Управление знаниями
Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место - это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). Знание, которое не используется и не возрастает, и в конечном счете устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание. Существуют десятки определений знания, но в системах KM знания - это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых на конкретном предприятии.
Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные. Традиционно проектировщики систем КМ ориентируются в основном на менеджеров, хотя есть и тенденция принимать в расчет более широкий круг работников организации.
Для интеграции в единый комплекс системы KM используют ряд технологий:
- традиционные системы автоматизации и информационно-поисковые системы;
- электронную почту, корпоративные сети и Интернет-сервисы;
- базы и хранилища данных (data warehouse);
- системы электронного документооборота;
- специализированные программы обработки данных (например, статистического анализа);
- экспертные системы и базы знаний.
Разработка систем KM
Именно создание систем KM заставляет задаться вопросом, который остается камнем преткновения уже для второго поколения разработчиков автоматизированных систем, - где и как добывать информацию (данные и знания)?
Корпоративная информация может храниться в двух формах. Материальная, или явная, информация - это данные и знания, которые можно найти в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т.д. Персональная, или скрытая, информация - это персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем прямого контакта - «с глазу на глаз», при помощи специальных процедур извлечения знаний. Именно скрытое знание - это практическое знание, которое является ключевым для принятия решений и управления. В действительности эти два типа информации, как две стороны одной медали, одинаково важны в структуре системы KM.
При разработке систем КМ можно выделить следующие этапы.
- Накопление. Стихийное и бессистемное накопление информации в организации.
- Извлечение. Процесс переноса компетентности специалистов на аналитика. Это один из наиболее сложных и трудоемких этапов, от его успешности зависит дальнейшая жизнеспособность системы.
- Структурирование и формализация. На этом этапе должны быть выделены основные понятия, выработана структура представления информации. Она должна быть максимально наглядной и такой, чтобы ее было легко изменять и дополнять. Именно на этом этапе создаются описания и модели бизнес-процессов и структуры потоков информации.
- Проектирование системы. Предметная постановка задачи, разработка архитектуры и спецификаций для программирования.
- Программная реализация. Разработка собственно программного комплекса системы.
- Обслуживание. Под ним понимается корректировка формализованных данных и знаний (добавление, обновление); «чистка» - удаление устаревшей информации; фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.
Это не единственно возможное описание процесса разработки, но оно позволяет понять, что происходит при создании реальных систем управления знаниями. В литературе достаточно подробно описаны лишь этапы проектирования и реализации, при том, что основную сложность представляют этапы извлечения и структурирования. Мало кто из разработчиков знает, что существует наука под названием «инженерия знаний» (knowledge engineering), возникшая в русле разработки интеллектуальных систем, или систем, основанных на знаниях, примерно 15-20 лет назад.
Поскольку основная проблема инженерии знаний - это процесс извлечения знаний, разработчикам систем KM и в первую очередь аналитику необходимо четко понимать природу и особенности этих процессов. Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний:
A = {A1, А2, А3} = {психологический, лингвистический, гносеологический}.
Следует отметить, что даже если речь идет о разработке традиционной информационной системы, а не системы KM, проблемы инженерии знаний не теряют своей актуальности.
Из трех аспектов извлечения знаний наиболее важен психологический (А1), поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) аналитика с основным источником знаний - специалистами предприятия.
Психологические проблемы извлечения знаний
Как известно, в процессе человеческого общения воспринимается далеко не вся возможная информация. В связи с этим актуальна проблема увеличения информативности общения аналитика и специалистов предприятия за счет использования психологических знаний.
Модель общения при извлечении знаний включает такие структурные компоненты: участники общения (партнеры); средства общения (процедура); предмет общения (знания). В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний.
Контактный слой
Разработка корпоративных систем - это коллективный процесс, для которого небезразлична атмосфера в группе разработчиков. Проводились эксперименты, результаты которых неоспоримо показывают, что дружеская атмосфера в коллективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности членов группы. Особенно важно, чтобы в коллективе разработчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения.
Прогнозировать совместимость в общении со 100 %-ной гарантией невозможно. Однако можно выделить те факторы, черты личности, характера и другие особенности участников разработки, которые, несомненно, оказывают влияние на эффективность процедуры.
Пол и возраст. Значения этих параметров хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе отмечается ,что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары мужчина/женщина. Что касается соотношения возрастов, лучше, когда оно подчиняется следующей зависимости:
20 > (Вэ - Ва) > 5
где Вэ - возраст эксперта-специалиста; Ва - возраст аналитика.
Характеристики личности и темперамента. Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующая индивидуальность человека. Рекомендуемые составляющие для аналитика: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость.
Со времен Галена и Гиппократа, выделивших четыре классических типа темперамента, используются понятия холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Для эффективной работы аналитика предпочтительны сангвинический и холерический темперамент.
Мотивация. На эффективность коллективного решения задач влияет и мотивация участников - их стремление к успеху. Аналитик в зависимости от условий разработки должен изыскивать разнообразные стимулы для экспертов-специалистов. Эксперт передает аналитику один из самых дорогих в мире продуктов - знания. И если одни люди делятся опытом добровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои профессиональные тайны. Иногда оказывается полезно возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки кооперативности в коллективе).
Процедурный слой
Параметры процедурного слоя описывают процесс проведения процедуры извлечения знаний.
Ситуация общения (место, время, продолжительность). Беседу с экспертом лучше всего проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы и могут породить эффект «фасада». Рабочее место эксперта - не лучший вариант, так как его могут отвлекать телефонные звонки, сотрудники и пр. Американский психолог И. Атватер считает, что для делового общения наиболее благоприятна дистанция между собеседниками от 1,2 до 3 м. Минимальным «комфортным» расстоянием можно считать 0,7-0,8 м. Реконструкция знаний- трудоемкий процесс, и поэтому длительность одного сеанса обычно не превышает 1,5-2 часов. Лучше выбрать эти два часа в первой половине дня, если эксперт относится к типу «жаворонок», и во второй, если он «сова». Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20-25 минут, поэтому в сеансе нужно делать паузы.
Оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель). Одно из основных средств увеличения эффективности процесса извлечения знаний - использование наглядного материала. При этом учитывается, что большую часть информации человек получает при помощи зрения. Совет активнее пользоваться схемами и рисунками можно считать универсальным. Для протоколирования результатов сейчас используются следующие способы:
- запись на бумагу непосредственно по ходу беседы;
- запись на диктофон, помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки;
- запоминание с последующей записью после.
Наиболее распространен первый способ. Наибольшая опасность при этом - потеря знаний, поскольку любая запись ответов - это уже интерпретация, привносящая субъективное понимание предмета. Значения параметров освещенности очевидны и связаны с влиянием внешних факторов на эксперта.
Профессиональные приемы (темп, стиль, методы и др.). Учет индивидуального темпа и стиля эксперта позволяет аналитику снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичная ошибка - навязывание собственных темпа и стиля.
На успешность также влияет длина фраз, которые произносит аналитик. Это было установлено американскими учеными - лингвистом Ингве и психологом Миллером - при исследовании причин низкой усвояемости команд на военно-морском флоте США. Причиной оказалась длина команд. Выяснилось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7±2 слова. Эта величина получила название «число Ингве -- Миллера». Можно считать его мерой «разговорности» речи.
Большая часть информации поступает к аналитику в форме предложений на естественном языке. Однако внешняя речь эксперта есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. Для передачи этой внутренней речи эксперт использует и невербальные средства, такие, как интонация, мимика, жесты. Опытный аналитик старается по возможности записывать в протоколы (в форме ремарок) и эту дополнительную интонацию.
Kогнитивный слой
Для эффективного моделирования когнитивных (от англ. cognition - познание), или познавательных, процессов необходимо учитывать их природу. На сегодняшний день эти вопросы наименее исследованны и требуют изучения так называемых когнитивных стилей. Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого индивида. Когнитивный стиль определяет не столько эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности; система средств и индивидуальных приемов, к которым прибегает человек для организации своей деятельности.
Можно выделить несколько важных характеристик когнитивных стилей.
Полезависимость - поленезависимость. Поленезависимость позволяет человеку акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и отбрасывать все лишнее, т.е. не зависеть от фона или окружающего задачу шумового поля. Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. Очевидно, что не только самому аналитику необходимо высокое значение этого параметра; поленезависимый эксперт - это тоже желательный фактор. Однако приходится учитывать, что полезависимые люди лучше общаются, они более контактны. Для общения особенно удачны гетерогенные (смешанные) пары: «полезависимый - поленезависимый».
Поленезависимость - одна из характерных профессиональных черт когнитивного стиля наиболее квалифицированных аналитиков. По некоторым данным, мужчины более поленезависимы, чем женщины.
Импульсивность - рефлективность (рефлексивность). Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без достаточного обоснования), а под рефлексивностью - склонность к рассудительности. Рефлексивность, по экспериментальным данным, коррелирует со способностью к формированию понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач. Таким образом, и аналитику, и эксперту желательно быть рефлексивными, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.
Ригидность - гибкость. Этот фактор характеризует способность человека изменять установки и свою точку зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия; гибкие, напротив, легко приспосабливаются к новой обстановке. Очевидно, что если эксперт еще может позволить себе ригидность (что характерно для долго работающих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста), то аналитику эта характеристика когнитивного стиля явно противопоказана. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.
Когнитивная эквивалентность. Характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен провести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже, чем у мужчин.
Психологические проблемы, рассмотренные в этой статье, далеко не исчерпывают всего комплекса теоретических и практических аспектов проблемы извлечения знаний. О других проблемах мы поговорим в следующих статьях этого цикла.
Татьяна Гаврилова - д.т.н., консультант по информационным технологиям аудиторской экспертной компании «Балт-Аудит Эксперт». |