же ряда.
Все это лишь наиболее типичные примеры последнего года, демонстрирующие стремление к специализации систем, которое проявляется в разных формах. Однако так или иначе подобные тенденции призваны мало-помалу «разбавлять» КИС изнутри рядом специфичных для той или иной отрасли или группы отраслей функций управления бизнесом. И, таким образом, данное понятие в глазах пользователей (да и по существу тоже) становится менее привязанным к неким универсальным схемам управленческого учета, генерации отчетности, наиболее общим механизмам планирования ресурсов, чем это было некоторое время назад.
Другая тенденция российского рынка, которую, впрочем, лишь отчасти можно отнести к направлениям развития внутри самих ERP-систем, связана с горизонтальным расширением внедряемого функционала. Интерес к таким вещам, как автоматизация цепочек поставок или жизненного цикла продукции, ощущается сильнее, чем раньше. Однако наиболее яркий пример, уже явно лежащий в области реальной практики, — это направление CRM, внимания которому в прошедшем году уделялось заметно больше. И дело здесь далеко не только в количественном усилении акцента. Как, например, отмечали почти все на прошедшем в этом году ежегодном форуме Call Center CRM Solutions, технологии CRM, call-центров и аналитические пакеты были представлены как тесно связанные в рамках единого корпоративного решения. Качественно значимый результат от такого подхода должен быть следующим: CRM-решения перестают восприниматься как еще один дополнительный модуль ERP-систем, отвечающий за учет обращений клиента. Теперь становится гораздо яснее, что CRM — это самостоятельное направление, способное по крайней мере в ряде отраслей «поднять» бизнес практически полностью независимо от других направлений ИТ.
Подведем итог тенденциям, выделенным для ERP-направления. Многие тенденции в совокупности создают условия для того, чтобы поколебать привычный имидж основной системы управления бизнес-процессами как некоего ядра, прежде всего отвечающего за управление и учет финансовых и материальных ресурсов, к которому, может быть, со временем будет «прикручен» какой-либо дополнительный функционал. Теперь ERP воспринимается как глубоко интегрированная система, где функционал, еще вчера считавшийся экзотическим, теперь при внедрении может потребоваться в первую очередь. А существование традиционных, универсальных приемов информационной поддержки бизнеса при безусловном сохранении их значимости предполагается по умолчанию.
Инфраструктура преобразуется в бизнес-приложения
Как известно, в комплексной информационной поддержке предприятий все большую роль играют инфраструктурные решения. На практике их внедрение, как правило, сопутствует автоматизации основных бизнес-процессов, дополняя их каким-либо информационным сервисом. И среди них хотелось бы отметить целый куст смежных направлений, связанных с корпоративной аналитикой, а также системы управления корпоративным контентом. Пример с информационной поддержкой аналитических функций, наверное, особенно показателен. Выход на российский рынок продуктов одного из лидеров рынка данного направления, компании Cognos («Сибинтек» и IBS) — событие прошедшего года. Представление компанией «Терн» новых для российского рынка аналитических продуктов фирм KSENA и Addinsoft также относится к этому периоду. В той или иной степени активизировали свою деятельность в сфере предложений корпоративной аналитики местные представительства SAS Institute и Sybase. За прошедший год предложениями аналитических систем оказался охваченным и рынок SMB.
Но для сегодняшней ситуации важны скорее даже не количественные показатели присутствия на рынке, а то, что аналитика изначально подается как цельное и, как правило, достаточно значимое бизнес-приложение. Уже упомянутый продукт Cognos, например, сразу же предстал пред российскими пользователями не как абстрактная аналитическая система, а в образе инструмента управления производительностью бизнеса (corporate performance management, CPM). Со старожилами российского рынка корпоративной аналитики та же самая ситуация. Продукты Hyperion, усиленные в этом году за счет приобретения Brio, за прошедший период (не в последнюю очередь стараниями компании ЛАНИТ) ассоциировались главным образом с той же концепцией CPM, продукция Sybase — с аналитическим CRM и рядом отраслевых решений (прежде всего для страхового, банковского и телекоммуникационного рынков), продукты SAS — также с аналитическим CRM и системами борьбы с мошенничеством. И это далеко не исчерпывающий список. Хотя жесткая связь «аналитика — бизнес-решение» пока проявляется в большей степени в предложениях для крупного бизнеса. В SMB подобные продукты пока подаются в более обтекаемой формулировке — как системы поддержки принятия решений.
В отношении управления корпоративным контентом достижения последнего года, пожалуй, поскромнее. Если брать полный спектр предложений в данной области, то дорогу в этом направлении в России пока прокладывает Documentum — чуть ли не в одиночку. Хотя постепенное принятие отечественным сообществом корпоративных клиентов технологий XML и Web-служб (опять же благодаря потребностям в интеграции приложений) ведет к тому, что продукты для контент-менеджмента все более насыщаются возможностями создания на их основе вполне цельных бизнес-приложений, активно эксплуатирующих в том числе и доступ к структурированным данным.
Путь, в сознании корпоративных пользователей в некоторой степени аналогичный пройденному CRM-системами (от вспомогательных модулей до самодостаточных решений поддержки бизнес-процессов), за прошедший год проделали методологии ITIL/ITSM.
Иными словами, второй вывод, который хочется сделать, — своего рода продолжение первого. Повторим, что перспективные функциональные направления рождаются благодаря как технологическому, так и рыночному развитию самих ERP-систем. Но вместе с тем с «внешних берегов» к ним начинают тесно примыкать инфраструктурные решения, причем, что очень важно, не в виде аморфной массы, а в образе вполне конкретных предложений автоматизации тех или иных бизнес-задач, будь то a-CRM или CPM.
И здесь самое время упомянуть о ряде событий последнего года, результатом которых должно в конце концов стать разнообразие предложений, равно как и общее повышение культуры ведения интеграционных проектов в России. В сентябре открыла представительство в нашей стране компания Hummingbird, имеющая в своем арсенале ряд интересных продуктов инфраструктурного ПО (в том числе средства BI и инструменты контент-менеджмента). В октябре о своем намерении в начале 2004 года открыть представительство объявила компания BEA Systems, один из бесспорных лидеров мирового рынка средств интеграции приложений.
По нашим наблюдениям, продвижению уже существующих на российском рынке портальных решений для интеграции уделялось больше внимания, чем в прошлом году. И уж совершенно точно это относится к серверам приложений — основному технологическому инструменту интеграции. Наиболее сильные акценты, сделанные Oracle в России из всего семейства 10g именно на Application Server, после осенней презентации данной серии продуктов более чем очевидны. Да и сама технология распределенной обработки данных (grid), о которой значительная доля корпоративных пользователей, думается, узнала лишь в прошедшем году, в наибольшей степени должна быть востребована в тех крупных компаниях, где ставка делается на интеграционные проекты. Новые проекты, развивающиеся в крупных, известных, пожалуй, большинству россиян компаниях на основе таких продуктов, как Oracle Application Server, IBM WebSphere, Sybase Enterprise Application Server, Borland Enterprise Server, — в значительной степени достижения прошедшего года.
Думается, что все сказанное выше о тенденциях, связанных с ERP-системами и инфраструктурными решениями, хотя бы отчасти объясняет повышенное внимание к российскому рынку ведущих зарубежных компаний, работающих в сфере интеграции корпоративного ПО. Ведь именно порталам и серверам приложений предстоит стать соответственно логическим и технологическим средством интеграции, наполняющим со своей стороны понятие КИС новым содержанием.
Зарубежные альянсы — на пользу отечеству
И наконец, кратко скажем о разработке ПО в России. Традиционно сложилось мнение, что эта тема не лежит в сфере основных интересов Intelligent Enterprise. Однако такие мировые события (опять же последнего года), как приобретение IBM компании Rational Software или же представление компанией Borland мощной и разнообразной линейки продуктов управления жизненным циклом создания ПО (также полученной в результате ряда приобретений), могут стать катализатором определенных тенденций и на российском рынке. По крайней мере, организационные мероприятия, направленные на индустриализацию разработок для корпоративного рынка, по нашему мнению, в прошедшем году были куда как интенсивнее. Прежде всего имеется в виду интерес к сертификации процессов разработки и стремление установить контакт между коллективами разработчиков и сообществом CIO со стороны отечественных заказчиков. Последняя же тенденция для российского рынка абсолютно нова, и появление развитых средств программной инженерии от поставщиков, уже давно обладающих существенным авторитетом в России, в этой ситуации как нельзя кстати.
В каких областях можно было бы ожидать результатов прежде всего? По мнению специалистов компании «Аплана», ниша заказной разработки в первую очередь связана с автоматизацией основных бизнес-процессов. Вспомним также и о рынке SMB, собственные решения для которого компания SAP популяризировала в России именно за последний год, а значит, таковые востребованы. Но вместе с тем, к примеру, IBM, представившая в марте стратегию для рынка SMB, делает ставку в этом вопросе на специальную версию своего сервера приложений WebSphere и на своих партнеров в России (иными словами, именно на разработку решений). Похоже, что примерно той же стратегии придерживается и Oracle, по крайней мере, в отношении действительно небольших компаний. Однако в любом случае отечественный рынок SMB, по-видимому, должен стать точкой приложений для индустриальных методов разработки и интеграции, что также должно обогатить содержание понятия КИС.