Web-службы — крайне популярная сегодня тема. По прогнозу компании Gartner, к 2006 году работа 50% всех средних и крупных предприятий будет основана на Web-службах. Корпорации Hewlett-Packard, IBM, Microsoft, Oracle и Sun Microsystems объявили о своих инициативах, призванных ускорить создание технологической инфраструктуры для построения и развертывания Web-служб. Совершенно очевидно одно: Web-службы в той или иной форме станут важной частью корпоративной технологической стратегии, направленной на получение конкурентного преимущества. Среди ключевых элементов инфраструктуры — узел-концентратор Web-служб (Web service hub), онлайновая площадка для поиска Web-служб и обеспечения доступа к ним.
Давайте познакомимся с основной терминологией (рисунок). Web-служба — это набор функций, предоставляемых поставщиком услуг потребителям, в роли которых могут выступать частные лица, сотрудники компаний или бизнес-процессы. В настоящее время широко распространено предоставление услуг потребителям напрямую от конкретных поставщиков, однако эта схема вряд ли останется типичной в будущем. По мере распространения Web-служб появятся посредники — узлы-концентраторы Web-служб, которые займут место между потребителями и поставщиками служб. Такие концентраторы станут выполнять функции агентов, брокеров, торговых площадок, а также каналов для маркетинга и предоставления Web-служб пользователям.
В будущем потребители Web-служб станут получать их не от поставщиков услуг, а от узлов-концентраторов Web-служб.
Узел узлу рознь
На сегодняшний день существует три типа узлов-концентраторов Web-служб: «служба-потребитель» (service-to-consumer, S2C), «служба-сотрудник» (service-to-employee, S2E) и «служба-предприятие» (service-to-business, S2B). Служба America Online (AOL) — классический пример S2C-узла. AOL предоставляет частным лицам такие услуги, как доступ в Интернет, электронная почта и чат.
Узлы типа S2E имеются в большинстве крупных корпораций — они называются интрасетями. Интрасети обычно применяются не только для доставки внутренних данных и услуг, но и для поддержки внешних информационных служб, связанных с Web, например, доступа к информации о путешествиях, продажах книг и погоде, ленте новостей и т. п.
Уже существуют предприятия, активно пользующиеся S2B-узлами, известными как экстрасети или онлайновые торговые площадки.
У узлов Web-служб есть четко определенная роль в общей инфраструктуре Web-сервисов — они объединяют службы для удовлетворения потребностей конкретных групп пользователей. У узлов Web-службы есть свой пользовательский интерфейс, называемый порталом. Он обеспечивает поиск, оценку, подписку, использование и мониторинг служб, а также управление ими. Роль узлов выражается формулой «многие-к-одному-ко-многим», т. е. множество потребителей Web-служб обслуживаются многими поставщиками услуг. Таким образом, они ничем не отличаются от обычной современной онлайновой торговой площадки, на которой множество покупателей в каждый момент времени встречается со множеством продавцов.
Как же концентраторы Web-служб связаны с технологией UDDI (Universal Description, Discovery and Integration — универсальный механизм описания, обнаружения и интеграции предприятий в Web)? Инициатива UDDI, продвигаемая Ariba, IBM, Microsoft и рядом других компаний, ориентирована на предоставление предприятиям механизмов поиска и обнаружения Web-служб через общедоступный каталог. UDDI предусматривает возможность доступа к службам через API-интерфейсы, основанные на XML. Если механизм UDDI наберет достаточную критическую массу, он может стать важным самостоятельным концентратором Web-служб, выступающим в качестве горизонтального посредника между вертикальными узлами Web-служб и поставщиками услуг, чьи Web-службы зарегистрированы в каталоге UDDI.
Microsoft и концентраторы Web-служб
Корпорация Microsoft — главный пропагандист Web-служб, поэтому очень важно знать ее отношение к S2C, S2E и S2B. В настоящее время Microsoft ведет титаническую борьбу с AOL, пытаясь обеспечить порталу MSN доминирующее положение на рынке S2C-порталов Интернета. Недавно Microsoft обнародовала свою инициативу .Net My Services (ранее называвшуюся Hailstorm), цель которой — облегчить разработчикам создание служб, ориентированных на потребителя. Чтобы понять стратегию корпорации, достаточно представить себе, что сеть MSN — это Visual Basic (VB), а My Services — компоненты VB. Кроме того, Microsoft предлагает Office XP, новейшую версию Web-ориентированного пакета офисных приложений, который есть не что иное, как замаскированный S2E-узел, своего рода «троянский конь», внутри которого прячутся Web-службы. Установка Office XP на большинстве рабочих станций позволяет напрямую предоставлять сотрудникам широкий набор Web-служб с помощью новой технологии смарт-тегов.
В области S2B-узлов все намного интереснее: принадлежащий Microsoft узел bCentral постепенно вырос из информационного портала, ориентированного на мелкие компании, до полноценного S2B-узла. И эта «гусеница» готова стать «бабочкой». Microsoft уже поставляет через bCentral первые рабочие версии некоторых важных служб. Малые компании теперь могут управлять рядом ключевых бизнес-процессов, подписавшись на такие Web-службы портала bCentral, как Finance Manager (поддержка бухгалтерского учета для малого бизнеса), Commerce Manager (управление онлайновым каталогом и поддержка торговых площадок) и Customer Manager (автоматизация управления продажами и отношениями с клиентами).
Было очевидно, что за инициативой My Services, ориентированной на Web-службы для потребителей, последует аналогичная инициатива, цель которой — предоставление Web-служб для поддержки предприятий и бизнес-процессов. В рамках этой инициативы, получившей название Blizzard, появилась спецификация для создания Web-служб типа B2B. Для успеха bCentral и других будущих S2B-узлов Microsoft должна обеспечить соответствующую «подпитку» в виде средств разработчиков для создания, развертывания и доставки Web-служб, связывающих предприятия и позволяющих развивать бизнес-процессы. Можно вполне серьезно утверждать, что отныне Microsoft занимается еще и автоматизацией бизнес-процессов.
Возможности для поставщиков ERP-систем
Наиболее интересные платформы для развития S2B-узлов, нацеленных на расширение бизнес-процессов (business process enhancement, BPE), — это широко распространенные ERP-системы. С точки зрения поставщиков ERP-решений, выгода от работы с концентраторами Web-служб заключается в том, что эти поставщики уже «охватили» многие основные бизнес-процессы в организациях, использующих ERP-системы. Создавая свои S2B-узлы с Web-службами, ориентированными на пользователей «собственных» ERP-систем, поставщики этих систем получают новые источники дохода. Обеспечение тесной интеграции ERP-систем с Web-службами посредством узлов-концентраторов позволяет поставщикам ERP-систем сохранить существующую клиентскую базу и получить максимум преимуществ от нового мира Web-служб.
Из всех крупных разработчиков ERP-систем корпорация SAP первой распознала эту возможность. Предложенная ею инициатива MySAP.com (смысл которой зачастую истолковывается неверно) включает S2B-узел в качестве составной части «Web-ориентированного» направления линейки продуктов R/3. Компания Intuit, поставщик решений для рынка SOHO, также быстро оценила потенциал S2B-узлов — вот уже на протяжении нескольких лет пользователи систем Intuit Quicken и QuickBooks пользуются Web-службами. Microsoft тоже сочла необходимым обзавестись своей ERP-системой, которую можно было бы использовать в качестве стартовой площадки для Web-служб. В результате в прошлом году она приобрела компанию Great Plains Software, поставлявшую ERP-системы среднего уровня. Можно ожидать, что в последующие годы поставщики ERP-систем будут активно расширять собственную клиентскую базу с помощью узлов BPE S2B. На рынке систем среднего уровня Microsoft не удастся сохранить монопольное положение. Датская компания Navision, разработавшая популярную ERP-систему, планирует выпустить в этом году S2B-узел, предназначенный для обслуживания ее клиентов, число которых превышает 100 тыс. Наверняка за перечисленными компаниями последуют и другие поставщики ERP-систем.
Узлы-концентраторы станут неотъемлемой частью мира Web-служб. Это будет выгодно как их разработчикам, так и потребителям, которые получат выгоды от доступа к полезному набору Web-служб. Эти службы, ориентированные на развитие бизнес-процессов, будут полностью интегрированы с существующими приложениями, работающими на клиентских или серверных системах.
Стюарт Макки (Stewart McKie) — независимый аналитик в области ПО, автор книги Web Services: A Manager's Guide, которая доступна на сайте www.contentcan.com. |