В схеме B2B нередко бывают задействованы мощные промежуточные посреднические звенья, например логистические компании. Но они и сами плотно вовлечены в процесс взаимодействия и имеют собственный взгляд на развитие ситуации. Об этом мы говорим с Павлом Чековым, начальником отдела проектов и развития складского бизнеса фирмы Tablogix.

Intelligent Enterprise: Какие тенденции в сфере развития информационных сервисов, обслуживающих B2B­взаимодействие, вы считаете особенно актуальными сегодня? Становится ли важным предоставление ИТ-сервисов в реальном времени? Насколько возрастают требования к детализации информации, к наличию услуг по преобразованию форматов электронных данных или к первичной аналитической обработке в отношении услуг логистического провайдера? Используется ли что-то подобное в проектах с вашими заказчиками и в связи с какими логистическими задачами?

Павел Чеков: Большинство наших партнеров — это крупные транснациональные компании, которые используют у себя ERP-системы.

В современных условиях добиться конкурентных преимуществ можно только в том случае, если вы будете оказывать своим партнерам свое­временный и качественный сервис. А это в свою очередь требует применения средств автоматизации управления транспортом и товаром. Когда вашими партнерами являются крупные транснациональные корпорации, вы просто обязаны использовать программные средства, которые поддерживают современные стандарты обмена данными с такими ERP-системами, как SAP. Самыми востребованными ИТ-сервисами при взаимодействии логистических компаний со своими партнерами являются обмен данными в реальном времени между учетными системами с целью их синхронизации и представление отчетов по требованию. В обеих ситуациях есть стремление полностью избавиться от человеческого фактора и тем самым исключить задержки, ошибки ручного ввода данных и максимально использовать функционал современных учетных систем.

В случае обмена данными речь идет об использовании стандартных отраслевых шаблонов Electronic Data Interchange (EDI) стандартов EDI FACT. Использование стандартных файлов для обмена такими данными, как товарные и транспортные накладные, инвойсы, заказы на отгрузку, корректировка количества и т. п., призвано сократить сроки и упростить интеграцию информационных систем клиентов и поставщиков услуг. В процессе интеграции сейчас активно задействованы EDI-провайдеры — посреднические ИТ-компании, которые отвечают за доставку файлов обмена данными и конвертирование их в общий формат клиента в случае необходимости. Такая схема работает, например, когда крупная торговая сеть настраивает обмен данными со множеством поставщиков.

В том, что касается представления отчетов о состоянии товарных запасов, о ходе разгрузки и загрузки транспортных средств, одно из направлений развития соответствующих ИТ-сервисов заключается в предоставлении клиенту доступа к данным через Web-интерфейс. В такой ситуации аналитик на стороне клиента в любой момент может обратиться к стандартным формам отчетов, применить необходимые фильтры и получить интересующие его данные. При этом вы избавлены от утомительной переписки по почте, внесения изменений в отчеты вручную и связанных с этим проволочек.

Любая компания, которая готова быстро предоставить клиенту такие ИТ-сервисы, не только имеет массу конкурентных преимуществ перед теми, кто настаивает исключительно на обмене Excel-файлами по электронной почте, но зачастую получает исключительное право оказывать сервис крупным международным клиентам.

Насколько глубоко проникновение информационной интеграции между ИТ-системами по цепочкам поставок, какова её востребованность и что мы можем ожидать в этом плане в будущем? Как осуществляется данная интеграция технически и организационно?

Уже весьма продолжительное время обязательным условием для участия в тендерах на оказание услуг по ответственному хранению и обработке товара на складе является возможность интеграции информационных систем на стороне клиента и поставщика услуг. Продажа товаров невозможна в отсутствие актуальных данных об уровне складских запасов. Если для учета товара клиент и поставщик используют разные информационные системы, то между ними необходимо настроить информационный обмен данными в реальном времени, которые должны всегда соответствовать друг другу. Система поставщика принимается за хостовую и передает клиенту данные обо всех актах движения товара, будь то приемка, списание или изменение статуса. Владение такой информаци­ей в реальном времени позволяет увеличить продажи и добиться большей удовлетворенности покупателей.

Как развиваются методические подходы к обработке материальных потоков? Может ли современный логистический оператор (вследствие развития информационных или непосредственно логистических технологий) брать на себя функции, которые раньше выполнялись заказчиком или не выполнялись вовсе? Например, относящиеся к комплектации товара, к анализу его оборачиваемости и других параметров…

Логистический оператор заинтересован в самостоятельном анализе оборачиваемости товара, пиков отгрузок и приемок. Эта информация крайне важна для планирования ресурсов, размещения товара на складе, организации зонирования склада. Товар на складе должен быть размещен оптимальным образом и занимать как можно меньше места при сохранении доступа к нему. При оптимальном размещении товара и правильном планировании людских ресурсов логистический оператор может свести к минимуму свои издержки и повысить прибыль.

Первоначальная информация по оборачиваемости товара поступает от клиента. Как правило, при таком анализе складских работников больше интересует количество отгруженного товара и его размеры. Постепенно статистика накапливается в системе управления складом и может быть использована для оптимизации размещения товара в следующем отчетном периоде.

Насколько вы чувствуете те или иные тенденции в организации B2B­взаимодействия между компаниями по существу? Возрастают ли требования к оперативности доставки, к гибкости реагирования на изменение заказов, к сохранности груза и т. п.?

С течением времени партнеры 3PL­провайдера стремятся передать под управление склада дополнительные функции, такие как планирование транспорта, чтобы обеспечить доставку товара в указанные сроки, и управление уровнем товарных запасов на складе, а это подразумевает уже функционал 4PL. В первом случае 3PL имеет больше времени на подготовку заказа к отгрузке и может выравнивать нагрузку на склад. Для планирования транспорта используется информация о сроках годности товара, в том числе о минимальном остаточном сроке годности, а также о времени доставки. Упростит задачу и интеграция с информационной системой клиента с целью получения максимально точных данных о транспорте.

Управление уровнем товарных запасов на складе подразумевает тесную интеграцию с информационными системами клиента и поставщиков.

Таким образом, можно сказать, что максимально автоматизированный склад в случае экономической целесообразности может представлять из себя закрытое производство без участия людей за исключением лишь минимального количества операторов системы управления складом для наблюдения за процессами, которые проходят в автоматическом режиме. Если же полная автоматизация экономически нецелесообразна, например, когда часто меняется номенклатура товаров, то максимальные преимущества для бизнеса можно извлечь из глубокой интеграции всех задействованных информационных систем. В результате будут полностью исключены потери времени на передачу информации и вероятность искажений. Кроме того, автоматизация позволит наладить устойчивый процесс с минимальным количеством предсказуемых исключений.