Главная общая тенденция на рынке ИТ — смещение центра тяжести от закупок оборудования в сторону ПО и услуг. И это действительно заметная тенденция, которую IDC прослеживает не только в России, но и во всех странах мира.
Основной фактор, от которого зависят темпы изменения продаж продукции ИТ, — наличие реальной конкуренции. Там, где ее нет, не будет и устойчивого долгосрочного спроса на ИТ-продукты и услуги. В условиях реальной конкуренции предприятия начинают инвестировать средства в ИТ для достижения конкурентных преимуществ.
IDC ожидает, что российский рынок ИТ вырастет в 2003 году на 17%; таким образом, Россия остается в числе наиболее быстроразвивающихся и перспективных стран. Ускоренный рост, наблюдавшийся в последние два года, поддерживался устойчивым ростом цен на нефть, продолжится он и до 2004 года, но лишь при условии сохранения ситуации на нефтяном рынке. В Западной Европе, по данным IDC, также ожидается рост ИТ-бюджетов, но он будет довольно скромным, поскольку экономическая ситуация там остается довольно сложной. Например, российский рынок серверов в 2003 году рос медленнее, чем рынок ИТ в целом. Сохранялся стабильный спрос на модели начального уровня, но по сравнению с ним темпы роста в сегменте высокопроизводительных моделей несколько ниже. IDC считает, что большинство организаций, которые используют такую технику, возможно, уже приобрели ее в избытке, и в последующие три года она не появится в списке первоочередных закупок. Большого роста или падения на рынке серверов IDC не ожидает, а прогнозирует небольшой, но стабильный рост.
Вторая тенденция — повышенное внимание поставщиков корпоративного ПО и услуг к рынку средних компаний. На западных рынках эта тенденция вполне обоснованна, но в России, мне кажется, это выглядит как простое копирование западных подходов, поскольку далеко не все средние предприятия здесь пока способны стать серьезными потребителями информационных технологий. Сегодня лишь незначительная часть рынка ИТ-услуг приходится на долю средних предприятий. В этом ситуация в России сильно отличается от Западной и даже Центральной Европы. Например, в Чехии и Польше SAP серьезно и довольно успешно работает на рынке среднего бизнеса, но в России у SAP пока абсолютно другая стратегия, сфокусированная на крупный бизнес. И она оправдана внутренней ситуацией в стране.
И наконец, третья тенденция — это интерес к системам Business Intelligence, ПО для бизнес-аналитики и поддержки принятия решений. IDC полагает, что это довольно перспективный рынок и многие российские компании заинтересуются такими системами. На западных рынках после бума ERP начались пиковые всплески интереса к решениям SCM, CRM и Business Intelligence. Это вполне понятно, поскольку все эти дополнительные функции интересны заказчикам. Рост спроса на решения Business Intelligence появляется тогда, когда объем информации, накопленной в ходе эксплуатации ERP-системы, достигает некоторой «критической массы». Данные уже позволяют проводить глубокий анализ деятельности предприятия, а стандартных инструментов ERP-системы для этого не хватает. Западный рынок в свое время прошел этот классический путь, которым сейчас идет Россия, и в 2004 году мы ожидаем здесь интереса к системам бизнес-аналитики и поддержки принятия решений.
Роберт Фариш — глава представительства IDC в России и странах СНГ.. |