В начале 1990-х годов фонды имущества как один из элементов приватизации были созданы по всей стране и существовали в каждой области. Но в силу того, что масштабы приватизации сейчас существенно сократились, подобные структуры если и сохранились, то уже в иных качествах. Президентский указ 1997 года «О коррупции» жестко предписывал осуществлять все закупки для бюджетных организаций на конкурсной основе. Тремя годами позже федеральный закон потребовал того же от всех федеральных органов. Согласно нынешнему бюджетному кодексу, все закупки на сумму свыше 2000 минимальных заработных плат должны осуществляться только на конкурсной основе.

В связи с этим на Фонд имущества Владимирской области была возложена обязанность осуществлять операции, связанные не только с приватизацией, но и с размещением на конкурсной основе заказов на всевозможные работы и услуги для нужд государственных и муниципальных учреждений области. Кроме того, в 2000 году Правительство РФ своим постановлением предписало передать функции реализации арестованного имущества Российскому фонду федерального имущества и его подразделениям на местах — эти функции образовали третье направление деятельности Фонда имущества Владимирской области.

Но, несмотря на разнообразие задач, стоящих перед областным Фондом имущества, областной заказ остался, пожалуй, самой приоритетной его задачей. Консолидированный областной заказ, сведенный в единый пакет и распределенный по номенклатуре товаров, попадает в Фонд государственного имущества, который обладает полномочиями по организации торгов. Здесь происходит группировка этих товаров в единые лоты или, наоборот, разбивка крупных групп на более мелкие. Информация обо всем товарном заказе публикуется в газете, Фонд имущества самостоятельно утверждает график проведения торгов, собирает заявки, обобщает их, проводит тендеры и т. п.

Но на этом работы по выполнению областного заказа не заканчиваются. Возникают всевозможные нюансы, связанные с выполнением подписанных контрактов. Скажем, поставка продуктов питания в медицинские учреждения должна равномерно осуществляться в течение всего срока действия контракта — соответствующую отчетность предоставляет экономическое управление области. «На текущий год этот объем закупок составляет примерно 170 млн руб., — рассказывает Владимир Веретенников, первый заместитель губернатора Владимирской области. — Кроме того, в прошлом году областной Фонд имущества реализовал арестованное имущество на сумму порядка 40 млн рублей».

Долгое время все работы по формированию и реализации областного заказа выполнялись вручную, для этой достаточно трудоемкой процедуры приходилось задействовать многочисленный персонал. В области все явственнее ощущалась необходимость постепенного перевода в электронную форму всей комплексной работы торгов, да и вообще всей системы проведения областного заказа.

Профиль клиента

Компания:
администрация Владимирской области

Местонахождение:
г. Владимир

Руководитель:
Владимир Веретенников, первый заместитель губернатора

Проблема:
Автоматизация процедуры государственных закупок во Владимирской области

Профиль партнера

Компания:
Cognitive Technologies

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Ольга Ускова, президент

Число сотрудников:
327 человек

Решение:
Внедрение системы электронных торгов и его адаптация к потребностям заказчика

Сложности организации торгов

Различные источники, связанные с государственными закупками, указывают, что из всего объема закупок по результатам 20—25% нет исчерпывающей, прозрачной информации. Фактически четверть операций находится в тени, а это способствует всевозможным злоупотреблениям. Еще никто из компетентных лиц не взялся оценить размеры этих злоупотреблений, но в то же время никто и не отрицает их наличие. Не нужно выискивать в качестве примера подобных злоупотреблений мелкие, сомнительные поступки служащих, пусть даже высокого ранга — достаточно просмотреть подборку газет «Конкурсные торги», чтобы представить себе общий масштаб явления. Судя по объявлениям о тендерах в этом специализированном издании, принципу состязательности строго следуют Министерство обороны, ведомства Федеральной пограничной службы, Министерство социального обеспечения и многие другие. А вот объявления Министерства юстиции в газете «Конкурсные торги» найти крайне сложно, а между тем именно эта структура должна пристально следить за безукоризненным соблюдением распоряжений правительства об организации тендеров.

Но помимо проблемы злоупотреблений Фонду имущества Владимирской области приходится иметь дело и с другими сложностями, зачастую весьма прозаичными. Именно они и послужили главным поводом для внедрения в области современной электронной системы государственных торгов.

Одной из таких проблем была нестабильность цен при закупке продуктов питания. Конъюнктура рынка изменяется очень быстро, и продукты, перечисленные в договоре по строго определенной цене, через какое-то время конкурент может предложить на более выгодных условиях. С одной стороны, разрывать долгосрочный контракт в одностороннем порядке нельзя, но с другой — и расходовать лишние бюджетные средства нецелесообразно. Между тем процедура торгов оказывается растянута во времени даже при всем старании работников Фонда имущества. Собственно механизм проведения торгов напоминает айсберг: видно только вершину, а основная, подводная часть скрыта от глаз. Это очень трудоемкая и кропотливая работа — в масштабах областного заказа ее невозможно осуществить без современных технологий за несколько дней или даже недель.

Кроме того, следует учитывать, что участие в тендерах платное. Стоимость этого мероприятия определяется трудоемкостью обработки данных и подготовки областного заказа — на сегодняшний день примерно 2% от суммы сделки. Для низкорентабельных организаций величина в 2% часто оказывается неподъемной. «Постоянно раздаются упреки в адрес губернатора и призывы снизить ставку платежей, а снизить ее можно, только снизив затраты и стоимость этой работы, — говорит Владимир Веретенников. — Если мы переводим всю организационную работу на электронные технологии, то получаем определенную возможность снижения этих затрат. Это, пожалуй, первый и главный посыл, который заставляет нас заниматься внедрением информационных технологий в этой области».

Когда была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», предусматривающая создание системы электронных торгов, представители Владимирской области обратились в Минсвязи, в Минэкономики и в Правительство РФ с предложением об участии в этой программе. К этому времени столичная компания Cognitive Technologies выиграла тендер Министерства по связи и информатизации РФ по разработке системы электронных торгов.

Cognitive Technologies
http://www.cognitive.ru
Компания Cognitive Technologies основана в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР). В компании работают 327 сотрудников, в том числе один член-корреспондент РАН, пять докторов наук и девятнадцать кандидатов. Основное направление деятельности Cognitive Technologies — разработка систем управления документами (автоматизация документооборота, обработка форм документов и т. д.), систем электронной торговли, информационно-аналитических систем и других специализированных прикладных решений. В основе этих решений лежат технологии, созданные научным коллективом Cognitive Technologies.

ФЦП «Электронная Россия», мероприятие 54

Первые контакты представителей Владимирской области со специалистами Cognitive Technologies состоялись во второй половине 2002 года, когда компания выиграла тендер по «созданию элементов интегрированной инфраструктуры электронной торговли» (мероприятие 54 в ФЦП «Электронная Россия»). На тендер Минсвязи Cognitive вышла, имея наработки в этой области и опыт реализации подобных проектов, в частности, по линии фармацевтики. При этом Институт системного анализа, с которым у Cognitive установились давние прочные отношения, выиграл тендер по мероприятию 53 — «созданию системы информационно-маркетинговых центров».

На основании этого опыта и давнего партнерства с Институтом системного анализа Cognitive создала технический проект и макет системы электронной торговли и предложила его администрации Владимирской области. По технологическим параметрам и функциональным возможностям система полностью удовлетворила представителей администрации. В декабре ее макет был установлен в Фонде государственного имущества Владимирской области и началась опытная эксплуатация. Тесты прошли успешно. С февраля 2003 года запущен уже пилотный проект системы электронных госзакупок, а практическая обкатка происходила в течение последующих 4—5 месяцев.

Эксплуатация системы

Торги по госзакупкам проходят, как правило, либо в режиме конкурсных закупок, либо в режиме запросов котировок. Заявка, которая поступает на конкурс, должна быть недоступна никому вплоть до момента вскрытия. Хотя информационные технологии уже получили достаточно широкое распространение, система электронных торгов вызвала у многих недоверие — скептики ставили под сомнение надежность защиты информации.

«Директор одного из департаментов администрации области сразу же высказал подозрение, что тендерные предложения могут быть раскрыты раньше срока, — рассказывает Юрий Анатольевич Соловьев, председатель областного Фонда государственного имущества. — В данном случае это означает, что, если я вхожу в Интернет, значит, могу получить доступ к информации потенциальных поставщиков».

Нельзя сказать, что сейчас недоверие к системе электронных торгов полностью снято. В процессе промышленной эксплуатации необходимо было максимально приблизить весь процесс к аналогии запечатанных бумажных конвертов. На стадии макетирования информация в системе защищалась паролем, но теоретически у администратора системы оставалась возможность добраться до конфиденциальных данных. Поэтому было решено технологически усовершенствовать процедуру. Теперь заявки по-прежнему поступают на конкурс в зашифрованном виде, но при этом существуют два ключа: закрытый, который находится у председателя конкурсной комиссии, и открытые, которые остаются у каждого участника. В момент вскрытия конвертов или расшифровки участники должны будут войти в систему с этими ключами. При этом администратор уже не сможет получить доступ к информации — такая возможность есть только у председателя и участника тендера, и то лишь в определенное время, никак не раньше назначенного времени торгов.

Эти изменения в системе, призванные придать новый импульс электронным торгам, действуют с июля текущего года. В настоящее время около 10% закупок в области проходят через электронный формат торгов.

Впрочем, для многих поставщиков, в частности, в сфере продуктов питания, компьютер и высокие технологии пока остаются чем-то диковинным. Со многими областными РайПО и другими компаниями еще необходимо проводить своеобразный компьютерный ликбез. Но уже первые торги в электронном формате дали ощутимый эффект. Если раньше только вскрытие конвертов с предложениями 37 участников могло занимать 5—6 ч, то теперь удается успеть провести все необходимые процедуры и проинформировать участников о результатах тендера буквально в течение часа. К тому же достигается экономия бюджетных средств.

К примеру, тендеры на поставку онкологических медицинских препаратов проводятся на суммы порядка 10 млн руб. Раньше конкурсы проводились лотами, и поставщики должны были представить предложения сразу по нескольким позициям, скомплектованным в лоты. После внедрения системы электронных торгов появилась возможность рассматривать предложения по отдельным позициям. Это позволило, во-первых, расширить список потенциальных участников, а во-вторых, обеспечить дополнительную экономию бюджетных средств. Раньше лот выигрывал по цене в целом — при этом в нем могла оказаться отдельная позиция, которую другой участник мог бы предложить по более выгодной цене. Сейчас торги идут буквально по всем позициям, и результат формируется в течение нескольких минут.

«Мы предполагаем, что электронная форма проведения торгов будет способствовать понижению цен, — говорит Владимир Веретенников. — Электронные формы значительно ускоряют саму процедуру и позволяют привлекать намного больше участников. А конкуренция помогает снижать цены».

Перспективы

Сегодня основной критерий при выборе поставщика по тендерам — это цена. Побеждает тот, кто предложил наиболее выгодную цену на товар или услуги. Но это не всегда обоснованно даже при объявлении простых тендеров. Существует сложные тендеры, например, на поставку специфической техники, выполнение строительных работ, поставку уникальных медикаментов или оказание услуг. Длительные, растянутые во времени работы связаны с выполнением множества операций, и здесь на первый план выходит качество работ. Цена в этом случае не может быть основным критерием при выборе поставщика услуг: высока вероятность, что "дешевый" поставщик попросту не справится со взятыми на себя обязательствами. Перед организаторами торгов стоит задача заложить в систему и другие критерии оценки, например, качество продукции — для этого в нее вводится классификатор товаров. Но решение этой задачи нельзя рассматривать только с точки зрения ИТ. Необходимо также создать управляющую структуру, которая в числе прочего займется доработкой правовых вопросов системы сертификации с целью обеспечить стандартизацию всех товаров.

Опыт внедрения и эксплуатации систем электронной торговли в зарубежных странах говорит о том, что потребитель, как правило, относится к этим системам с высокой степенью доверия. Причина в том, что они основаны на стандартах качества, которым должен соответствовать каждый товар, и поставщики обязаны придерживаться этих стандартов.

«Раньше мы на это не смотрели, — рассказывает Юрий Соловьев. — Сегодня же заказчик пишет, требованиям какого ГОСТа должен соответствовать тот или иной товар. Совершенства никогда не достигнешь, но когда система выберет победителя на основании хотя бы пяти критериев, то это уже хорошо. Цена не рассматривается как лучший критерий, хотя мы говорим о том, что в первую очередь надо экономить бюджетные средства. Ведь их можно сэкономить в том числе и на том, например, что мы закупили оборудование, которого хватит на пять лет. А если закупить его подешевле, оно может выйти из строя уже через год».

Впрочем, специалисты компании Cognitive Technologies считают, что критерии соответствия сертификатам и ГОСТам достаточны только в случае информационной бедности. Дело в том, что длительная эксплуатация подобных систем в рабочем режиме (два-три года) позволит накопить большой массив информации. В итоге это даст возможность проводить глубокий анализ.

Каждый закупщик, не только государственный, должен иметь возможность отследить кредитную историю поставщика. Чем дольше функционируют электронные площадки, тем более глубокая и содержательная историческая база данных у них накапливается. Таким образом, будет достаточно легко оценить весь опыт сотрудничества с тем или иным поставщиком, и соответственно субъективность будет уменьшаться. А наличие подобных историй станет для компаний дополнительным стимулом беречь свою репутацию. Если в бумажном виде ошибка может быть забыта или потеряна, то в электронной системе это в принципе исключено.

Сегодня информация о торгах в электронном виде представлена в основном в пределах области, поэтому электронный формат не исключает публикации объявлений о тендерах в газете «Конкурсные торги». В масштабах большой страны газетные публикации не всегда своевременно оповещают производителей и поставщиков продукции о проводимом конкурсе. Впрочем, когда системы электронных госзакупок будут внедрены в других регионах, их можно будет объединить в единую информационную инфраструктуру.

«Разрабатывая свою систему, мы изначально делали ставку на создание единого информационного пространства, чтобы информация о товарах и ценах, представленная в системе электронных торгов, например, во Владимирской области, была бы доступа на другом конце России, — поясняет генеральный директор Cognitive Technologies, член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров. — Это даст регионам возможность закупать товары на наиболее выгодных условиях и обеспечит значительную экономию бюджетных средств».

Специфика российского рынка

Справедливости ради надо заметить, что инициатива администрации Владимирской области явилась скорее исключением из ситуации, сложившейся в целом по России. Несмотря на актуальность автоматизации системы государственных закупок, большинство регионов только еще изучают опыт коллег из Владимира. В первую очередь они следят за состоянием нормативной базы. В связи с тенденцией централизации власти и единства федерального законодательства регионы заняли выжидательную позицию и не форсируют формирование своего законодательства.

Нынешнее же состояние нормативно-правовой базы стало мощнейшим сдерживающим фактором для развития системы в целом по стране. Электронная торговля — это процесс, связанный с деньгами и товарами, кроме того, в данном случае речь идет о деньгах государственных, бюджетных. Поэтому мера ответственности людей, которые принимают решения о формировании подобных систем у себя в регионах, весьма высока. Не всякий региональный руководитель решится на это, несмотря на все блага, связанные с прозрачностью системы. Возможно, прогресс здесь ускорится, если вопросы ответственности будут решены на законодательном уровне в виде качественных решений об электронной торговле, электронном документе, защите информации и т. п.

Кроме того, конкурс Минсвязи еще вовсе не означал монополию победителя на этом рынке и отсутствие альтернативных решений. Сегодня на этом рынке присутствует несколько игроков, наиболее серьезным из них считается корпорация «Парус». Предполагается также, что примерно треть российских решений в данной сфере будут реализовывать региональные команды разработчиков.

Администрация Владимирской области
http://www.avo.ru
Общая площадь Владимирской области — 29 тыс. км2; население — свыше 1 млн 600 тыс. человек. В состав области входят 23 города, 35 поселков городского типа, 222 сельских округа, 2473 сельских населенных пунктов. Областной центр Владимирской области — город Владимир, численность населения которого составляет 355 900 человек.

В настоящее время Владимирская область — один из наиболее экономически развитых регионов России. Региональный промышленный комплекс включает в себя предприятия 11 хозяйственных отраслей — машиностроения и металлообработки, пищевой, легкой, стекольной, химической, нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Транспортная инфраструктура региона составляет основу для формирования хозяйственных отношений с другими областями страны. Ежегодный объем регионального экспорта составляет свыше 100 млн долл. Значительную часть в общей структуре экспорта занимает продукция машиностроительных предприятий.