Сейчас, как, впрочем и ранее, часто обсуждается, каким образом целесообразнее выделять предприятия среднего бизнеса, если речь идет о внедрении интегрированных управленческих систем. Как правило, обсуждение сводится к формальным численным параметрам, характеризующим ИТ-внедрения на рынке средних предприятий (количество сотрудников, число подлежащих автоматизации рабочих мест, годовой оборот и т. д.). Об этом сказано вполне достаточно. Вместе с тем существуют и качественные характеристики данного сектора рынка, и трактовать их однозначно, как правило, сложно. Как следствие этой неоднозначности возникают, в частности, разногласия в вопросе о степени готовности предприятия к большому ИТ-проекту или о том, какие стимулы должны подталкивать предприятие к началу работ по автоматизации.
В журнале Intelligent Enterprise накоплен определенный опыт знакомства с практикой внедрений информационных систем на средних предприятиях, позволяющий предложить читателям некоторые комментарии на эту тему.
На средний рынок приходят по-разному
Если проанализировать материалы Intelligent Enterprise за последние пару лет, то применительно к российскому рынку, наверное, можно выделить средние предприятия двух типов. К первой группе мы отнесем развивающиеся компании, двигающиеся к среднему бизнесу со стороны малого. Классический пример такой ситуации — это, допустим, развитие розничного магазина до уровня торгового предприятия сетевой торговли (и наш журнал неоднократно рассказывал о подобных проектах). Ко второй категории соответственно принадлежат предприятия, изначально относившиеся к категории средних или же перешедшие в эту нишу в результате разукрупнения больших предприятий и выделения из них специализированных компаний. В отраслевом аспекте такие компании чаще занимаются производственной деятельностью, и о них Intelligent Enterprise также рассказывал неоднократно.
Думается, что в соответствии с данной классификацией формируется и рынок предложения услуг комплексной автоматизации средних предприятий. Определенная группа поставщиков ПО и услуг внедрения приходит в рассматриваемый нами сектор рынка, либо уже имея многолетний опыт работы в секторе малого бизнеса, либо, наоборот, набирая его в общении с крупным бизнесом. «Подход к автоматизации на средних предприятиях сегодня напоминает мне подход крупных компаний, который складывался в России несколько лет назад, — говорит Нина Новикова, директор департамента SAP-систем компании TopS BI. — Четко понимая, что успешность деятельности должна зависеть от целого комплекса показателей, по возможности отражающих функционирование бизнеса в целом, средние компании пока идут по этому пути методом проб и ошибок». Деятельность Tops BI, летом этого года получившей от компании SAP статус СМБ-партнера (партнера в области решений для малого и среднего бизнеса), — пожалуй, наиболее хрестоматийный пример движения «сверху» к рассматриваемому нами сегменту рынка внедрения ERP-систем.
Компания «Интеллект-Сервис», наоборот, двигаясь к своему «среднему» заказчику ровно с противоположной стороны — от автоматизации малого бизнеса, трактует характерные черты ИТ-поддержки бизнес-процессов средних предприятий со своих позиций. «Мы воспринимаем средний рынок, прежде всего ориентируясь на его потребность в том или ином функционале информационной поддержки бизнеса, — утверждает генеральный директор «Интеллект-Сервис» Владимир Пичугин. — Если быть более конкретным, то имеется в виду переход от чисто учетных задач к задачам планирования, многомерного анализа, бюджетного управления и консолидации данных. Иными словами, речь идет о сквозной поддержке бизнес-процессов на уровне высшего и среднего менеджмента».
Добавим к этому еще некоторые наблюдения. За последние год-полтора редакции удалось познакомиться с рядом ИТ-проектов в самых разнообразных отраслях бизнеса — от поставщиков сырья до розничной торговли, и общая тенденция к информационным связям между ними по цепочкам поставок налицо. Ситуация, формирующаяся на рынке, будет одной, когда мы сталкиваемся с массовым внедрением складских систем (что, как известно, действительно происходило несколько лет назад), и совсем иной, когда мы имеем дело с автоматизацией так называемого распределительного центра (см., например, статью «Семь раз отмерь…», Intelligent Enterprise No 15’2002). У ТД «Перекресток», о котором шла речь в статье, сотни поставщиков, абсолютное большинство из которых формально относятся к среднему бизнесу, и ИТ-поддержка деятельности распределительного центра сразу открывает для них возможность получить дополнительные бизнес-преимущества за счет вхождения в единое со своим партнером информационное пространство. И такие дистрибьюторские компании, как показывает наш опыт, действительно в этом заинтересованы. По сути, ту же мысль подтверждает и Нина Новикова: «На рынке среднего бизнеса сейчас активно создаются разнообразные альянсы между предприятиями, связанными единой производственной цепочкой, и даже между конкурентами. В этой связи онлайновый обмен информацией мог бы быть им чрезвычайно полезен. Мы, общаясь с клиентами из данного сектора рынка, видим это достаточно отчетливо».
И, наконец, еще одна тенденция отечественного бизнеса, имеющая прямое отношение к перспективам ERP-систем среднего класса, связана с получающей все большее распространение сегментной отчетностью, формально описанной как в отечественных бухгалтерских стандартах (ПБУ), так и в МСФО. Построение на основе данной концепции центров ответственности (центров затрат, прибыли и инвестиций) позволяет в плане управления рассматривать даже крупные компании как совокупность средних предприятий. Пока, однако, нам неизвестны внедрения ERP-систем среднего класса, которые были бы инициированы данной тенденцией.
Средний бизнес — не уменьшенная копия крупного
Постараемся связать сказанное выше с конкретными потребностями в автоматизации на российском рынке, имея в виду, конечно же, средний бизнес. Будем ориентироваться на тезис, согласно которому средние предприятия с некоторым запаздыванием по времени повторяют развитие крупных. И сперва зададимся вопросом, что же средние компании могут перенять и уже реально заимствуют сегодня у них.
Как подсказывает наш опыт знакомства с проектным бизнесом, сегодня существует ряд управленческих технологий и соответствующих направлений автоматизации, присущих пока преимущественно крупному бизнесу, которые мало-помалу находят себе место на средних предприятиях. Обозначим их явно.
В первую очередь это детальная проработка стратегических вопросов бизнеса и ИТ. Более конкретно — наблюдается явное оживление интереса крупных компаний к внедрению системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC), технологий измерения производительности бизнеса (Corporate Performance Management, CPM) а также методик управления ИТ-сервисом (ITSM).
Во-вторых, нынешний период автоматизации крупных российских предприятий отмечен освоением ряда функциональных и технологических направлений, характерных для развитой стадии внедрения ERP-систем. Вместе с тем их вряд ли можно отнести к направлениям первой необходимости, даже имея в виду комплексные внедрения в истинном значении этого слова. В качестве примера подобных инноваций можно привести развертывание хранилищ данных или управление жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM).
И, наконец, серьезным прорывом на рынке автоматизации крупного бизнеса за последние год-два можно считать существенное смещение интересов в сторону технологий обработки неструктурированной информации (корпоративного контента) как неотъемлемого слагаемого общей системы управления компанией. В этой связи уместно вспомнить, что, согласно итогам опроса экспертов и читательской аудитории, проведенного нашим изданием (см. IE No 3’2003), в первую десятку лучших производителей информационных систем 2002 года попали практически все известные на местном рынке поставщики ПО управления контентом.
Если средний бизнес в вопросах комплексной автоматизации действительно идет в фарватере крупного, то, скорее всего, можно сделать вывод о том, что он заимствует у крупного общие идеи, связанные с совершенствованием технологий управления, прокладывая тем не менее рельсы их информационной поддержки по собственной колее. «Сегодня — в отличие от ситуации пятилетней давности — я постоянно сталкиваюсь в серьезными попытками средних предприятий разработать и полностью реализовать маркетинговую стратегию. Соответственно индикаторами успешности или неуспешности здесь очень часто призваны служить комплексные характеристики, далеко выходящие за рамки традиционных финансовых показателей», — утверждает Нина Новикова.
И действительно, формируя и воплощая в жизнь стратегические инициативы, средний бизнес вместе с тем пока не идет по пути прямого использования инструментария поддержки стратегических концепций, который упоминался выше (BSC, CPM, ITSM). На сегодня этот сегмент, похоже, разумно ограничивает себя тем набором ресурсов оперативного управления бизнесом, на основе которого в принципе можно говорить о построении системы управления стратегического. И здесь уже бывает трудно обойтись без комплексной ERP-системы. По сути, через вопросы стратегии отечественный средний бизнес часто приходит к поставщикам комплексных систем класса ERP.
Что касается очень важных, в том числе и для среднего бизнеса, систем управления корпоративным контентом, то здесь подобные предприятия (также по вполне понятным причинам) не идут на непосредственное внедрение систем вышеназванного класса и портальных решений, большей частью ограничиваясь расширением функционала Web-сайтов, офисных приложений, а также тесной интеграцией между этими направлениями информатизации. О подобных проектах IE приходилось рассказывать достаточно часто.
Выход внедрений ERP-систем за пределы классического функционала (бухгалтерия, снабжение, сбыт, производство), в сторону автоматизации специфических задач, по сути, происходит сейчас в среднем бизнесе так же, как и в крупном, — однако снова с определенными ограничениями. Если относительно «тяжелые» решения для поддержки жизненного цикла продукции класса PLM или PDM (Product Data Management) здесь широкого применения не находят, то тесная интеграция с системами автоматизированного проектирования САПР (опять же ориентированными на средний бизнес) в проектах комплексной автоматизации предприятий среднего рынка, о которых писал Intelligent Enterprise, встречалась не раз. Сталкивались мы и с фактами объединения функционала ERP-системы и систем управления проектами (Project Management, PM). Реальные результаты в области интеграции систем разных классов (например, ERP, САПР и PM) далеко не единичны и были достигнуты как раз за последние год-два силами производителей продуктов соответствующего класса, работающих в России, и именно в рассматриваемом нами сегменте рынка. В области же аналитики средний бизнес также явно недотягивает до широкого применения хранилищ данных, но вместе с тем, улавливая саму тенденцию, начинает активно применять разнообразные схемы построения многомерного анализа данных.
И, наконец, тенденция к открытости информационного пространства, к образованию альянсов между компаниями разного профиля по цепочкам поставок влияет на средний бизнес, пожалуй, сильнее, чем на крупный. Средний бизнес вынужден быть куда более динамичным в смысле временных параметров, определяющих жизненный цикл продукции, а также гибкости работы с поставщиком и реакции на запросы клиентов. В основном, наверное, по этой причине внедрение таких популярных дополнений ERP-продуктов, как модули CRM и SCM, в среднем бизнесе сегодня идет ничуть не менее, а может быть, и более интенсивно, чем в крупном.
Кроме того, информационная открытость и эффективность онлайнового электронного взаимодействия в среднем бизнесе заставляет — быть может, тоже сильнее, чем в крупном, — акцентировать внимание на детализации функций традиционно внедряемых модулей ERP-систем. И здесь, как ни парадоксально, средний бизнес может оказаться даже впереди крупного. Хорошим примером может послужить деятельность компаний «Фронтстеп СНГ» и «ЭпикРус» за последний год. Обе они, напомним, занимаются внедрением ERP-систем исключительно на среднем рынке. Активное продвижение ими перспективных концепций управления, несмотря на их направленность на детальную «расшивку» проблем, возникающих на самом производстве, изначально определяется динамикой и зрелостью информационной инфраструктуры бизнеса на среднем рынке в целом. Поясним, что речь идет о концепциях расширенного планирования (Advanced Planning and Scheduling, APS), которой занимается «Фронтстеп СНГ», и поддержки исполнения производственных процессов (Manufacturing Execution Systems, MES), продвигаемой соответственно компанией “ЭпикРус”. Весьма характерно, что в реализации обеих концепций весьма активно используются методы уже упоминавшейся нами технологии Project Management.
Стратегия «локальных побед»
Теперь хотелось бы сделать некоторые выводы. Во-первых, общее положение состоит в том, что среднему бизнесу реально необходима комплексная (а не только финансовая) система. Также ясно, что по совокупности ряда причин ранее достаточно сильно удаленные друг от друга решения ИТ-поддержки среднего бизнеса теперь начинают тесно смыкаться друг с другом в рамках термина «комплексная система». А само понятие ERP у компаний-клиентов все в меньшей степени ассоциируется с единым программным решением. Но если даже речь действительно идет о ERP-системе в классическом понимании этого термина, то уже не об одном только наличии или отсутствии привычного контура бухгалтерия — снабжение — производство — сбыт, а скорее о наборе строго необходимых бизнесу на сегодняшний день решений, каждое из которых дает конкретный результат. «По нашим наблюдениям, в настоящее время на отечественном рынке есть тенденция, в определенной степени обратная той, которая имела место несколько лет назад, на пике интереса к ERP-системам, — утверждает генеральный директор «Интеллект-Сервис» Владимир Пичугин. — Теперь в среднем бизнесе очень хорошо понимают, насколько длителен процесс внедрения, и поэтому при внедрении необходимо применять тактику «быстрых побед». Требования бизнеса и современные технологии позволяют, к примеру, за три месяца надстроить управленческий контур над бухгалтерским ПО. А внедрение комплексной системы автоматизации может длиться не полтора года, а состоять, допустим, из шести этапов по три месяца, на каждом из которых организация получает конкретный результат”.
В приведенном мнении без труда угадывается наличие значительного опыта работы с малым бизнесом. Но по сути ту же самую мысль выражает и Нина Новикова: «Мы не можем сказать руководству среднего предприятия, что нужно подождать два года, пока не станут видны результаты внедрения. Для него это огромный срок. Решения целесообразно предлагать как некую стратегию, ориентированную на бизнес-процессы компании и состоящую из отдельных этапов. Каждый из них не должен быть длительным и должен приводить к четко формализуемому результату”. Думается, что вполне четко очерченную стратегию “локальных побед” (назовем ее так), безусловно, надо принимать во внимание, когда мы сталкиваемся с декларациями, касающимися сроков внедрения ERP-систем в целом, которые якобы в настоящее время демонстрируют тенденцию к существенному сокращению.
Кроме того, из всего вышеизложенного напрашивается вывод о том, что принципиальные подходы и перспективность тех или иных технологических направлений корпоративной автоматизации остаются инвариантными к тому, о каком среднем бизнесе мы говорим — о том, который постепенно покидает нишу малого, или же о предприятиях, пытающихся ориентироваться на коллег со сходными или более широкими возможностями ведения ИТ-проектов.
Популярные вопросыОбратимся теперь к отдельным мыслям, высказанным участниками проведенного Intelligent Enterprise круглого стола на тему «Автоматизация предприятий малого и среднего бизнеса» (материалы его опубликованы в данном номере в рубрике «Круглый стол»). Как выясняется, один из основных дискуссионных моментов — это вопрос о предпроектном этапе внедрения интегрированных систем. Есть ли у средних предприятий ИТ-стратегия и бизнес-план (их наличие, конечно же, крайне желательно в подобных ситуациях), или же таких категорий средний бизнес не использует? Высказываний на эту тему очень много, как напрямую, так и в привязке к вопросам о бюджете проекта, возможности использования методологий внедрения и т. д. Сопряженный вопрос о побудительных мотивах внедрения (можно ли считать таковые в настоящее время большей частью спонтанными или закономерными) также, как мы видим, возникает достаточно часто. Говоря об опыте редакции IE, стоит отметить, что мы по ряду причин практически не сталкиваемся с ситуациями, когда внедрение ERP-продукта стимулируется одной крупной и неожиданно возникшей проблемой. В таких условиях, которым по определению сопутствуют большие риски проекта и высокая степень неопределенности перспективы, мало кто из клиентов захочет (да и сможет) поделиться информацией. В любом случае по нашему опыту наличие стратегии в среднем бизнесе редко выражается в документах, таблицах специально разработанных показателей и т. д., однако то или иное видение перспективы все же существует. И здесь хотелось бы сделать некоторые замечания. Как нам представляется, готовность следовать методологиям внедрения и степень ответственности самого заказчика за его результат (а следовательно, необходимость в некоторой стратегии) оказывается, как ни странно, выше на тех предприятиях, которые отделены от инфраструктуры крупных городов. А таких в России немало. И проблема дефицита ИТ-специалистов — при всех возникающих в связи с этим серьезных проблемах — лишь четче обозначает ответственность бизнес-руководства за конечный результат. Интересно и еще одно наблюдение. На тех предприятиях, где нам удалось независимо познакомиться с внедрениями нескольких разных систем корпоративного уровня, осознание долгосрочных перспектив автоматизации в целом, по нашим субъективным ощущениям, оказывается несколько выше. Вспомним здесь и о том, какую важность приобретает сегодня ERP-система как элемент, «погруженный» в реальную бизнес- и информационную среду конкретного предприятия. Заметим в этой связи, что и участники круглого стола, как выясняется, также воспринимают важные проблемы кастомизации и наработки вертикальных решений как способность ERP-систем интегрироваться в ИТ-инфраструктуру, характерную для того или иного бизнеса (биллинговые системы, инженерные расчеты и т. д.). Заметно также, что стратегия «локальных побед», о которой говорилось выше, принимается большинством участников российского рынка. По крайней мере, если бы не подобные идеи, не было бы и проектов под фиксированный бюджет, о которых говорилось за круглым столом. И, наконец, еще одна важная мысль, объединившая участников обсуждения, состоит в том, что функционала ERP-систем, внедряемого на предприятиях в настоящее время, должно быть ровно столько, сколько необходимо на данный момент. И это, кстати, еще одна тенденция, перекочевавшая в средний проектный бизнес из крупного. В последнем компании, внедряющие информационную систему, уже давно ставят задачу не столько расширить рамки проекта, сколько не пойти на поводу у увлекшегося проектом клиента и не дать ему в нем «увязнуть. Почему она стала актуальной именно сейчас, в то время как ранее особенно никто не возражал против закупки функционала «про запас»? Думается, что именно таким образом удается реально воплотить в жизнь ту самую стратегию «локальных побед», при этом минимизировав столь важный для среднего бизнеса параметр, как срок внедрения. |