Первая выставка «Мир Торговли», организованная Национальной торговой ассоциацией (НТА, http://www.anrt.ru) России и проходившая в московском Гостином дворе с 20 по 22 июня, стала еще одним новым отраслевым форумом, так или иначе оказавшимся в сфере интересов компаний, которые занимаются информатизацией предприятий отечественного бизнеса. Поэтому прежде всего скажем несколько слов о том, что представляет собой эта выставка и как ее восприняли сами участники.
Выставка выставке рознь
Во-первых, отметим, что мероприятие, о котором идет речь, было поддержано российскими структурами власти и Правительством Москвы. На открытии выставки присутствовали депутаты Госдумы, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, представители Министерства экономики Подмосковья. Ощущалась активная поддержка форума и со стороны коммерческих структур и организаций, представляющих их интересы. В качестве организаторов наряду с НТА следует отметить Московскую международную бизнес-ассоциацию (ММВА, http://www.mibas.ru), а также генерального спонсора - сеть магазинов «Рамстор» (http://www.ramstore.ru). Таким образом, уже по своему замыслу новый форум должен представлять собой мероприятие с явно выраженными отраслевыми, а не только коммерческими целями, где роль организаторов достаточно заметна.
Выставка проходит впервые, и, чтобы охарактеризовать ее, разумнее всего провести какие-то параллели. Тем более, что и вопросам торговли, и проблемам ИТ посвящены многие мероприятия и сравнивать есть с чем. Среди всех участников «информационный блок» форума оказался не очень многочисленным, но, пожалуй, наиболее цельным. По его составу можно сделать вывод, что пока он представляет собой своеобразное «подмножество» февральской выставки «Торговля и склад», состоявшейся в этом году уже в пятый раз. Но последняя в большей мере охватывает вопросы поддержки складского хозяйства и организации логистических процессов, которые являются неотъемлемой частью разных видов бизнеса, - а это означает, что она более размыта по тематике. Новый форум «Мир Торговли», как задумано организаторами выставки и как полагают многие из ее участников, наоборот, четко сфокусирован на проблемах организации розничной и оптовой торговли. Как следствие, в отличие от выставки «Торговля и склад», на форуме не присутствуют компании, предоставляющие более общие решения автоматизации бизнеса (такие, как Columbus IT Partner, Robertson & Blums, «Терн», «Никос-софт», и некоторые другие). Зато более ясно просматривается участие фирм, работающих исключительно в сфере автоматизации торговли, - прежде всего компаний «Сервис Плюс» (http://www.serviceplus.ru), FIT (http://www.fit.ru), «Астор ВЦ» (дочерняя фирма «1С», http://www.1c-astor.ru), «Акант» (http://www.acant.ru), «Пилот» (http://www.pilot.ru) и некоторых других.
Сами участники тоже отмечают целый ряд специфических моментов, отличающих данную выставку от других. По мнению Евгения Докучаева, директора по маркетингу внедренческого центра «Астор ВЦ» (организованного в прошлом году для создания и поставки типовых отраслевых решений на базе программного комплекса «1С:Предприятие»), наиболее сильные стороны «Мира Торговли» - это региональная направленность и комплексность представленных решений. Благодаря этому потенциальный клиент может присмотреться к широкому спектру решений - от оборудования до систем автоматизации. По сути это означает, что со временем «Мир Торговли» может предстать перед посетителем в виде отдельных тематических выставок, объединенных местом проведения и организационными процедурами. По сути такая форма выставочной деятельности уже существует на Западе; практикуется она в отдельных отраслях и в России. Пока же зачатки отдельных направлений «Мира Торговли» выглядят слегка эклектично, и наиболее цельным блоком, повторим, смотрятся фирмы, представляющие информационные решения.
Как известно, тематические семинары - непременный атрибут любого выставочного форума, а на этот раз, по мнению многих участников выставки, их организация и общая направленность были заранее продуманы. Еще раз подчеркнем, что основная цель выставки - стимулирование развития торговли и розницы, - была поставлена очень четко, и ей была подчинена и та часть форума, которая касалась непосредственного общения участников. В отличие от большинства мероприятий, освещаемых отечественной компьютерной прессой, при организации семинаров во главу угла ставились интересы конечных потребителей, и мероприятия были посвящены в первую очередь собственно вопросам организации торговли, а не решениям, которые предлагают экспоненты. Характерно, что при этом сильно ощущалась «руководящая роль» организаторов форума.
Как утверждают, например, в компании «Астор ВЦ», многие посетители из регионов проявили большой интерес к обсуждению опыта сетевой торговли, накопленного пока преимущественно столичными сетями («Рамстор», «Перекресток», «Копейка», «Седьмой континент», «Дикси», «Мегамарт», «М.Видео» и т.д.). А по мнению Михаила Букреева, директора по маркетингу компании «Сервис Плюс» (которая, кстати, выступила спонсором учебного семинара сети магазинов «Перекресток»), «Мир Торговли» предоставил первую за всю историю современного российского ритейла возможность ознакомиться с опытом организации и работы сразу всех ведущих сетевых розничных операторов.
Такой подход к организации мероприятий «Мира Торговли» хотя и несколько снизил возможности поставщиков информационных систем в пропаганде собственных решений, но несомненно повысил интерес к ним самих посетителей. Несмотря на то, что посещение каждого семинара обходилось участнику в 30 долл., соответствующие помещения отнюдь не пустовали. Так что в целом это все же оказалось выгодно поставщикам, концентрирующим свои усилия именно на автоматизации торговли, особенно тем, кто активно работает в регионах.
Очень активная роль Национальной торговой ассоциации в проведении форума - еще одна черта, единодушно отмечаемая многими участниками. И ощущалось это не только в подходе к проведению дискуссионно-образовательных мероприятий. Церемония вручения национальной премии «Золотые весы», которая проводится НТА уже не первый год, запомнилась многим участникам не иначе как аналог знаменитого «Оскара». Тем не менее надо признать, что даже у основных номинантов были и серьезные нарекания по организационным моментам торжественной части.
Но как бы там ни было, из пятнадцати номинаций несколько наград вручались за достижения в области автоматизации. И, несмотря на явно рекламную подоплеку данной акции и, наверное, не лишенную недостатков процедуру вручения наград, названия номинаций все-таки призваны отражать реальную структуру достижений на отечественном рынке автоматизации торговли. Поэтому приведем их список полностью. Это «Лучший дистрибьютор POS-терминалов» (второй год подряд здесь побеждает компания «Сервис Плюс»); «Лучшая комплексная автоматизация магазинов и АЗС» (победитель - IBS), «Лучшая комплексная автоматизация универсамов" («Сервис Плюс» и «Астор ВЦ»), «Лучшая комплексная автоматизация торговых сетей" (FIT и «Астор ВЦ»), «Лучшая комплексная автоматизация специализированных предприятий» («Интеллект-Сервис»), а также «Лучшее партнерство года» («Сервис Плюс» и «Астор ВЦ»).
Иными словами, у первой выставки «Мир Торговли» уже есть собственное лицо и явные перспективы развития.
Технические решения диктуются жизнью
Как уже было сказано, тематический акцент форума во многом был сделан на освещение организации торговли в сетевых магазинах и достаточно крупных супермаркетах, деятельность которых связана с мелкой розницей. Известно, что именно в этой сфере торгового бизнеса управление ценообразованием, ассортиментом и товарными потоками наиболее трудоемко и должно быть особенно динамичным. Огромный объем постоянно обновляемых данных, необходимость их агрегирования и анализа в режиме, близком к реальному времени, ставят и соответствующие задачи автоматизации. Кроме того, переход от отдельных магазинов к жестко связанной сетевой инфраструктуре торговых предприятий (подобных, к примеру, московской сети супермаркетов «Рамстор», включающей девять магазинов) требует дополнительных технологических подходов в плане информационной поддержки их деятельности. И такие подходы безусловно угадываются в решениях, предлагаемых участниками выставки.
Переход к более крупным и гибким структурам в торговом бизнесе отображается на определенные технологические тенденции, которым стараются следовать поставщики информационных систем. Например, в качестве базовых программных платформ предлагаемых решений используются в основном промышленные серверы баз данных. По представленным на форуме решениям можно сделать вывод о популярности Microsoft SQL Server. Определенную нишу занимает СУБД Progress, на которой работают программные комплексы Gestori компании FIT и Trade House фирмы IBS (http://www.ibs.ru). Компания «Сервис Плюс» в своем новом решении для сетевой розницы «Супермаг 2000» сделала ставку на СУБД Oracle, прежде всего из соображений акцентированной политики по продвижению собственного программного комплекса в регионах, где позиции данного поставщика, наряду с Microsoft, достаточно сильны. Не последнюю роль сыграло быстродействие, масштабируемость и наличие большого количества апробированных готовых приложений, имеющихся у Oracle. Следует сказать, что «Супермаг 2000» во многом специально создавался под сетевую инфраструктуру торговых предприятий, а функциональная структура системы, по утверждению специалистов «Сервис Плюс», отвечает торговой корпорации регионального уровня.
Следующий момент, характеризующий общие технологические тенденции представляемых на выставке продуктов, - это сильный акцент на четкую многоуровневую поддержку решений. И связано это далеко не в последнюю очередь с уже упоминавшейся тенденцией агрегации торгового бизнеса. Структура многих решений подразумевает использование программ трех уровней: front office (все, что относится непосредственно к рабочему месту оператора ККМ, терминала сбора данных или POS-терминала), а также back- и head office, отвечающих соответственно за работу отдельных магазинов и центрального офиса. Подобная структура отчетливо просматривается и в «Супермаг 2000» компании «Сервис Плюс», и в торговой системе «Акант» одноименной фирмы, и отчасти в серии продуктов корпорации «Пилот». Характерно, что открытость предлагаемого ПО или возможность межуровневой стыковки программных решений различных компаний - это стандартно предоставляемый потребителю сервис. Эта тенденция тем виднее, чем более крупные специализированные и гибкие решения требуются на рынке и чем тяжелее охватить их единым программным продуктом. В этом смысле обращает на себя внимание стратегическое партнерство компаний «Сервис Плюс» и «Астор ВЦ». В его рамках ведутся реальные проекты, где продукт «Астор:Торговый Дом» интегрирован с системой front office «Супермаг-УКМ» компании «Сервис Плюс».
Характерно, что развитие специализированных функций, а также аналитического инструментария в информационных системах автоматизации торговли и соответственно отход от тесной привязки решений исключительно к учетным задачам все острее ставят перед производителями проблему, в целом типичную для комплексных программных систем управления предприятиями. В данном случае имеется в виду совмещение западной идеологии ритейла с российской учетной системой. На попытке решить эту непростую задачу спотыкались очень многие разработчики. Так, по крайней мере, считают в компании «Сервис Плюс», имеющей значительный опыт в локализации западных систем. В частности, именно поэтому в «Супермаг 2000» был сделан особый акцент на интеграцию задач оперативного управления предприятием розничной торговли и учета в соответствии с российским законодательством. Говоря об этой проблеме, нельзя не упомянуть компанию «Астор ВЦ», отраслевые решения которой тесно взаимоувязаны с сервисом автоматизации учета, предоставляемым пакетом программ «1С:Предприятие». Среди ее новинок, представленных на выставке, стоит отметить решение «Астор:Торговая Сеть» - оригинальную разработку для системы программ «1С:Предприятие», которое позволяет вести совместный оперативный и бухгалтерский учет в сети магазинов крупной розничной торговли. Данное решение дополняет линейку программных продуктов для автоматизации различных торговых предприятий: от небольших розничных магазинов (для которых подходит «Астор:Ваш магазин») до крупных (для которых предлагается «Астор:Торговый Дом»).
И наконец, хочется отметить еще одну уникальную для российского рынка отраслевую программную разработку, функционал которой прекрасно демонстрирует «болевые точки» информационных проблем всего торгового бизнеса. Система «Инфомарт» одноименной компании (http://www.infomart.ru), образованной два года назад при участии НТА, рассчитана на совместное использование сообществом партнеров и призвана обеспечивать высшему управленческому персоналу предприятия полный объем аналитической информации об агрегированных показателях товарного рынка в целом.