В первом квартале 2003 года аналитическая компания Market-Visio провела специальное маркетинговое исследование, посвященное состоянию и перспективам развития рынка системной интеграции в России. Исследователи проанализировали мнения и оценки как потребителей услуг системной интеграции, так и поставщиков этих услуг. По оценкам специалистов Market-Visio и некоторых системных интеграторов, объем российского рынка системной интеграции в 2002 году составил около 1,1—1,2 млрд долл. Эта сумма включает как «чистые» услуги, так и проектные поставки оборудования и ПО.

Интеграционные проекты: цифры и тенденции

Согласно данным Market-Visio, более 73% опрошенных предприятий среднего и крупного бизнеса в 2002 году вели интеграционный проект (в том числе около 20% предприятий — силами внешнего поставщика ИТ-услуг и еще 5% планировали осуществить такой проект в 2003 году). Кроме того, аналитики отмечают, что доля опрошенных предприятий, реализовавших интеграционный проект в 2002 году силами внешнего поставщика, в Москве составляет около 40%, тогда как в Санкт-Петербурге — не более 20%, а в регионах — не более 5%. При этом основная доля предприятий, начавших интеграционный проект в прошлом году, — организации с численностью персонала менее 500 человек. Исследователи приходят к выводу, что в ближайшее время большинство клиентов, использующих в проекте ИТ-услуги внешних поставщиков, составят предприятия среднего бизнеса.

В рамках проектов системной интеграции в 2002 году предприятия по большей части автоматизировали отдельные бизнес-функции или внедряли ERP-системы российских поставщиков. Как отмечают исследователи, в рамках проектов системной интеграции в 2003—2004 годах эти же предприятия будут проявлять больший интерес к решениям CRM и SCM. В целом же доля "кусочных" проектов и внедрений российских КИС будет оставаться высокой, но намечается тенденция к ее сокращению. Доля проектов, связанных с системами CRM, SCM, а также с интеграцией существующих средств, оставаясь не очень большой, будет все же расти.

На большинстве предприятий (87,7%), внедрявших ERP-системы и автоматизировавших отдельные функции в 2002 году, речь шла о функциях бухгалтерии и финансов. Те же предприятия будут проявлять больший интерес к автоматизации функций планирования и бюджетирования в рамках проектов системной интеграции в 2003—2004 годах. Внедрение функций электронной коммерции оказалось наименее актуальной задачей в рамках интеграционных проектов в 2002 году и в планах на 2003 год. В основном внедрение решений электронной коммерции осуществляли предприятия сферы телекоммуникаций и торговли.

Напротив, наиболее распространенными услугами, которые приобретали предприятия в рамках проектов в 2002 году, помимо собственно услуг разработки и интеграции, было обучение. Интересно, что, согласно исследованиям Market-Visio, довольно большая часть предприятий, более трети, приобретали услуги ИТ-консалтинга. У предприятий, планировавших проект системной интеграции на 2003 год, наряду с услугами по обучению наиболее востребованы были проектные поставки оборудования и ПО.

Среди предприятий, осуществлявших интеграционные проекты в 2002 году, у почти 80% поддержка информационной системы обеспечивается либо силами собственного ИТ-отдела, либо совместно с системным интегратором. Среди предприятий, планировавших аналогичные проекты на 2003 год, более 40% намерены полностью передать обслуживание своей ИС системному интегратору.

Десять системных интеграторов, опрошенных в рамках исследования, отметили, что основная доля заказчиков услуг системной интеграции приходилась на сектор ТЭК, государственные структуры и предприятия, а также предприятия ВПК. Большинство заказчиков — организации с численностью персонала от 500 до 10 тыс. человек. Стоимость почти половины проектов в 2002 году составляла до 100 тыс. долл. В 2003 году системные интеграторы рассчитывают увеличить долю проектов стоимостью от 100 тыс. до 1 млн долл.

Мотивация и критерии выбора

В ходе исследования респондентам было предложено сформулировать цели и выгоды интеграционных проектов, критерии выбора системных интеграторов, причины привлечения сторонних поставщиков для реализации проектов, а также трудности, возникающие в проектах системной интеграции. Причем вопросы задавались как клиентам, так и системным интеграторам.

Как показал опрос, основная цель системной интеграции с точки зрения интеграторов — это возможность создания единой и доступной информационной базы предприятия, а клиенты выделяют здесь возможность улучшить качество и скорость бизнес-процессов предприятия.

В качестве основных причин для привлечения внешних поставщиков услуг к интеграционным проектам заказчики называют необходимость быстрой реализации проекта и недостаток собственных сил и знаний для его выполнения (аналитики отмечают, что эти же мотивы выступают как основные для предприятий США). Системные интеграторы также считают недостаток у заказчика собственных сил и опыта главным мотивом для привлечения внешних поставщиков услуг. При этом системные интеграторы явно недооценивают значимость такого фактора, как стремление заказчика осуществить проект быстро .

Основными критериями при выборе системного интегратора заказчики называют квалификацию привлекаемых специалистов и их предыдущий опыт работы в сходных проектах. Стоимость услуг для заказчиков — третий по значимости фактор. Системные интеграторы также считают квалификацию специалистов и предыдущий опыт работы интегратора главными факторами выбора поставщиков услуг предприятиями, однако недооценивают фактор стоимости услуг.

Основной проблемой при выполнении интеграционных проектов и заказчики, и системные интеграторы считают трудности с реализацией бизнес-процессов предприятий. Вторая по важности для заказчиков — проблема несоблюдения интеграторами графика работ по проекту. Сами системные интеграторы считают этот фактор последним в списке возникающих проблем, а в качестве второго по значимости негативного фактора называют нечеткое понимание целей проекта у руководства предприятия.

***

В целом исследование Market-Visio показало не слишком высокую квалификацию российских ИТ-директоров: на российских предприятиях достаточно велика доля «кусочной» автоматизации и недостаточно внимания уделяется ИТ-консалтингу. При этом отнюдь не всегда заказчики и системные интеграторы одинаково определяют главные трудности при реализации проектов. Здесь просматривается четкое желание переложить ответственность на другого, что также говорит о не слишком высокой культуре проектов.

Участники исследования

В опросах Market-Visio участвовали предприятия различных сфер деятельности, которые либо осуществляли проекты системной интеграции в 2002 году, либо планировали выполнить такой проект в 2003 году. Опросы проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. Всего методом персонального интервью с помощью полуформализованной анкеты было опрошено 109 респондентов — руководителей ИТ-подразделений, ИТ-директоров, CIO или лиц, ответственных за информационные технологии на предприятии, отобранных на основе 500 предварительных контактов. Кроме того, в анкетировании приняли участие представители 10 ведущих российских компаний, предлагающих услуги системной интеграции.