Гостиница «Националь» — не просто пятизвездочная, а, наверное, самая известная в Москве, да и во всей России. Всего здесь четырнадцать конференц-залов. «Петровский», открывшийся в апреле 2005 года, — самый вместительный: он позволяет принять до 170 гостей (при проведении конференции и т. п.). Он же наиболее оснащен технически и благодаря этому является самым универсальным. «В “Петровском” обеспечены и прослушивание выступлений, и просмотр видеоматериалов, а также информации с компьютера, и проведение приемов и торжеств; есть возможность организовать фуршет. В нем проходят мероприятия самого разного рода, даже премьеры кинофильмов», — рассказывает руководитель группы слабых токов гостиницы «Националь» Михаил Честнов. Оборудование нового зала было частью проекта по комплексной реконструкции «Националя».
Видео и аудио
Работы по техническому оснащению зала выполнила компания «РТА-ТехноИнжиниринг». «Подбор видеооборудования для зала, — говорит Михаил Зернов, начальник коммерческого отдела РТА, — представляет собой сложный итерационный процесс. Размер экрана зависит от планируемого количества зрителей и предполагаемого способа их размещения, от высоты и ширины зала, соотношение сторон экрана определяется основными источниками информации (4:3 для компьютера, 16:9 для DVD-плейера); под размеры экрана и зала подбирается мощность проектора. Предварительные предложения передаются заказчику, требования которого вкратце сводятся к тому, чтобы получить максимально качественную, удобную и красивую систему за фиксированную сумму. В результате двустороннего обсуждения и рождается зал».
Всю устанавливаемую в зале аппаратуру следовало разместить так, чтобы она не была видна, когда не используется. Это означало, в частности, что нужны механизмы, позволяющие полностью скрыть экран и проектор. Стандартно тот и другой подвешиваются к потолку и убираются, если это предусмотрено, внутрь него. Но потолок в зале гостиницы имеет сложную архитектуру и дизайнерское решение, он прозрачный и в отличие от окон, которые зашториваются, всегда открыт. Эти особенности определили требования к проекционной системе: компактность, соответствие дизайну и качественное отображение информации в условиях довольно сильной естественной освещенности помещения, включая пространство перед экраном.
«Убить двух зайцев» специалистам «РТА-Инжиниринга» позволила система отображения на базе оборудования Christie Digital. Выполненный по технологии LCD видеопроектор LW40, обладающий мощностью светового потока 4000 ANSI-лм при разрешении WXGA (1366Ч768) и контрастности 900:1, обеспечил яркое контрастное изображение на экране размером 1,4Ч2,5 метра. «Когда показывать ничего не предполагается, экран и проектор убраны в ниши на потолке и задекорированы, так что они не видны, — объясняет Михаил Честнов. — А при необходимости что-либо показать экран выдвигается, одновременно с ним при помощи специального лифтового механизма опускается проектор».
Размещение проектора было наиболее сложной частью работ. «Требовалось, чтобы он обеспечивал качественное изображение, — говорит Михаил Зернов, — не мешал коммуникациям (кабельным трассам, вентиляционным каналам) и был хорошо задекорирован. Поэтому в такого рода проектах всегда нужно сначала начертить весь комплекс инженерных систем: если не включить в него системы аудио и видео, то потом добавить их будет невозможно». Специалисты РТА включились в проект с самого начала реконструкции, что позволило заранее обсудить с заказчиком детали решения. В техническое задание для строителей были включены закладные устройства для всей необходимой проводки, которая целиком скрыта в полу, стенах и потолке.
Помимо проектора и экрана зал оснащен системой технологического телевидения на базе видеокамер Sony, позволяющей транслировать любые мероприятия и организовывать сеансы видеоконференцсвязи (ВКС). Камеры, установленные в нескольких точках, могут поворачиваться на 360о, имеют небольшой размер и почти незаметны. Для воспроизведения звука используются две группы акустических систем: распределенная, с динамиками производства Polk Audio, вмонтированными в потолок, и профессиональная выносная Bag End, более мощная и с расширенным диапазоном частот. Через потолочную акустику транслируются голоса докладчиков и других участников конференций и прочих мероприятий, а выносная аппаратура устанавливается для озвучивания презентационных материалов и просмотра видеофильмов. Обработку сигналов осуществляет цифровая аудиоплатформа Biamp, совмещающая функции микшера, усилителя и подавителя обратной акустической связи. В пол вмонтированы люки для подключения микрофонов — настольных для сидящих в президиуме и напольных (на стойках типа «журавль»), которые могут быть расставлены по всему залу.
«Монтаж оборудования осложнялся тем, что проводился в действующей гостинице и гостей было крайне нежелательно беспокоить шумом ремонтных работ, — вспоминает Михаил Зернов. — Поэтому график был выстроен очень прихотливо, его приходилось согласовывать буквально по часам. Мы работали в непосредственном взаимодействии со строителями, без постоянного контроля со стороны заказчика, и они отлично подготовили все закладные устройства для нашей проводки. Также мы провели обучение его представителей работе с системой».
«В действительности зал в “Национале” еще не самый сложный и многофункциональный, — комментирует заместитель начальника коммерческого отдела РТА Петр Коваленко. — В конференц-зале “Лукойла”, где проводятся как деловые, так и развлекательные мероприятия, мы смонтировали не только два типа аудиосистем, но и две системы отображения. Для демонстрации фильмов используются кинопроектор и потолочный экран (а зал затемняется), для презентаций — система обратной проекции. Причем если обычно для таких конструкций хватает одного зеркала, то там мы применили по три на каждый из двух проекторов. Статус зала не допускал применения одной и той же аппаратуры для двух задач, хотя в других случаях это вполне возможно».
Управление
Всё имеющееся в зале «Петровский» оборудование через распределительную сеть подключено к установленному в аппаратной процессору Crestron. Структурированная кабельная система, проложенная скрыто, объединяет электропроводку и коммуникационные кабели, в том числе подведенные к точкам беспроводного доступа в Интернет. В стенах зала предусмотрены комбинированные розетки для подключения различной аппаратуры, такой как выносная акустика, ноутбук докладчика (с которого демонстрируется презентация), управляющее устройство или, например, внешний DVD-плейер. «Розетки, — говорит Михаил Зернов, — невозможно спрятать, но они оформлены так, чтобы вписываться в облик зала, и совершенно его не портят, напротив, играют роль декоративных элементов».
Процессор Crestron управляет всеми видео- и аудиоустройствами, опусканием/подъемом
проектора, разворачиванием/сворачиванием экрана, выбором источников сигналов.
Для управления служит специальная сенсорная панель Crestron, установленная в
аппаратной. Сенсорная панель позволяет как запрограммировать управление отдельными
подсистемами, так и задать несколько сценариев их работы: например, перед началом
киносеанса закрываются портьеры на окнах, гасится искусственное освещение, разворачивается
экран, опускается и включается проектор, и на него начинает подаваться изображение
с DVD-плейера. Перед началом презентации свет полностью не гасится, а источником
изображения выступает ноутбук докладчика. Сценарии были составлены по техническому
заданию «Националя» и предварительно согласованы с его специалистами.
Системы Crestron применяются практически во всех проектах РТА по оснащению залов,
причем специалисты компании следуют общему принципу единого управления всем
комплексом аппаратуры. Он был выдержан даже в «Лукойле», где для этого потребовалась
колоссальная программа, и полностью соблюден в «Национале».