На вопросы Intelligent Enterprise отвечает Елена Соловей, директор выставки SofTool.
Intelligent Enterprise: Елена Борисовна, когда SofTool только начинался, Вы могли представить себе, за что беретесь?
Елена Соловей: Мы начинали в 90-м году, когда никакого рынка не было. Представление о выставках было советское: пришел, представился во всей красе и — забыл. Тогда мы еще не понимали, что выставка — это наиболее эффективный способ заявить о своей продукции широкой общественности и в конечном счетеее продать. Тогда экспоненты демонстрировали в основном западные разработки. А о том, что хорошо бы не только на других посмотреть, но и себя показать, наши программисты еще не думали. Производство программ было тогда «коленочным», и что «Софтулу» предстоит долгая жизнь, — никто не думал.
Информация |
Выставка SofTool проводится с 1990 года на ВВЦ, традиционно в одном и том же 69-м павильоне. Выставочная площадь 7 тыс. кв. м. Количество участников в 2001 году — более 200, в этом году предполагается не менее 230. |
IE: Что, по Вашему мнению, изменилось с тех пор?
Е. С.: Кажется, что с тех пор прошел век. Нас всех «образовывала» рыночная стихия. Кто-то потерпел крушение, кто-то оказался на гребне. Организаторов выставки греет мысль, что «Софтул» помог выжить и победить многим. Сегодня тогдашних наших экспонентов — "мальчишек" и "девчонок", работавших на одном энтузиазме, — не узнать. Многие из них создали мощные фирмы, ставшие лидерами на российском рынке ИТ. Разве можно себе представить, что на первом «Софтуле» такие уважаемые в стране, да и в мире, компании, как «1С» и ABBYY (тогда еще «BIT Software») занимали стенды в 9 квадратных метров?
IE: Но ведь изменились не только участники, но и сами организаторы.
Е. С.: Наверное, это закономерно. И выражается это, конечно, не в изменении имиджа выставки. Хотя и здесь есть чем гордиться организаторам. Площадь экспозиции выросла почти в три раза, количество экспонентов — в шесть раз. Теперь на «Софтуле» посетителей встречают очень красивые современные, не уступающие по дизайну иностранным стенды российских компаний.
IE: Но это внешние изменения, а внутренние?
Е. С.: Подготовка к выставке заключается не только и не столько в том, чтобы привлечь участников и организовать их заезд на экспозицию, как могут думать начинающие выставочные операторы. Это лишь видимая часть айсберга, который называется «Софтул». Кропотливая работа организаторов не прекращается ни на минуту.
В первые годы существования выставки мы считали основной ее функцией демонстрацию передовых разработок российских ученых и инженеров с целью ознакомления широких масс. Потом пришло понимание, что необходимо подтягивать коммерческую составляющую, дать возможность участникам более эффективно использовать выставку для внедрения своих разработок в экономику страны. По оценкам экспертов, во многом под влиянием выставки «Софтул» сложилась новая, ранее не существовавшая в России отрасль экономики — индустрия информационных технологий. Большую роль в этом сыграло объединение усилий ученых Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, чиновников из Министерства промышленности, науки и технологий и организаторов выставки. Впервые в нашей стране во главе Оргкомитета выставки стал ученый с мировым именем, член Президиума РАН, академик Ю. В. Гуляев, а в состав Оргкомитета вошли даже министры Правительства России.
IE: Тем не менее, судя, например, по автомобильным выставкам, складывается впечатление, что интерес первых лиц государства к ИТ-рынку далеко не самый высокий. Вам это не обидно?
Е. С.: Возможно, это изменится со временем. Хотя информационные технологии нельзя «пощупать», на них нельзя «прокатиться», но они прочно вошли в нашу жизнь, и «въехать» в новую эпоху мы сможем только используя современные технологии. Думаю, наступит время, когда наши молодые руководители будут приходить и на «Софтул». Ведь только здесь они смогут увидеть так много представителей самой динамично развивающейся отрасли экономики, собравшихся вместе на свой «народный» смотр-форум, и воочию убедиться, что в России есть программные разработки, не уступающие западным, а иногда и превосходящие их.
IE: Как изменились задачи организаторов выставки за последнее время?
Е. С.: Когда мы только начинали, мы не думали, что придется решать задачи государственной важности. Но оказалось, что в выставке ежегодно участвуют почти все российские компании, разрабатывающие ПО для всех отраслей экономики страны. Российский рынок ИТ, место встречи специалистов отрасли, место обмена опытом, обсуждения насущных проблем — вот что такое «Софтул» сегодня. Выставка ежегодно включается в планы Министерства промышленности, науки и технологий России. Для обеспечения реальной технологической независимости и информационной безопасности страны очень важно сохранить в России высокий научный потенциал в области перспективных ИТ и интегрировать российские информационные инфраструктуры и рынок информационных продуктов и услуг в мировые. Решить эти задачи призвана проводимая с 2000 года в рамках выставки «Софтул» Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в России". Как и задумывали организаторы, конференция стала ежегодным форумом, где собираются ведущие ученые и бизнесмены нашей страны, обсуждаются насущные вопросы развития ИТ-отрасли.
В 2002 году возрождается конкурс молодых (и не очень) программистов — «Софтулийские игры».
Научно-практическая конференция, «Софтулийские игры», бывшие в истории «Софтула» Деловые игры для топ-менеджеров, обширная программа семинаров, приглашение на выставку студентов вузов и колледжей — все это, как, конечно, и сама экспозиция, призвано решать одну из главных на современном этапе задач выставки — образовательную.
IE: История «Софтула» знает моменты, когда какие-то разделы выставки выделялись сначала в тематические разделы, затем в самостоятельную экспозицию, выходящую за рамки выставки. Можно ли ожидать сейчас чего-либо подобного?
Е. С.: Такой точкой зарождения новой экспозиции стал прошлый год, когда выделилась «САПР’экспо». Проанализировав итоги выставки «Софтул’2000», Оргкомитет пришел к выводу, что явно наметившаяся тенденция увеличения спроса на системы автоматизации для промышленных применений требует расширения разделов выставки, посвященных системам автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированным системам управления технологическими процессами (АСУ ТП). Это привело к рождению в рамках выставки «Софтул» нового проекта под названием «САПР, архитектура, дизайн». Проект объединяет экспозицию «САПР’экспо» и «свою» секцию Всероссийской научно-практической конференции «Автоматизация проектирования и подготовки производства». Проект выделен территориально: экспозиция размещается на 2-м этаже павильона, имеет свой конференц-зал. Идея вызвала живой интерес у игроков этого сектора рынка ИТ. Из участников «САПР’экспо» 40% — новички на «Софтуле».
В этом году, как и в предыдущем, проект «САПР, архитектура, дизайн» будет существовать в прошлом, в рамках «Софтула», но количество его участников увеличится. Появятся новые серьезные игроки. На более высоком уровне предполагается провести секцию САПР 3-й Всероссийской научно-практической конференции «ИТ в России». И здесь у нас есть возможности для дальнейшего роста. Все будет зависеть от состояния экономики России. Мне бы хотелось, чтобы на этой «выставке в выставке» были представлены не только системы автоматизации конструкторских работ, но и автоматизации логического и технического проектирования элементов и устройств вычислительной техники.
IE: За время существования выставки были ли такие предложения, которые рынком были отторгнуты?
Е. С.: Да, были. Например, выставка банковских услуг «Банк», которая родилась из «Софтула». Первые года два-три она была очень востребована. Казалось, нам удалось сделать ее интересной для участников и посетителей, но жизнь распорядилась иначе. Общество еще не было готово к такой выставке. Экономика пошла на спад, после кризиса доверие к банкам резко упало, выставка не имела успеха, и мы перестали ее проводить. К слову, родоначальником выставок «Торговые технологии» и «Торговля и склад» тоже был «Софтул».
IE: А как изменился за эти годы портрет посетителей выставки?
Е. С.: «Софтул» любит своего посетителя. Портрету посетителя будет посвящен один из самых больших разделов нашего сайта в Интернете (http://www.softool.ru). Тут мы смело можем сказать, что годы с момента рождения «Софтула» не прошли даром. Теперь к нам приходят не просто ротозеи, а вооруженные знаниями современных исследований и разработок специалисты, люди не случайные, а хорошо ориентирующиеся в современном мире ИТ.
IE: Мне кажется, что «Софтул» перестал быть просто коммерческим предприятием. Какова гражданская позиция выставки?
Е. С.: Гражданская позиция выставки была определена с самого начала ее существования. Это поддержка и продвижение на рынок российских разработчиков ИТ, причем не только в момент проведения собственно выставки. Между выставками мы организуем мини-«Софтулы» в органах власти, проводим встречи наших участников с представителями министерств и ведомств, губернаторами, приглашаем на круглые столы в Минпромнауки, рекомендуем наших участников для прослушивания на научных секциях РАН.
IE: Следует ли из этого, что авторитет выставки за последние годы значительно вырос?
Е. С.: Мне кажется, ответ на этот вопрос содержится в том, что я говорила ранее, а кроме того, и в том, что сейчас, за полтора месяца до начала, на «Софтуле» уже нет свободных стендов. Это лучший показатель популярности выставки.
Причин же этому много. Прежде всего, это высокая эффективность участия в выставке. Правильно проводимая организаторами рекламная кампания дает возможность экспоненту познакомиться у себя на стенде с такими потенциальными клиентами, о которых он и мечтать не мог.
Кроме того, «Софтул» обязательно посещают представители властных структур. Многие участники выставки получили государственные заказы в результате отбора именно на «Софтуле». По результатам выставки Минпромнауки России наградил большую группу участников Почетными дипломами «За развитие информационных технологий в России», а руководителей компаний-разработчиков наиболее продвинутых решений — Почетными грамотами. Это уже правительственная награда, которая дает право на многие льготы. Немалую радость доставила участникам выставки и церемония награждения медалями и дипломами ВВЦ.
И последнее: четко разработанная технология подготовки и участия в выставке позволяет экспоненту легко пройти все эти (болезненные на многих других выставках) этапы. Я понимаю, что мало кто откажется от выставки в Экспоцентре только потому, что туда трудно заезжать. Но тем не менее это тоже штрих к портрету «Софтула».
IE: А каково наиболее значимое событие в жизни «Софтула» за последнее время?
Е. С.: Мне кажется, таких событий было несколько. Конечно, это появление в последние два года Постановления и Распоряжения Правительства РФ о выставке «Софтул», в которых заинтересованным министерствам и ведомствам предписывается оказывать выставке необходимое содействие. Это признание заслуг выставки сверху. С другой стороны, это участие в «Софтуле» мировых лидеров в области ИТ — таких, как Microsoft и Sun. Это свидетельствует о том, что российские разработчики сегодня конкурентоспособны и опасны на рынке корпоративных систем.
IE: Как участники оценивают свое участие в выставке?
Е. С.: Участники голосуют самим фактом своего участия. 10 компаний приходят на выставку все годы ее существования, 20 уже в течение 10 лет ей не изменяют. Ну а остальные экспоненты, в основном, участвуют в выставке столько лет, сколько существуют сами.
У нас много отзывов от участников. Отрицательных нет. Пишут, что коммерческий результат очень хороший. Жалуются, что приходит очень много заказчиков и фирма за год не успевает обработать все обращения. По нашей статистике, серьезных людей с возможностью влиять на процессы в своей компании бывает до 48%. Приветствуют и знакомство с молодыми специалистами, от которых пока ничего не зависит. Но все понимают, что за ними будущее и за них тоже надо бороться.
IE: Можно ли предположить, что «Софтул» — это своего рода зеркало российского ИТ-рынка?
Е. С.: Да, и об этом много раз писали. Любая выставка — зеркало. Ведь не секрет, что иногда компания участвует в выставке только для того, чтобы понять, правильно ли выбран путь ее развития. По результатам выставки любая компания корректирует свои разработки в зависимости от того, что нужно рынку. В зеркале «Софтула» отражаются и спрос, и предложение на ИТ-рынке России.
IE: Тогда что, по мнению организаторов, в этом зеркале видно? Каков сейчас наш ИТ-рынок?
Е. С.: Рынок меняется с изменением ситуации в стране и в экономике. Раньше не было корпоративных систем, а была бухгалтерия. Сейчас мало кто показывает «чистую» бухгалтерию. Корпоративные системы — этот раздел рубрикатора каталога выставки теперь наиболее популярен у участников. Мало того, сейчас потребителя интересует соединение ERP-систем с АСУ ТП. Далее на очереди автоматизация в едином цикле, начиная с САПР, технологических процессов, а потом автоматизация деятельности всего предприятия в целом. И такие системы будут демонстрироваться на «Софтуле» уже в этом году.
IE: То, о чем мы с Вами говорим, — это некая оценка рынка, которой владеют организаторы «Софтула»; то, что они видят при общении с участниками, готовясь к выставке. В иных случаях для получения подобной информации задействуются огромные маркетинговые исследования и силы целой армии аналитиков. Как вам удается так владеть ситуацией?
Е. С.: Мы проводим социологические исследования посетителей на каждой выставке, а их у нас уже более 25. Мы собираем сведения от участников выставки до и после нее. Мы рассылаем приглашения на выставку с опросными листами. Знакомимся с маркетинговыми исследованиями ведущих компаний. Сами бываем на ведущих международных выставках по ИТ. Это дает нам возможность правильно расставлять акценты при формировании тематических разделов выставки, привлекать все новых и новых участников, не теряя постоянных клиентов.
IE: Как вы считаете, «Софтул» — это именно та выставка, которая нужна сейчас России?
Е. С.: Смею надеяться, что «Софтул» очень нужен России. Но он, конечно, должен развиваться. Методологически для этого все подготовлено. Кроме того, иностранцы уже не хотят экспонироваться отдельно от наших, а наши не боятся стоять рядом с западными производителями. Авторитет отечественных компаний настолько высок, что их западные коллеги предпочитают быть к ним поближе. Я думаю, будущее «Софтула» — это экспозиция, занимающая весь освобожденный павильон № 69 ВВЦ и объединяющая лучших производителей ИТ со всего мира. Дело за расширением выставочных площадей.
IE: Что еще, по Вашему мнению, способствовало тому, что «Софтул» занял такую прочную позицию на рынке?
Е. С.: Мне кажется, что люди, которые никогда не работали в какой-то отрасли, не могут сделать «правильную» выставку в этой отрасли. Наверное, то, что мы сами — программисты и разработчики, помогло нам «зарядить» выставку, вдохнуть в нее тот корпоративный программистский дух, который помогает ее участникам чувствовать себя, по крайней мере на выставке, одной семьей, объединенной одним порывом — работать на благо России.
Вел беседу Олег Седов