Куда идет "Комтек"?
Александр Силонов
Позади очередной "Комтек" — одна из старейших российских выставок, долгое время по праву претендовавшая на роль ведущего российского форума информационных технологий. Последнее время было не слишком удачным для "Комтека". В прошлом году он попросту производил удручающее впечатление незначительностью масштаба. Тогда же стало известно о смене хозяина — с апреля 2000 года выставка принадлежит компании ITE Group (http://www.la.ru), организующей десятки экспозиций в самых разных отраслях. Что же удалось сделать ITE за год?
На этот раз объем выставки мало изменился по сравнению с предыдущим годом. Около двух сотен участников, заняты неполных два павильона — все это составляет лишь малую долю "Комтека" середины 90-х. Правда, число конференций, семинаров и презентаций было довольно внушительным, а в ряде мероприятий приняли участие виднейшие российские государственные деятели, руководители бизнеса, в том числе главы ведущих высокотехнологичных компаний.
Новое руководство попыталось оптимизировать организацию выставки. В результате длительных переговоров между ITE и компаниями-участниками было решено разделить экспозицию на две части — "потребительскую", для широкого круга заинтересованных (Personal Computing Expo, павильон "Форум"), и "деловую", куда могли пройти только профессионалы, прошедшие регистрацию (Business to Business, павильон № 2). Предполагалось, что в сугубо функциональной "деловой" части, посвященной электронному бизнесу, деловому ПО, полиграфическим технологиям и сложным системам типа САПР, не будет традиционных рекламно-увеселительных шоу, рассчитанных в основном на праздных охотников за сувенирами и мешавших работе остальных экспонентов и посетителей. Идея принудительного разделения представляется спорной — без "полицейских" мер вполне можно было обойтись. Тем не менее более спокойная атмосфера во втором павильоне большинству посетителей (из числа допущенных туда профессионалов) и участников понравилась. Процедура регистрации теперь не сопровождалась такими очередями, как несколько лет назад, выставочный каталог хорош настолько, насколько позволяет нынешний масштаб самого "Комтека".
На мой взгляд, принятых мер пока недостаточно, чтобы возродить "Комтек" хотя бы до прежнего уровня. Мнения экспонентов относительно качества организации выставки в этом году были в основном положительными, а вот оценки перспективности "Комтека" и целесообразности участия в нем оказались неоднозначными. Скажем, если производители САПР выразили удовлетворение результатами своего участия и выставкой в целом, то немногочисленные разработчики систем управления предприятием высказывались, мягко говоря, скептически. Впрочем, и к организации нашлись претензии: компания "1С", постоянный участник всех "Комтеков", публично пожаловалась на недостаточно деловую обстановку "делового" отделения выставки. Мы разделяем мнение "1С" и в качестве одного из виновников можем назвать компанию Minolta, на стенде которой вопреки договоренности гремела ритмичная музыка.
А вообще говорить о событиях "Комтека" или о статистике этого мероприятия не хочется. Вместо этого почему-то вспоминается также недавно завершившийся ганноверский CeBIT, и становится обидно. Конечно, CeBIT — уникальное мировое явление, не сопоставимое ни с чем в нашей стране. И, разумеется, Россия — не Германия, а масштаб CeBIT более адекватно отражает роль высоких технологий в жизни Германии и Европы, чем масштаб "Комтека" — их роль в жизни России и СНГ. И сравнения между двумя форумами не очень корректны. Тем не менее от этих сравнений трудно удержаться.
CeBIT — это ежегодный рост посещаемости и престижа в среде ИТ-профессионалов, почти три десятка павильонов и почти миллион посетителей, неизменное участие всех грандов компьютерной индустрии, представляющих все мыслимые секторы и направления рынка ИТ. Массовые презентации новых продуктов и технологий. Обширнейшая география экспонентов, причем многие национальные делегации насчитывают по нескольку сотен компаний. Информативный Web-сайт. К тому же будет небольшим преувеличением сказать, что весь город-устроитель (Ганновер) фактически работает на знаменитую Messegelaende ("Ярмарочную площадку"): имеется удобный транспорт, продуманная схема входов на выставочный комплекс, развитая система общепита и т.п.
"Комтек" — продолжающееся сокращение числа и географии участников (неполных два павильона, иностранцев мало), отсутствие ведущих (даже российских, не говоря о мировых) производителей в ряде важнейших секторов. Ну и традиционные бытовые мелочи, относящиеся, впрочем, не столько к "Комтеку", сколько к приютившему его "Экспоцентру", — проезд туда сложен, самые удобные входы для посетителей закрыты...
Остается надеяться, что это не навсегда, что компания ITE все же сумеет вывести "Комтек" из кризиса, найти общий язык с ИТ-компаниями. Нашей стране, нашей ИТ-индустрии нужна представительная, престижная компьютерная выставка со статусом главной, самой крупной и всесторонней. Со статусом зеркала и локомотива индустрии. И это должен быть именно "Комтек".
Свято место пусто не бывает
Сергей Костяков
Который год в среде IT-специалистов, часто не без тени злорадства, рассуждают об умирании главной компьютерной выставки страны. Даже если не употреблять резких выражений, нельзя не отметить, что ряды экспонентов с годами не становятся гуще, какое бы направление IT-бизнеса мы ни взяли. Если же обратить внимание на отраслевое деление экспозиции, то достаточно показательной представляется история присутствия на «Комтеке» фирм, продвигающих на рынок корпоративное ПО, у которых с этой выставкой всегда складывались непростые отношения.
Давайте полистаем старые каталоги «Комтека». Во времена расцвета коробочных решений начала 90-х годов стенды «Комтека» заполняла внушительная когорта известнейших отечественных поставщиков делового ПО, причем количество их росло из года в год, по мере появления новых продуктов. К «Парусу» (http://www.parus.ru), «Инфософту» (http://www.infosoft.ru), «Интеллект-Сервису» (http://www.bestnet.ru) в 1997 году добавилась экспозиция «Галактики» (http://www.galaktika.ru), и казалось, тенденция будет сохраняться. В то время интерес к отечественному ПО, а главное, ожидания от его практической эффективности были в среднем выше нынешних. В те годы в него порой верили безгранично и считали панацеей буквально от всех проблем. Интерес необходимо было каким-то образом поддерживать, в том числе и коммерческой популяризацией своих решений.
Все ведущие поставщики промышленных серверов баз данных в первых лицах были представлены на выставках «Комтек» середины девяностых. К примеру, в 1996 году посетители могли ознакомиться со стендами Oracle (http://www.oracle.ru), Informix (http://www.informix.ru), Sybase (http://www.sybase.ru), IBM (http://www.ibm.ru), Gupta (позже Centura Software, http://www.centura.ru). Лишь Microsoft (http://www.microsoft.com/rus) традиционно игнорировала «Комтек», хотя к рынку крупных корпоративных решений в то время она была еще не так близка, как сегодня. Столь представительный список участников, думается, можно было бы объяснить отнюдь не стремлением донести до усталых посетителей самой шумной компьютерной выставки России технологические нюансы собственных продуктов, а скорее желанием сделать популярнее свою торговую марку. Представители уважаемых компаний прекрасно понимали, что в ближайшем будущем первым вопросом по поводу любой корпоративной системы будет вопрос о том, на какой промышленной СУБД она работает, и соответствующие логотипы на готовых программных продуктах будут говорить о многом. Рынок комплексных систем управления предприятиями был традиционно представлен SAP (http://www.sap.com/cis), также раскручивающей свою торговую марку. Надо отметить, что до середины 90-х другие ERP-системы были известны, пожалуй, только специалистам. А учитывая, что сегментация отечественного рынка корпоративного ПО рисовалась пользователю несколько лет назад только крупными мазками, создавалось впечатление, что весь цвет делового ПО встречает пользователя на «Комтеке».
Что же произошло впоследствии? Из отечественных разработчиков, пик присутствия которых на «Комтеке» пришелся где то на 1996 -- 1997 годы, до 2000 года “дотянули” «Галактика» и «Интеллект-Сервис». На стендах «Комтека» нового тысячелетия из корифеев российского делового ПО остался только “Парус” и, конечно же, «1С» (http://www.1c.ru). Но, говоря наполовину всерьез, без последней любая компьютерная выставка уже не воспринимается как полноценная. Что касается вышеупомянутых производителей промышленных СУБД, то на выставке нынешнего года из них не осталось никого, если не считать IBM, участие которой в выставке, думается, отнюдь не связано с DB2. Не было никого из этих компаний и в прошлом году, а единственного оставшегося гранда корпоративного ПО — компании Novell, участвовавшей в прошлогодней выставке, в текущем году мы уже недосчитались. Непременный участник многих ранних «Комтеков» SAP AG в конце девяностых также решила выставку покинуть. Причина всех этих перемен в принципе высказывалась уже неоднократно — нет больше смысла продолжать раскручивать уже давно вошедшие в обиход реального рынка торговые марки, тем более что и сам посетитель выставки меняется и с его точки зрения «Комтек» все более ассоциируется с сугубо рекламным мероприятием.
Значительно поредело число известных системных интеграторов программных продуктов, принимающих участие в форуме. Уже не первый год не видно IBS (http://www.ibs.ru). Не приняли участия в выставке и прошлогодние экспоненты — компании «Форс» (http://www.fors.ru) и TopS (http://www.tops.ru).
Однако корпоративный рынок продолжает активно развиваться и, вне всякого сомнения, будет развиваться и в будущем. Компаний, работающих на рынке корпоративного ПО, год от года становится больше. И сколько бы экспозицию «Комтека» ни ругали за обилие рекламной атрибутики, ясно, что даже самые серьезные фирмы, работающие в данном секторе, также нуждаются в продвижении своей торговой марки, или, если говорить проще, в том, чтобы о них больше знали клиенты. Детальные преимущества своих решений они объясняет на таких выставках, как “Управление”, “Бухгалтерский учет и аудит”, “Торговля и склад” и т.д, а на «Комтеке» у них, вероятно, другие задачи.
Поэтому сегодня на «Комтеке» мы видим честолюбивых претендентов на завоевание известной доли российского рынка. Интерес к комплексной автоматизации средних и крупных предприятий за последние год-два возрос значительно. И желание новых игроков заявить о себе более чем очевидно. Поставщики ERP-систем никогда не баловали «Комтек» своим участием, а на сегодняшний день и вовсе, казалось бы, отказались от него. А вот Robertson&Blums (http://www.robertsonblums.com/rus), не участвовавшая в «Комтеке» даже в лучшие его времена, решила именно в этом году на выставке появиться. И причина тому, думается не в последнюю очередь, -- желание познакомить широкие слои компьютерной общественности с ERP-системой J.D. Edwards, локализованную версию которой компания представила в самом начале текущего года. Еще один участник выставки, представляющий систему промышленного управления, — это немецкая компания Lipro AG (http://www.lipro.de), присутствующая на отечественном рынке чуть больше года и пока не слишком известная в России. Компания “Документум Сервисиз” (http://www.documentum.ru) также пока наряду со специализированными конференциями и тренингами, посвященными Documentum — системе управления документами, бизнес-процессами и содержанием Web-сайтов, вынуждена проводить работу по популяризации данной торговой марки. Напомним, что “Документум Сервисиз” образована меньше года назад. Еще одно подтверждение выдвинутого нами тезиса — наличие стенда компании «Экуран» (http://www.ecuran.ru), представляющей на «Комтеке» комплексную систему корпоративного управления «M-2». В не столь уж многочисленной категории отечественных разработок, позиционируемых на рынке крупных и средних предприятий, «М-2», пожалуй, самая молодая система, которой безусловно нужна определенная степень популярности в корпоративных кругах.
Несколько неожиданно выглядит дебют на выставке фирмы Rouge Wave Software, известной скорее среди профессиональных программистов, создающих корпоративные приложения (да и то далеко не всем), чем в кругах компьютерной тусовки. Надо полагать, что на повестке дня теперь стоит не только продвижение готовых программных продуктов, но и популяризация способов профессиональной разработки решений, тем более что тема интеграции приложений переместилась на российском рынке уже в практическую плоскость. Характерно, что тема разработки и интеграции ПО неявно звучит и на стенде компании Borland (http://www.borland.ru), одного из ветеранов рынка, пока еще не покинувшего «Комтек». Такие продукты, как сервер приложений AppServer и появившаяся на рынке в этом году среда разработки Kylix, ориентированная на ОС Linux, нуждаются на сегодняшний день в том, чтобы их необходимость была осознана сообществом IT-профессионалов самого разного уровня. А для этого «Комтек» вполне подходит.
Обращает на себя внимание и то, что место уходящих с выставки системных интеграторов пока остается незанятым. Новые компании, в том числе и некоторые зарубежные, успевшие провозгласить собственное появление на данном сегменте российского рынка за прошедший год, пока на «Комтек» не пришли.
Характерно также и то, что, несмотря на присутствие отдельных компаний, работающих на рынке электронной коммерции, в целом они, похоже, не рассматривают «Комтек» в качестве плацдарма популяризации собственных идей. И это несмотря на то, что здесь особенно много начинающих компаний, а сама область электронного бизнеса в целом значительно более ориентирована на массовый рынок, чем классическое корпоративное ПО. Конечно, у молодых Интернет-компаний достаточно своих мероприятий, но вместе с тем очевидно, что даже на осенней выставке Internetcom тема электронного бизнеса звучала куда как более явно. А уж кто тому виной — «Комтек» или e-business, — могут быть разные версии.
Уходящая натура
Елена Шашенкова
“Когда поймешь, что кончилась игра, Так пусто вдруг становится...” Лора Саулина
Впервые побывать на «Комтеке» мне довелось в 1993 году. Пригласительных билетов тогда можно было заказать сколько угодно (только на «Комтек’2001» пришлось проходить по обычному билету за 60 руб., которыми снабдила корреспондентов наша редакция). А тогда на такой крупной компьютерной выставке я оказалась впервые. С одной стороны, она ошеломила своей шумной суетой. С другой — несмотря на то, что я добросовестно осмотрела чуть ли не все стенды, едва протискиваясь сквозь плотную толпу посетителей, на том «Комтеке» фактически я не увидела ничего, кроме огромного количества похожих одна на другую персоналок.
Дальнейшие несколько лет «Комтек» неизменно становился для всех ярким весенним деловым праздником. Стенды молодых отечественных компаний убранством и оригинальностью соперничали со стендами легендарных западных компьютерных фирм. Всего было много: компьютерных и софтовых новинок, музыки, красивых девушек в затейливых костюмах, раздающих рекламные буклеты, конкурсов и лотерей, снующих повсюду любопытных мальчишек. Выставка занимала все большие и малые павильоны Экспоцентра на Красной Пресне. В компании "Крокус Интернешнл" — тогда одном из организаторов «Комтека», можно было без труда получить необходимое количество пригласительных билетов. А при регистрации каждому посетителю вручался подробный каталог выставки.
Но подобно тому, как после щедрого апрельского тепла небо затягивает тучами, а холодный ветер вместе с черемуховыми лепестками начинает кружить в воздухе снежные хлопья, на цветущий веселый «Комтек» повеяло ледяным дыханием сначала бойкота отечественных компьютерных компаний, потом дефолта 1998 года. Ко всему добавилась непомерная дороговизна выставочных площадей, неудовлетворительный сервис как для участников, так и для посетителей выставки. Возможно, были и другие причины, но «Комтек» быстро утратил и свой размах, и былую славу. Сейчас участие в Комтеке перестало быть для компьютерных компаний делом престижным, к нему по большому счету относятся почти безразлично.
В результате «Комтек’2001» — это лишь два неполных зала второго павильона и часть павильона "Форум"; малое число стендов — 240 (из них около 40 — это средства массовой информации, в том числе и некомпьютерные, такие, как "Радио РОКС", информационные и рекламные агентства); нечеткая специализация выставки; относительно немного посетителей.
От кого-то я услышала, что нынешний «Комтек» — это выставка фирмы "1С" (http://www.1c.ru). Это оказалось очень близко к истине: огромное желтое сооружение занимало всю середину первого зала в павильоне № 2. В "Форуме" "1С" на поднятых ввысь мониторах крутила многочисленные демо-ролики с компьютерными играми и обучающими программами.
Давно питая слабость к красивым «железкам», я не могла пройти мимо стенда концерна "Белый Ветер" (http://www.whitewind.ru). Здесь среди прочего были выставлены новые модели ноутбуков Roverbook на мобильном процессоре Intel Pentium III 1 ГГц: Explorer RT5, Navigator NT7 и Voyager MT4 и FT4. Большой яркий экран, высокая производительность, внушительный объем памяти поместились в изящных тонких корпусах, не уступающих лучшим моделям западных производителей. Помимо новинок стенд украшала и традиционная продукция серии RoverBook. Приятен для глаза был и стенд компании Cherry (http://www.cherry.ru), чей набор клавиатур, украшенный вишневой веточкой, удивлял разнообразием форм и функциональности. Чуть ли не каждый проходящий позволял себе потыкать в клавиши выставленных образцов. А компактные цифровые диктофоны фирм Olimpus и Hyundai на витрине компании "Бушерон" (http://www.busheron.ru) и вовсе покорили мое сердце.
На стенде «Лаборатории Касперского» (http://www.kaspersky.ru) бойко шла викторина — победителю вручалась коробка со знаменитым антивирусом. В соседнем павильоне "ДиалогНаука" (http://www.dialognauka.ru) демонстрировала другой отечественный антивирусный продукт — семейство программ Doctor WEB.
Среди экспонатов мое внимание привлекло перемигивание разноцветных лампочек на встраиваемом оборудовании компании ProSoft (http://www.prosoft.ru). Здесь представлялся целый комплекс автоматизированных систем управления технологическими процессами в самых разных отраслях народного хозяйства — от нефтегазовой и энергетики до металлургии и транспорта.
Нынешний «Комтек» не имеет четкой специализации, поэтому стенды с копировальной и печатной техникой соседствовали с системами управления предприятием, измерительные приборы были выставлены рядом с системами интеллектуального здания, смартфон демонстрировался недалеко от мощной информационно-биллинговой системы, словари и переводчики находились по соседству с системами шифрования и устройствами для защиты информации.
Казалось бы, опять всего много — и продуктов, и технологий. Но… нет жизни. Покидая выставку, я поймала себя на такой мысли: все, что я видела, есть не что иное, как уходящая натура. И очень может быть, что лет через десять мы будем ностальгически вспоминать о том, что когда-то каждый год в Москве в конце апреля был большой и шумный компьютерный праздник, носивший странное имя «Комтек»...