Январский номер Intelligent Enterprise уже давно не обходится без исследования мнений наших читателей по поводу итогов и перспектив ИТ, и начало 2012 г. не стало исключением. В этот раз мы решили составить наш опрос так, чтобы не перегружать его сложными формулировками.
Изначально опрос задумывался с целью выяснить степень интереса наших читателей к тем технологиям, о которых сейчас много говорят. Однако на сей раз нам хотелось сделать это в предельно «мягкой» форме, не задавая прямых вопросов и даже, дабы невольно не подсказывать ответов, по возможности не намекая на те или иные технологии в самих формулировках. Наш замысел заключался в том, чтобы, собрав статистику, подойти к непосредственным выводам в известном смысле со стороны, угадывая потенциальные потребности отечественного рынка через ряд косвенных параметров. Среди них этих параметров мы выделили четыре группы:
- значимость ИТ;
- использование новых устройств и типов ИТ-ресурсов;
- сбор информации и принятие решений с помощью ИТ-систем;
- квалификация сотрудников.
По сути, речь идет о той значимости, которую ИТ-направление на сегодня приобрело в бизнес-сообществе, а также о готовности ИТ-служб отвечать на вызовы нынешней ситуации. Степень готовности, в свою очередь, определяется как сложившимися привычками работы, так и некоторыми характеристиками внешней среды, которые едины для всех и обычно ассоциируются с определенным этапом развития информационных технологий.
В опросе приняло участие чуть более 100 респондентов, около 80% которых – представители компаний-заказчиков. Мы не препятствовали участию в опросе представителей поставщиков и формально никак не выделяли их ответы в какую-то отдельную категорию. Различные варианты ответов от разных специалистов одной и той же компании тоже в принципе допускались. Забегая немного вперед, отметим, что имел место значительный разброс мнений. По очень многим вопросам уверенность в существовании той или иной тенденции сочетается с наличием ровно противоположного мнения. И статистические характеристики этих полярных мнений часто оказывались вполне сравнимыми.
Вес и положение
Значимость ИТ в нашем понимании (рис. 1) определяется четырьмя в общем независимыми векторами. Несмотря на столь небольшой набор и принципиальную важность данного вопроса, придумать здесь что-то еще нам не удалось. Иными словами, значение ИТ для бизнеса определяется получаемым за счет ИТ экономическим эффектом, обеспечением комфортности для пользователей или, по сути, внутренним социальным эффектом, потенциально достигаемой капитализацией бизнеса и тем имиджем, который компания может приобрести на рынке, если ее партнерам и общественности достоверно известно лишь то, что отношение к вопросам корпоративной автоматизации у нее серьезное и профессиональное.
Повышение эффективности хотя и не в 100% случаев, но все-таки явно способствует росту значимости ИТ в бизнесе. 85% респондентов считают, что это именно так. Также отрадно наблюдать, что повышение комфортности работы пользователей с информационными системами рассматривается как инструмент повышения значимости ИТ. Приятно видеть такую картину еще и потому, что она явно контрастирует с явно утрированными, почти гротескными лозунгами более раннего периода истории автоматизации бизнеса в России. В то время консультанты всех мастей любили повторять одну и ту же мысль в разных формах: информационные системы в компании внедряются исключительно для руководства, а не для того, чтобы пользователям было удобно. Пользователей якобы можно просто заставить работать. Выгодность этого тезиса для ИТ-поставщиков очевидна, хотя реальная практика, конечно, далеко не всегда демонстрировала его бесспорность – обеспечить развитие чего-либо за счет качества жизни (в данном случае профессиональной) большинства еще ни у кого не получалось.
Рост капитализации за счет ИТ тоже имеет заметные приоритеты, тем более если сделать поправку на то, что такая форма извлечения пользы из корпоративных ИТ в принципе интересна далеко не каждой организации. И, наконец, почти такой же приоритет (около 40%) имеет тенденция, согласно которой ИТ является инструментом PR для компании. На этот счет можно сказать, что PR-значение информационных технологий рассматривается как новый стимул повышения важности ИТ в компании. Специально подчеркнем, что, вводя в анкету данный пункт, мы считали, что к этому стимулу надо относиться серьезно, а стратегия повышения имиджа бизнеса за счет ИТ может и должна разрабатываться PR и маркетинговыми подразделениями компании вполне профессионально. А попытки поднять этот имидж соответственно не имеют ничего общего со стремлением ввести в заблуждение сообщество, внешнее по отношению к бизнесу, модными терминами: инновации, модернизация, информационные технологи, мобильные сотрудники и т. д.
Что касается перспектив применения конкретных информационных систем в бизнесе, то представляется, что при подобном распределении приоритетов технологии, которые сейчас у всех на устах, в большинстве случаев будут внедряться с некоторым временным лагом, образуемым за счет тщательного анализа их преимуществ. Хотя на рынке должны оставаться и первопроходцы, для которых принципиально важно быть впереди в использовании последних достижений в ИТ, даже если это сопряжено с повышенным риском.
Новые устройства и новые данные
Второй наш вопрос (рис. 2) поставлен более прямо. И хотя конкретных бизнес-задач, решаемых предприятиями, наши формулировки не предусматривают, в принципе они должны легко угадываться из набранной статистики ответов. Характерно отметить, что из расставленных в ответах акцентов достаточно заметны приоритеты вновь встающих пред бизнесом задач. Это задачи обработки текстовой информации и медиаданных. При этом необходимо сделать поправку на то, что задачи обработки информации данных форматов требуют, не такого универсального внимания, как обработка численной информации, и всегда зависят от профильной деятельности компании. Впрочем, всеобщий, пусть пока и не реализованный интерес бизнеса к анализу интернет-ресурсов (прежде всего социальных сетей, но не только их) и явно наметившиеся достижения на пути решения проблемы обработки «больших данных», похоже, способны заметно выровнять интерес, проявляемый крупным и средним бизнесом к обработке данных принципиально различных форматов. В любом случае потенциал практического освоения отечественным рынком технологий работы с текстовой и медиаинформацией пока представляется весьма высоким. Численная же информация по-прежнему, как, собственно, и можно было ожидать, продолжает оставаться наиболее важной для бизнеса. На сегодняшнем этапе приоритет очевидно принадлежит детализации работы с ней.
Первый и последний варианты второй группы вопросов больше связаны с тем, какие компоненты корпоративного ИТ-ландшафта бизнесу навязывает внешняя среда, а не с его собственными насущными задачами. Консьюмеризация сферы делового применения ИТ – это не инициатива бизнеса, а скорее вызов, на который он должен отвечать теми или иными способами и который все труднее становится игнорировать вовсе. И, судя по статистике предоставленных ответов, эта тенденция более чем ощутима. Следствия консьюмеризации, вопреки часто декларируемой и при этом весьма упрощенной трактовке, выходят далеко за пределы проблем интеграции личных персональных устройств сотрудников в корпоративное ИТ-пространство и разрешения посещать во время работы любимые социальные сети. Речь идет (о чем, кстати, сказано в одном из интервью данного номера) о достаточно серьезном переосмыслении того, что должны представлять собой информационные технологии в бизнесе. По крайней мере вопросы ИТ-безопасности, архитектура самих ИТ-систем и стратегия к ИТ-ресурсам в связи с тенденцией консьюмеризации затрагиваются очень существенно. Абсолютное же лидерство принадлежит тезису, согласно которому в бизнесе в большей степени начинают использоваться мобильные устройства и беспроводные технологии. У этой тенденции много общего с консьюмеризацией, и следствия их развития часто представляются схожими, хотя знак равенства между ними ставить никак нельзя.
Хочешь решения? Спроси у системы…
Третья группа вопросов (рис. 3), по сути, посвящена характерным нюансам применения информационных технологий в бизнесе. Начнем, как обычно, с главных приоритетов. Около 80% респондентов считают, что значение инструментов коллективного взаимодействия для принятия управленческих решений на нынешнем этапе возрастает. Предлагая нашим читателям этот вариант ответа, мы, надо сказать, вовсе не имели в виду, что данный инструмент призван компенсировать дефицит достоверных исходных данных и реализации в ИТ-системах функций планирования и прогнозирования, якобы способных предоставить каждому руководителю необходимую ему и при этом однозначно трактуемую информацию, тем самым во многом избавляя его от необходимости коллективных обсуждений. Скорее наоборот, интерес к средствам обсуждения онлайн должен стимулироваться за счет перехода от более понятной, но и более ограниченной логики арифметических вычислений, предлагаемых ИТ-системами, к более широкому использованию бизнес-аналитики и оптимизационных алгоритмов, по определению предполагающих интерактивность в выборе окончательных решений, а стало быть, и использованию инструментов коллективного взаимодействия. К применению подобных средств может подталкивать и возрастающий интерес в управлению в режиме реального времени, по крайней мере на определенных участках производственной цепочки. Да и единодушно констатируемая практически всеми участниками рынка возросшая доступность технологий связи, в сочетании с повышением их надежности, неминуемо ведет за собой сопряженный с ними прикладной функционал – в данном случае как раз в виде систем электронного взаимодействия.
Вполне ожидаемо то, что принятие управленческих решений требует от современных систем управления как количественных показателей, так и качественной картины сегодняшнего состояния и перспектив развития бизнеса.
Также довольно интересным представляется сравнение приоритетов первого и третьего факторов в списке особенностей использования информационных систем в бизнесе. Большинство ответивших (74%) отмечали, что первичные данные сегодня, чаще, чем ранее, собираются в автоматизированном режиме, и это кажется достаточно неожиданным. Вообще если ранее такой акцент в основном прослеживался при активном применении систем АСУТП в промышленности, то в настоящее время системы автоматизированного сбора могут использоваться очень во многих отраслях. Отчасти это обусловлено все тем же развитием технологий (например, началом активного применения GPS-навигации, всевозможных новых систем автоматического идентификации и распознавания объектов и т. д.). Отчасти же усиление данного акцента может быть обусловлено сдвигом самой парадигмы управления. Наиболее ярким примером его реализации – развитие систем интеллектуального (smart) управления теми или иными объектами. И если практическую имплементацию данной концепции не всегда полностью осуществима в масштабах небольших организаций, то по крайней мере некоторые ее элементы могут стать весьма распространенными. Например, управление в реальном времени, где построить все необходимые обратные связи без автоматизированного сбора информации просто невозможно. Таким образом, разговоры о приходе в бизнес так называемых «больших данных» не являются лишь маркетинговой пропагандой производителей, а, по всей видимости, имеют под собой вполне реальную основу.
Дальнейшая детализация численной информации в бизнесе тоже является весьма важным приоритетом у отечественных специалистов, а этот приоритет тесно связан с приоритетом автоматизированного сбора первичных данных. Несколько неожиданно, правда, при этом выгладит тот факт, что делегирование информационной системе принятия тех или иных решений у абсолютного большинства ответивших не входит в число самых заметных тенденций последнего времени, хотя такое делегирование, казалось бы, неминуемо должно следовать за тенденцией автоматизированного съема первичной информации. Не перекладывая на ИТ-системы «ответственность» за принятие решений хотя бы на каких-то локальных участках, с возрастающим потоком данных просто не справиться. Однако думается, что здесь осознание связанных друг с другом акцентов просто может запаздывать.
Три категории персонала
Вопрос о квалификации персонала (рис. 4) в сегодняшней ситуации автоматизации бизнеса, очевидно, имеет всего три аспекта. Иными словами, ИТ-системы всегда необходимо грамотно использовать, умело с ними работать и профессионально развивать. Поэтому необходимы реалистичные ожидания от них со стороны руководства, наличие грамотных пользователей, а также ИТ-специалистов, способных постоянно трансформировать функционал автоматизации в нужном бизнесу направлении. Каждая из этих тем традиционно болезненна для бизнеса. Обратим внимание читателей на то, что в данной группе вопросов каждый пункт набрал довольно много ответов, свидетельствующих о якобы существовании некой деградации в сфере квалификации персонала. Хотя и раньше положение здесь мало кого устраивало. Возможно, подобные вопросы всегда обсуждались несколько субъективно. Отметим также, что наибольший прогресс, по статистике ответов, имеет место в области квалификации ИТ-персонала, что для нашего издания, пишущего на темы информационных технологий, само по себе отрадно.